Поиск

Покидая Jazz Cafe - Личное мнение о японской импровизированной музыке 1970-х годов

Покидая Jazz Cafe - Личное мнение о японской импровизированной музыке 1970-х годов

Jazz Kissa

Для меня самой вдохновляющей музыкой 1970-х годов была, без сомнения, японская свободная музыка того времени. Конечно, в Японии, как и во всем мире, слушателей этого жанра было немного, и я впервые познакомился с ним в джазовых кафе провинциального городка Фукусима, в 300 км к северу от Токио.

В середине 70-х годов я был старшеклассником и жил в Фукусиме. Даже для школьника того времени слово «джаз» звучало старомодно. Это была музыка, которую любили наши родители, а мы, в основном, были поколением, слушавшим рок. Тем не менее, «джаз-кисса» (1), явление, которое, вероятно, существовало только в Японии, было идеальным местом, где можно было провести время, прогуляв уроки.

Пространство размером 2,5 на 6 метров. Это и пара огромных динамиков JBL или Altec, несколько сотен джазовых пластинок и барная стойка — все, что было необходимо для открытия базового джаз-кисса. Это было также место, богатое молодежной субкультурой того времени. Авангардный джаз, манга, музыкальные и культурные журналы, тетради, заполненные мнениями молодых левых, концерты раз в месяц или два и показы 8-миллиметровых фильмов. Молодые посетители, такие как я, привлекались мангой. (2) Там можно было часами сидеть и читать мангу на целую неделю, выпивая одну чашку кофе, которая тогда стоила около 250 иен (около одного доллара США), и к тому же это было гораздо интереснее, чем ходить в школу. Молодежная субкультура вращалась вокруг манги.

В середине 1970-х годов в провинциальные города из Токио приезжало много молодых людей, разочарованных поражением в студенческих восстаниях. Это было одной из причин, по которой даже в самых маленьких из таких городов всегда была джазовая кисса. Для тех из нас, кто вырос в маленьких городах, джазовая кисса открывала окно в культурную жизнь Токио.

Джазовые кисса часто управлялись интересными людьми с художественными наклонностями, которые весь день проигрывали пластинки на своей аппаратуре в соответствии со своим вкусом. В Фукусиме, население которой тогда составляло 270 тысяч человек, было четыре джазовых кисса, два из которых были довольно хардкорными и проигрывали музыку Чарли Мингуса, Орнетта Коулмана, Эрика Долфи, а иногда и Дерека Бейли или Эвана Паркера. Я часто бывал в этих двух. Со временем я стал ярым поклонником джаза в дополнение к тому, что был ярым поклонником рока. Из всей музыки, которую я слушал, меня особенно привлекали Абе Каору и Такаянаги Масаюки.

Такаянаги «Джоджо» Масаюки / Takayanagi "Jojo" Masayuki (3)

Такаянаги, один из представительных гитаристов Японии, был первым, кто занялся некоммерческими формами импровизированного джаза. Меня особенно вдохновляли его комментарии, которые я читал в различных джазовых изданиях. В своем несколько строгом стиле письма он всегда тщательно анализировал джаз или импровизированную музыку с точки зрения ее связи с обществом.

Во время джазового бума в начале 1960-х годов Такаянаги также был первым, кто начал проводить независимые, некоммерческие мастер-классы, организованные самими музыкантами (известные под такими названиями, как «Gin-Paris sessions»). Из этих кругов вышли некоторые музыканты, которые позже стали представителями японского фри-джаза 1970-х годов, такие как Тогаси Масахико и Ямасита Йосуке. Однако в 70-х годах Такаянаги расстался с этим фри-джазовым движением и начал развивать стиль импровизации в шумовой музыке, неслыханный нигде больше.

Такаянаги, который в 50-х и начале 60-х годов был известным гитаристом кульного джаза, к 70-м годам стал гитаристом, игравшим с самой громкой громкостью и самым шумным фидбэком в Японии. Сомневаюсь, что он слышал тогда об AMM или Дереке Бейли, и он не следовал какому-либо рок-стилю в своих выступлениях. В противовес этому методу, который он сам назвал «Mass Direction», у него был другой стиль, называемый «Gradual Direction». Это был метод, который срезал звуки, пространственный стиль, который иногда исполнялся акустически. Параллельно с этим у него был джазовый гитарный комбо в стиле Тристано с четырьмя ударами и ортодоксальное фри-джазовое гитарное трио. Такое разнообразие часто сбивало его публику с толку. Слишком экстремальным для поклонников джаза и слишком непоследовательным для поклонников свободной музыки.

Однако, разумеется, Такаянаги на протяжении всей своей жизни оставался последовательным в своем стремлении к независимому самовыражению на фоне общества и в тщательном анализе своей собственной идентичности через импровизацию. За исключением выступления на джазовом фестивале в Мёрсе в 1980 году, он выступал исключительно в небольших клубах Токио перед небольшой аудиторией. До своей смерти в 1991 году в возрасте 58 лет он был борцом, который играл самую экстремальную музыку в Японии. Его сольный альбом с коллажами из магнитофонных записей и подготовленной гитарой, Action Direct, звучит как одинокий молоток на фоне экономического процветания Японии. Его музыка и отношение к жизни оказали на меня глубокое влияние в 70-е и 80-е годы, и его музыка по-прежнему остается для меня образцом для подражания.

Абэ Каору (4)

Независимый кинорежиссер по имени Вакамацу Кодзи снял фильм, основанный на жизни Абе Каору и его жены Сузуки Идзуми, популярной писательницы. Фильм вышел в 1995 году и привлек большое внимание молодой аудитории. Саксофонист Абе Каору, умерший в 1978 году от передозировки наркотиков и оставивший после себя множество легенд, был единственной харизматичной фигурой в мире японского фри-джаза. За свою жизнь он выпустил всего 3-4 альбома, но после его смерти было выпущено более десяти CD с записями его сольных концертных выступлений. Все они хорошо продавались для записей свободной музыки, и о нем написано как минимум три книги. Абе Каору продолжает оставаться социальным феноменом в андеграундном мире после своей смерти.

Первый концерт, за который я заплатил, был именно концерт Абе Каору в джаз-киссе в Фукусиме. В то время я был старшеклассником, и его полностью импровизированное выступление на альт- и сопрано-саксофоне было для меня чем-то непостижимым. Но его выступление с использованием шума обратной связи на электрогитаре, которая случайно оказалась у меня в тот день, было, пожалуй, одной из причин, побудивших меня самого заняться свободной музыкой. Я помню, что, подростком, смотря на его выступление, я думал: «Я тоже могу так».

Это сольное выступление было записано на видео, и с тех пор я имел возможность один или два раза посмотреть этот частный документ. Сегодня, глядя на это со своей точки зрения, я считаю, что его игра на саксофоне была скорее чистым панком, чем свободным джазом или свободной импровизацией.

Абэ появился на сцене в конце 60-х, в возрасте 20 лет. В 1970-х годах он познакомился с Такаянаги через одного из самых агрессивных и прогрессивных музыкальных критиков того времени, Акилакса Айду. Сохранился единственный документ их совместных выступлений, Kaitaiteki Kohkan, который был выпущен тиражом всего 300 экземпляров. Импровизация двух музыкантов на этой пластинке слишком шумная и экстремальная, чтобы ее можно было назвать свободной импровизацией.

В то время как цель Такаянаги заключалась в оттачивании своего импровизационного языка на основе шума, рожденного его хладнокровными наблюдениями за обществом, Абе был озабочен физической стороной саксофона и утверждением себя как социального явления в социально-политическом климате 1970-х годов. Оглядываясь назад, можно сказать, что это было похоже на харизму рок-музыки или панка.

Наряду со многими противостоящими сектами на токийской фри-джазовой сцене 1970-х годов, Абе в конечном итоге поссорился с Такаянаги и до своей смерти в 1978 году продолжал жить жизнью сольных выступлений и привычного употребления наркотиков. Я сам не могу понять его декадентский образ жизни, но могу сказать, что именно его музыка зародила во мне интерес к панк- и нойз-музыке.

От фри-джаза к импровизации без категорий (середина 1970-х)

Такаянаги и Абе объединяло почти стоическое отрицание современного общества и их чистый подход к импровизации. Другие представители сцены свободной музыки 1970-х годов в той или иной степени разделяли эту же позицию. Это также увеличило расстояние между различными течениями той же сцены.

В середине 70-х, когда я заинтересовался этим движением, рождалось второе поколение японской свободной музыки, а вместе с ним и новые стили групповой импровизации. Первое поколение, в которое входили Такаянаги, Абэ, Ямасита Ёсукэ (фортепиано), Тогаси Масахико (перкуссия), Тоёдзуми Ёсисабуро (ударные), Йошидзава Мотохару (5) (бас), Такаги Мототэру (саксофон), Оки Итару (труба), Накамура Тацуя (ударные), Ямазаки Хироси (ударные), Сато Масахико (фортепиано), Мидорикава Кэйки (виолончель), Фудзикава Йошиаки (саксофон) — находилось под сильным влиянием джаза, но второе поколение — такие группы, как Shudan Sokai, New Jazz Syndicate и Seikatsu Kohjoh Iinkai — двигалось в более некатегоричном направлении. Из этих групп вышли такие музыканты, как Доктор Умезу (саксофон) и Кондо Тосинори (труба).

Совершенно из другого направления, альтернативной рок-сцены конца 1960-х годов, не имевшей отношения к фри-джазу, появились такие музыканты, как Хайно Кэйдзи, который создал совершенно уникальный стиль импровизации с громкой гитарой и голосом. Также появились музыканты с поп-прошлым, такие как Сакамото Рюити и Чино Сюити (оба — клавишные), и Косуги Такехиса из мира современной классической музыки. Были также музыканты, для которых импровизация сама по себе была отправной точкой, такие как Такеда Кэничи (тайсё-кото), Иидзима Акира (гитара) и Хиросе Дзюндзи (саксофон). Вклад этих музыкантов помог обогатить лексику импровизированной музыкальной сцены 1970-х годов, которая ранее в значительной степени опиралась на фри-джаз.

Выпустив сольный альбом Абе Каору и Йошизавы Мотохару, организовав концерты Милфорда Грейвса и Дерека Бейли, написав о таких музыкантах, как Хан Бенник и Эван Паркер, в многих журналах и реализовав внутренний релиз Incus Records, критик Акилакс Аида работал над тем, чтобы привлечь более широкую аудиторию к импровизированной музыке. Другой музыкальный критик, Соэдзима Теруто, организовал первый в истории фестиваль свободной музыки под названием «Inspiration & Power», в котором приняли участие большинство музыкантов того первого поколения; записи фестиваля позже были выпущены в виде двойного LP. Этот критик также путешествовал по Японии с 8-миллиметровой пленкой, на которой был запечатлен джазовый фестиваль в Мёрсе, и показывал фильмы в джазовых кисса по всей стране. Поэт Тосихико Симидзу представлял и писал критические статьи о свободной музыке в различных СМИ, используя свой фирменный сухой стиль письма. Его статьи с 1960 года по сегодняшний день уже собраны в трех книгах, и это лучшее из доступных в настоящее время руководств по свободной музыке. (6)

Эти движения в Токио я наблюдал фрагментарно из различных журналов, 8-миллиметровых фильмов, концертов и записей в джазовых киссах Фукусимы. В 1978-79 годах, когда умерли две центральные фигуры сцены, Абе Каору и Акилакс Аида, я решил переехать в Токио, чтобы стать музыкантом, как Такаянаги Масаюки. Мне было 19 лет. Эпоха политики и субкультуры подошла к концу, и Токио вступил в эпоху большого экономического процветания, в которой вся субкультура пыталась влиться в мейнстрим. С наступлением 1980-х годов джазовые кисса резко сократились, и я, молодой фри-джазовый музыкант из провинции, потерял ориентиры в этих переменах. Это чувство потери в конечном итоге направило меня в сторону нового и другого вида импровизации. Об этом я расскажу в другой раз.

ПРИМЕЧАНИЯ:

«Кисса» — кафе по-японски.

«Манга» — комиксы. К концу 60-х манга была влиятельным средством массовой информации среди молодежи Японии, особенно авангардная манга, такая как «Таро».

Такаянаги «Джоджо» Масаюки (1932–1991). Из заслуживающих внимания работ в настоящее время на CD доступны следующие:

Takayanagi Masayuki New Direction 1970, Call In Question, PSF Records PFSD 41. Самое раннее живое выступление в стиле фри-джаз.

Масаюки Такаянаги New Direction Unit, April Is The Cruellest Month, Kojima Recordings AR1. Студийная запись 1975 года.

Масаюки Такаянаги, Lonely Woman. Соло на джазовой гитаре, записанное в 1982 году, с мелодиями от Тристано до Орнетта Коулмана.

Angry Waves, 850113 Aketa's Disc. Живое выступление 1985 года. Трио гитаристов, играющих в стиле фри-джаз.

Масаюки Такаянаги Action Direct, Inanimate Nature, Jinya Disk LMCD 1168. Одна из его последних записей (1990) сольного живого выступления с шумовыми эффектами на лентах и гитаре.

Абэ Каору (1949 - 1978). В настоящее время доступно:

Абэ Каору соло, Mata No Hi No Yume Monogatari, PSF Records PSF 40. Соло-выступление 1972 года.

Дерек Бейли, Duo And Trio Improvisation, DIW 358. 1978 год, совместная работа с Дереком Бейли. Также с Мотохару Йошизава, Тосинори Кондо, Мототеру Такаги, Томоюки Цучитори.

Каору Абэ, Last Date 8.28.1978, DIW 335. Последнее сольное выступление Абэ.

Недавно был переиздан на CD альбом сольных басовых импровизаций Йошизавы.

Мотохару Йошизава, Wareta Kagami Matawa Kaseki No Tori, PSF 55. Йошизава был первым бас-импровизатором в Японии и с 1969 года активно сотрудничал с Takayanagi's New Direction, Каору Абэ, Йосуке Ямасита, Масахико Косуги и Масахико Тогаси. В то время как многие из этого первого поколения умерли, по практическим причинам перестали играть свободную музыку или укрылись в небольшом прибежище джаза, Йошизава является одним из немногих, кто до сих пор открыто сотрудничает в области свободной импровизации с различными музыкантами. Ему 63 года.

Другие записи ранней свободной импровизации в Японии, доступные в настоящее время на CD:

Oki Itaru Trio, Satsujin Kyoshitsu, Mobys 0013. Произведено Соэдзимой Теруто в 1969 году, один из первых альбомов японского фри-джаза. Оки Итару (тромпет), Мидорикава Кэйки (бас, фортепиано), Танака Нозоми (ударные, перкуссия).

Fushitsusha, Tamashi No Jyunai, Purple Trap 001-4. Важная документация домашних записей Хайно Кэйдзи с 1969 по 1972 год и живых выступлений 1971 и 1973 годов.

Yamashita Yohsuke Trio, Dancing Kojiki, Teirenkessha DANC 3. Самый ранний альбом Yamashita Trio. Документация выступления 1969 года, состоявшегося внутри баррикад студенческой демонстрации.

Resonance, Vol. 4, No. 2, 1995: Специальный выпуск, посвященный Японии

by Otomo Yoshihide

 

Новость добавил:
Панченко Юлик
Any questions - [email protected]
13:32
104
Нет комментариев. Ваш будет первым!