Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Laurindo Almeida / Лауриндо Алмейда

Бразильский гитарист, музыкант с мировым именем, успешно исполнявший классику и джаз. Первым из музыкантов удостоился премии Grammy сразу в двух разделах – классических и джазовых композиций. Альмейду часто сравнивают с выдающимся испанским гитаристом Андресом Сеговией, которого Лауриндо хорошо знал и к которому питал глубокое уважение.

Laurindo Jose de Araujo Almeida Nobrega Neto родился 2 сентября 1917 в селе Prainha, около Santos в штате Sao Paulo, Brazil.

Родившись в музыкальной семье - мать, концертирующая пианистка, учила его играть на фортепиано. Гитару Алмейда, как и его сестра, освоил самостоятельно. Будучи подростком, Алмейда переехал в Sao Paulo, где работал в качестве артиста на радио, аранжировщиком и исполнителем в ночном клубе. В возрасте 19 лет Лауриндо стал играть на гитаре в оркестре круизного судна, ходившего в Европу. В Париже он посещал выступления знаменитого гитариста Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) и скрипача Стефана Граппелли (Stephane Grappelli) в Hot Club, которые стали источниками его творческого вдохновения.

Вернувшись в Бразилию, Алмейда продолжал сочинять и выступать. Он стал известным благодаря использованию как классической, так и популярной испанской гитары. Техничный и квалифицированный музыкант, в своей стране он стал известен как гитарист классического испанского стиля, Алмейда руководил оркестром в Рио-де-Жанейро, выступал на радио и телевидении. На радиостанции Radio Mayrink Veiga он знакомится с гитаристом Гарото (Garoto), с которым начинает выступать в дуэте под названием Cordas Quentes. В 1947 он отправляется в турне в составе группы актрисы и певицы Кармен Миранда (Carmen Miranda). Так он попадает в Голливуд, где начинает работать в кино и телевизионных студиях. Он автор виртуозных концертных композиций, песен фольклорного характера, музыки к кинофильмам “Maracaibo”, “Cry Tough” и другим. Первая известность приходит к нему, когда одна из его композиций, песня "Johnny Peddler" стала популярной в исполнении (The Andrews Sisters).

Его джазовые работы впервые стали широко известны во время сотрудничества со Стэном Кентоном (Stan Kenton). Вскоре он приобретает широкую известность как один из самых ярких солистов оркестра Кентона. По словам коллеги по группе Кентона барабанщика Джека Костанзо (Jack Costanzo): "Лауриндо наделял музыку прогрессивного джаза убедительным вкусом латины, и музыка обогащалась его присутствием". Известный аранжировщик Кентона – Пит Руголо (Pete Rugolo) специально аранжировал "Lament" для тихого кул звука гитариста, а собственная композиция Алмейды "Amazonia" исполнялась оркестром Кентона. Алмейда был с коллективом Кентона до 1952.

Продолжая свою работу в студиях, Алмейда также не упускает ни одной возможности играть джаз, объединив свои силы с басистом Гарри Бабасиным (Harry Babasin), альтистом Бадом Шенком (Bud Shank) и барабанщиком Ройем Хартом (Roy Harte) в 1953. Музыка этой группы имела многие признаки стиля bossa nova, повальное увлечение которой началось несколькими годами позже. Их ранние записи получили название BRAZILLIANCE № 1 и BRAZILLIANCE № 2, хотя первоначально были записаны для лейбла World Pacific “The Laurindo Almeida Quartet featuring Bud Shank”. Записи Алмейды и Шенка в комбинации бразильских и джазовых ритмов (которые Лауриндо обозвал "самба-джаз") стали фирменной маркой. Критик Леонард Фезер (Leonard Feather) считает Алмейда и Бада Шенка (Bud Shank) создателями саунда босса-нова.

Другие обозреватели отмечали, что ритмические и гармонические штампы, сдержанная экспрессия отличались от боса новы, и они называли записи Алмейды и Бада Шенка (Bud Shank) "...отличными по настроению и саунду... без сомнения ценными на собственных правах".

Сольная карьера классического музыканта в звукозаписи началась в 1954 на Capitol Records с выходом альбома THE GUITAR MUSIC OF SPAIN. Алмейда сделал ряд весьма успешных классических записей с продюсером Робертом И. Майерсом (Robert E. Myers). Среди заметных классических записей Алмейды есть альбом, считающийся первым классическим кроссовер альбомом, завоевавший Grammy в 1958, DUETS WITH SPANISH GUITAR записанный с меццо-сопрано вокалисткой Салли Терри (Salli Terri) и флейтистом Мартином Рудерманом (Martin Ruderman). В этой записи, Алмейда пропускает стандартный классический и народный репертуар через призму музыкальных форм ряда стран Латинской Америки, в том числе modenha, charo, maracatu и boi bumba. Результатом, по мнению критика из "Hi-Fi and Music Review", альбом стал "...обладателем приза в моей коллекции. Игра Алмейды на гитаре захватывает живую остроту и ритмические порывы бразильской музыки с превосходными убедительностью и вкусом..." Эта запись была дважды номинирована на премию Grammy Awards и получила Grammy Award в номинации "Best Classical Engineering" за работу звукорежиссёра Шервуда Холла (Sherwood Hall III) на первой церемонии Grammy Awards. С 1957 работает в Голливуде с собственным трио, с которым культивировал так называемый южноамериканский стиль latin jazz.

Из 5 наград Grammy в своей карьере, 4 Алмейда получил за работы в категории классической музыки. В его классической дискографии также необходимо отметить две главные гитарные работы: GUITAR CONCERTO Heitor Villa-Lobos и CONCERTO DE COPACABANA, автором которой является Radames Gnattali.

В 1962 Алмейда принимает участие в развитии направления, получившего название bosa nova jazz (или samba jazz). В 1964 ещё больше расширяет свой репертуар записей, объединив усилия с The Modern Jazz Quartet для записи диска COLLABORATION (Atlantic Records), который соединил классику с джазом, что получило название “chamber jazz”. Алмейда также гастролирует с MJQ в 60-х.

В дополнение к достижениям в звукозаписи, Алмейда много работает и в киноиндустрии. Он играет на гитаре, лютне, мандолине и других инструментах на звуковых дорожках к более чем 800 кино и теле фильмам (таких как The High Chaparral и "The Gift" - эпизоде The Twilight Zone). В 1959 Алмейда появляется в эпизоде сериала Peter Gunn под названием "Skin Deep". Он упоминается в титрах к таким фильмам как Good-bye, My Lady (1956), Funny Girl (1968) и The Godfather (1972). Он полностью пишет музыку к 10 фильмам и часть музыки к сотням других, включая фильм режиссёрского дуэта Charles и Ray Eames Day of the Dead (1957). В 1992 он пишет и исполняет музыку к фильму Unforgiven режиссёра Clint Eastwood.

В 1974 Aлмейда воссоединяется с Бадом Шенком (Bud Shank) и получает ещё большее признание в составе группы The L.A. Four, в состав которой также вошли басист Рэй Браун (Ray Brown), барабанщик Чак Флорес (Chuck Flores). Затем Флорес был удачно заменён Шелли Манном (Shelly Manne), а его в свою очередь сменил Джефф Хемильтон (Jeff Hamilton). С 1974 по 1982 The L.A. Four гастролирует по всему миру и записывает серию альбомов для лейбла Concord Jazz, включая концертный диск THE FOUR SCORES!, записанный со сцены Concord Jazz Festival в 1974.

Позже Алмейда выступает с Бадом Шенком (Bud Shank) в составе дуэта и со своими друзьями гитаристами Лерри Кориэллом (Larry Coryell) и Чарли Бёрдом (Charlie Byrd). Записи Алмейда в разных составах показывают, что он не потерял свой отличительный стиль, который ставит его работы в стороне от господствующих тенденций джазовой гитары. В 1980 Алмейда делает ряд успешных записей с Чарли Бёрдом (Charlie Byrd), включая диски LATIN ODYSSEY, BRAZILIAN SOUL и TANGO. В числе других он записывается с Баденом Пауэллом (Baden Powell), Стеном Гетцем (Stan Getz) и Херби Манном (Herbie Mann). Его гитарное трио Guitarjam с Лерри Кориэллом (Larry Coryell) и Шароном Исбиным (Sharon Isbin) выступает в 1988 в Carnegie Hall. В 90-х Алмейда снова гастролирует с The Modern Jazz Quartet.

В 1992 Concord Records выпускает OUTRA VEZ – концертную запись, сделанную в октябре 1991 с басистом Бобом Магнуссоном (Bob Magnusson) и ударником Джимом Планком (Jim Plank). "JazzTimes" писала, что OUTRA VEZ был "...свидетельством его непреходящего гения как концертного гитариста, композитора и аранжировщика". В дискуссии по поводу OUTRA VEZ Джон Сторм Робертс (John Storm Roberts) отметил "...не было ничего из ретро в его титанической работе, феноменальном дуэте Алмейда, исполнявшего "Лунную Сонату" Бетховена в то время, как басист Боб Магнуссон (Bob Magnusson) играл "Round Midnight" Телониуса Монка (Thelonius Monk)".

Лауриндо Алмейда был номинирован на 16 премий Grammy и 5 раз становился её обладателем: 1960 THE SPANISH GUITARS OF Laurindo Almeida – Best Classical Performance Instrumental Soloist or Duo 1960 CONVERSATIONS WITH THE GUITAR - Best Classical Performance Vocal or Instrumental Chamber Music 1961 DISCANTUS - Best Contemporary Classical Composition 1961 REVERIE FOR SPANISH GUITARS - Best Classical Performance Instrumental Soloist without Orchestra 1964 GUITAR FROM IPANEMA - Best Instrumental Jazz Performance-Large Group

В 1992 он получил награду от Latin American & Caribbean Cultural Society за "его выдающуюся карьеру в качестве исполнителя и композитора, и его самоотверженную работу по продвижению музыки Южной Америки". Незадолго до его смерти правительство Бразилии наградило Алмейду званием "Comendador da Ordem do Rio Branco." В 2010 Fanfare ввёл его альбом DUETS WITH SPANISH GUITAR (1958) в Зал славы классических записей (Classical Recording Hall of Fame).

Алмейда продолжал преподавать, записываться и выступать за неделю до своей смерти 26 июля 1995 в возрасте 77 в Los Angeles, California.

Архивы Алмейды были размещены в библиотеке конгресса США. Он сочинил более 1000 отдельных композиций, включая 200 популярных песен. В 1952 Алмейда основал собственную издательскую компанию Brazilliance, которая стала влиятельной силой в распространении музыки Латинской Америки. Как описывали Chris McGowan и Ricardo Pessanha, Алмейда был "… артистом, известным своим гармоническим мастерством, тонкой динамикой, богатым набором украшений и адептом импровизационных навыков в различных идиомах".

В 2004 гитарные работы Алмейда из его версии THE LAMP IS LOW были семплированы японским ди-джеем и продюсером Nujabes для песни "Aruarian Dance", которая вошла в саундтрек аниме сериала "Samurai Champloo".

Стилистически разносторонний музыкант, внёс значительный творческий вклад в разработку целого ряда джазовых стилей (прогрессив, афро-кубинский джаз, вест-коуст, кул, барок-джаз). Ввёл в джазовый инструментарий концертную испанскую гитару, на которой играл без электроусиления и без плектра.

15:02