Поиск

Stephane Grappelli / Стефан Граппелли

Stephane Grappelli / Стефан Граппелли
Дата рождения (создания):
26 января 1908
Место рождения (создания):
Paris, France
Дата смерти (распада):
01 декабря 1997
Место смерти (распада):
Paris, France
Инструменты:
Стили:
Биография:

Французский джазовый скрипач, композитор, музыкант с мировым именем. Один из величайших джазовых скрипачей всех времён, Стефан Граппелли наравне с Джо Венути (Joe Venuti) и Стаффом Смитом (Stuff Smith) входит в "большую предбоповую тройку". Проживший долгую жизнь, Граппелли, который был долгожителем и в джазе, немало сделал для того, чтобы скрипка стала джазовым инструментом. Ему удалось модернизировать звучание скрипки, найдя тонкий баланс между чувственным лиризмом и напористым свингом. Его работы с гитаристом Джанго Рейнхардтом (Django Reinhardt) помогли привнести музыкальные традиции его родной Франции в стилистический язык джаза.

Стефана Граппелли также нельзя отлучить от джаза, как и таких замечательных скрипачей его поколения, как Стафф Смит (Stuff Smith), Эдди Саус (Eddie South), Свенд Асмуссен (), Джо Венути (Joe Venuti) и Рэй Ненс (). Хотя нужно сказать, что многие джазовые пуристы посматривают на скрипку в джазе с большим подозрением. Она им кажется инструментом не совсем джазовым. Однако, практика показала, что джаз можно играть на чём угодно – от губной гармоники до тубы.

Джаз – это не инструмент, джаз – это человек. А свингующие, наполненные глубоким лирическим чувством импровизации Граппелли, выводящие слушателя то на Елисейские, т.е. райские поля чистейшего чувства, то в романтическое поднебесье мечтательного повествования, обладают всеми метроритмическими и психофизическими признаками джаза.

Главные особенности музыкального языка Стефана Граппелли: элегантная лиричность, тонкая проникновенность, сопряжённая с драматической напряжённостью музыкального содержания. Вообще чувство драматической коллизии очень развито у замечательного скрипача и сродни только его выдающемуся мелодическому дару. У Граппелли было глубочайшее почтение к мелодии. Конечно, он не проигрывал по сто раз мелодию в своих импровизациях, но редко отходил от мотивной разработки мелодической темы.

Тема, мелодия обладали для этого великого импровизатора самодавлеющей ценностью. У Граппелли был выдающийся талант к варьированию мелодии. В отличие от боперов Паркера (), Гиллеспи (), Монка (), стремившихся уйти от мелодии в извилистые лабиринты гармонических и ритмических схем, Стефан Граппелли явно получал неизъяснимое удовлетворение от элегантной, чувственной, трепетной мелодии. Глубоко французское чувство. Конечно, не трудно обнаружить в музыке Граппелли следы сентиментальности, смешения жанров, стилистической эклектики.

Его семья была интернациональная - отец Ernesto был итальянцем, а мать Anna Emilie Hanocque Grappelli - француженкой. Когда Стефану едва исполнилось четыре года, его мать умерла от рака. Отец, Эрнесто Граппа, был родом из Lazio (Alatri) и работал преподавателем философии, переводчиком, подрабатывал журналистом. Именно отец привил сыну любовь к искусству. В шесть лет он отправил Стефана учится в знаменитую экспериментальную балетную школу танцовщицы Айседоры Дункан (Isadora Duncan), которая располагалась в Hotel Bellvue в Париже. Однако танцора из мальчика не вышло. Он не проявлял особого интереса к урокам танцев, но однажды учеников школы повели на концерт, в котором исполнялась "Prelude to the Afternoon of a Faun" композитора Клода Дебюсси (Claude Debussy). Эта музыка произвела на юного Стефана неизгладимое впечатление. В это же время он открыл для себя и музыку Мориса Равеля (Maurice Ravel). Именно благодаря произведениям этих композиторов в мальчике проснулся интерес к музыке.

С началом Первой мировой войны Дункан закрывает школу, а отца мобилизовали в итальянскую армию. Шестилетний Стефан попал в католический сиротский приют, где оставался до десяти лет. Условия в приюте были ужасающими. Стефан много раз оставался без еды, постоянно дрался с другими детьми и часто спал просто на полу.

Впоследствии Граппелли говорил, что его детство напоминает роман Дикенса. После службы в армии отец забрал сына из приюта, и они жили вместе, снимая комнатушку возле парижского района Montmartre. Они посещали бесплатные концерты, где звучала музыка Дебюси и Равеля. Отец пытался поддерживать в сыне интерес к музыке. В библиотеке он брал самоучители по сольфеджио и вместе они учились читать ноты. Однажды у соседа сапожника-итальянца отец купил старую скрипку. И вскоре он начал заниматься с сыном, пытаясь освоить инструмент по самоучителю. Стефану шёл одиннадцатый год. Он довольно быстро освоил азы игры на скрипке и фортепиано, но свой выбор остановил всё же на скрипке и в двенадцать лет уже зарабатывал на жизнь уличным музыкантом на улицах Парижа. Его первыми кумирами становятся Луи Армстронг (), Бикс Байдербек () и Арт Тэйтум (). "Тэйтум был моим богом, — сказал он много лет спустя, — я хотел играть на скрипке, как он на рояле".

В конце 1920 он становится студентом Conservatoire National Superieur de Musique de Paris, где в течение трёх лет получает начальное музыкальное образование. В 1923 отец со своей новой женой решил переехать в Strasbourg. Стефан в свои 15 лет остался в Париже, зарабатывая на жизнь в качестве уличного музыканта. Однажды ему предложили подменить второго скрипача в группе, которая озвучивала немые киноленты в кинотеатре Palais Rochechouart. Вскоре он получил постоянное место в этом коллективе. Кроме того, он играл на саксофоне и аккордеоне на танцах.

"На той неделе показывали фильм “Monsieur Beaucaire” с Рудольфом Валентайном (Rudolph Valentine) в главной роли, - вспоминал Граппелли в своей автобиографии “With Only My Violin”. – Фильм был о временах Луи XV, с Моцартом и другими современными композиторами тех времён. Я играл так хорошо, насколько мог; к счастью, я умел читать ноты и это спасло меня. Я должен был стать членом профсоюза CTG для того, чтобы играть в составе оркестра и моя карточка до сих пор со мной. Это было в 1923”. Это был профессиональный дебют Граппелли.

В этот период Граппелли познакомился с джазом, набиравшим тогда популярность в Европе. Он услышал пластинку с композицией "Stumbling" в исполнении Mitchell's Jazz Kings и был крайне заинтригован тем, что услышал. Джаз захватил его. "Я почувствовал, - отметит в впоследствии Граппелли, - что родился с джазом в душе".

Следующие несколько лет он играл в танцевальных школах, отелях и местах отдыха на юге Франции. Вообще-то, в 20-е фортепиано давало ему больше возможностей для заработка. Он всё чаще слушает пластинки трубача Луи Армстронга (), корнетиста Бикса Байдербека (), гитариста Эдди Ланга () и скрипача Джо Венути (Joe Venuti). В частности, вокал Армстронга и композиция "In A Mist" в исполнении Байдербека оказали основное влияние на становление джазового мышления Граппелли.

Во времена Великой депрессии Стефан играл на пианино в оркестре Gregor and his Gregorians, чью музыку можно сравнить с тем, что исполнял Пол Уайтмен (Paul Whiteman). Руководитель оркестра убедил Граппелли снова начать играть на скрипке и вскоре он всё больше внимания уделяет именно ей.

Граппелли впервые познакомился с Джанго Рейнхардтом (Django Reinhardt) в 1931, хотя Стефан говорил, что видел выступление цыганского гитариста ещё в 1929. Во время выступления Граппелли в клубе "Le Croix du Sud" в районе Montparnasse Джанго был среди зрителей. После концерта он подошёл к Стефану и предложил присоединиться к его группе. Напористая манера общения и довольно грозный вид Джанго испугали Стефана, и он было хотел отказаться, но любовь к музыке всё же победила его опасения.

Оказалось, что оба музыканта одинаково увлечены музыкой ранних новаторов джаза и их первые выступления показали, что они удивительно дополняли друг друга. Агрессивная свингующая манера Рейнхардта соединилась с лиричной элегантностью Граппелли. Они сошлись – решительный, буйный Джанго и застенчивый, молчаливый Стефан. Осенью 1934 в Париже выступал Луи Армстронг (). Это было необычное событие для французской музыкальной общественности.

Формально они начали выступать вместе в 1934 при поддержке Хью Панасси (Hugues Panassi) и других основателей джазового клуба Hot Club de France. После нескольких пробных выступлений, где они экспериментировали с инструментовками, музыканты решили остановить свой выбор на довольно странном для джаза формате: скрипка, три гитары и контрабас. Квинтет Рейнхардта, а именно он стал лидером, начал часто выступать в этом клубе и вскоре позаимствовал у него название. Quintette du Hot Club de France – стал первым европейским ансамблем джазовых струнных инструментов, бросившим вызов американским джазменам. Граппелли, Рейнхардт при поддержке гитаристов Джозефа Рейнхардта (Joseph Reinhardt) и Роджера Чапута (Roger Chaput), и басиста Луи Вола (Louis Vola) помогли Франции создать собственный саунд и заявить о себе как о джазовой нации.

Квинтет черпал вдохновение из американского джаза и цыганских традиций. Его записи американских популярных песен 1934 – 1939 стали джазовой классикой и помогли джазу перейти в эпоху свинга. Иногда с квинтетом играли и американские музыканты, гастролировавшие в Париже, вроде выдающегося тенор саксофониста Колмена Хокинса ().

Выступления и особенно записи QHCF подготовили джазовый мир к появлению интригующе нового саунда и, в случае с Рейнхардтом, первого действительно неамериканского гения в джазе. Квинтет становится вехой в истории европейского джаза. В эти годы Граппелли всё ещё учится, и его ранняя популярность была, в основном, результатом его сотрудничества с гитаристом. За короткий период в несколько лет их квинтет доходит до беспрецедентного уровня популярности и навсегда оставляет в истории джаза такие композиции как "Djangology", "Swing Guitars", "Minor Swing", "Nuages", "Daphne", "Tears".

В 1939 QHCF был на гастролях в Англии. Разразившаяся Вторая мировая война застала Рейнхардта и Граппелли в Лондоне. Джанго тотчас вернулся в Париж, а Стефан заболел и не смог выехать. Ну, а после оккупации Парижа он уже не смог вернуться на родину и всю войну провёл в Лондоне. Граппелли собрал ансамбль, в составе которого на контрабасе играл одноногий бывший солдат. Его группа быстро получила ангажемент в одном из ночных клубов. Он также играл в ресторанах, на концертах, снимался в музыкальных фильмах. В это время Граппелли познакомился со слепым молодым и малоизвестным тогда пианистом Джорджем Ширингом (George Shearing), с которым начал появляться на телевидении в различных шоу, выступать на радио, в госпиталях и военных базах. Позднее в 1950-х Ширинг станет джазовой звездой в США, известным композитором и музыкантом.

Послевоенные годы были особенно тяжелы для Стефана Граппелли. Он потерял отца и нескольких родственников, в том числе и женщину, которую любил. В 1946 Граппелли вернулся в Париж. Он снова попытался объединиться с Джанго, но работа с Рейнхардом не заладилась. У знаменитого гитариста характер был не из лёгких. Педантичному и очень обязательному Граппелли было трудно уживаться с безалаберным характером цыганского мастера. Когда впоследствии один журналист спросил Граппелли: "Действительно ли Джанго был трудным человеком?", тот ответил: "Он был не трудным, он был невозможным". И хотя они вновь начали сотрудничество, магия довоенного времени ушла безвозвратно. Периодически они играли вместе, но постоянного состава уже никогда больше не собирали.

Между 1948 и 1955 Граппелли периодически выступал в клубе "Saint Germain des Pres” и других клубах Парижа, затем в течение девяти месяцев играл в Сен-Тропе. По иронии смерть Рейнхардта, который скончался в 1953 в возрасте 43 лет, возбудила новую волну интереса публики к работам их квинтета, что позволило Граппелли снова начать записываться и гастролировать.

В 1954 Граппелли записывает сессию с одним из своих кумиров, американским джазовым скрипачом Стаффом Смитом (Stuff Smith) с ансамблем, в котором были представлены пианист Оскар Питерсон (Oscar Peterson), гитарист Херб Эллис (), басист Рэй Браун () и барабанщик Джо Джонс ().

Пришла эпоха рок-н-ролла и интерес к его музыке ослабел. В 50-е джаз резко меняет свой стилистический облик. Граппелли не принял ни бибопа, ни кула. Многое в звучании современного джаза казалось ему странным. Да и внимание публики не было сосредоточено на музыкантах его поколения. На джазовом небосклоне всходили новые звёзды: Паркер (), Гиллеспи (), Малиген (Gerry Mulligen), Бейкер (), Эванс (), Девис ().

В 1958 вместе с трубачом Кларком Терри (), тромбонистом Джей.Джей. Джонсоном (J.J. Johnson), пианистом Хенком Джонсом (Hank Jones) и тенор саксофонистом Беном Уэбстером () он участвует в записи альбома ONE WORLD JAZZ. Идея альбома была подсказана джазовым критиком Леонардом Фезером (Leonard Feather), которому захотелось создать эксклюзивный альбом с участием интернациональной команды джазовых мастеров.

В 1962 Граппелли выпускает альбом FEELING + FINESSE = JAZZ. Записанный для Atlantic Records, альбом представил квинтет с участием гитариста Пиерра Кавалли (Pierre Cavalli). В 1965 Стефан и Смит записывают песню " How High The Moon?". В этой композиции два пионера джазовой скрипки обменялись прекрасными соло в удивительном диалоге, в котором ярко отразились их индивидуальности. Интригующие линии Граппелли явно указывают на влияние Джанго, тем не менее сохраняя свежесть идей.

Граппелли с его пристрастием к традиционной мелодичности и ностальгической лиричности оказался на периферии джазового развития. Тем не менее он продолжает выступать и делает записи с другими известными джазовыми музыкантами: Стаффом Смитом (Stuff Smith) VIOLINS NO END (1957) и JAZZ IN PARIS: STUFF AND STEFF, записанный 22 июня 1965 в Париже с участием пианиста Рене Уртреже (Rene Urtreger), басиста Мишеля Годри (Michel Gaudry) и барабанщика Мишеля Делапорте (Michel Delaporte); Свендом Асмуссеном (Svend Asvussen ) TWO OF THE KIND (1965) и VIOLIN SUMMIT (1966); Джо Венути (Joe Venuti) VENUPELLI BLUES (1969); Барни Кесселом () MEETS (1969); Иегуди Менухиным (Yehudi Menuhin) JELOUSY (1973); Жан-Люком Понти () AND (1973) и др.

В 1967 он нашёл для себя тихую заводь. Пять лет до 1972 он возглавлял джазовый ансамбль, выступавший в парижском отеле Hilton. И именно в этот период, когда ему уже было за 60, к Граппелли приходит второе дыхание. В то время, видимо, не без влияния музыки фьюжн, в джазе неожиданно возник интерес к скрипке. В 1969 он с огромным успехом выступает на ньюпортском фестивале в Америке.

Встреча со знаменитым классическим скрипачом Иегуди Менухиным (Yehudi Menuhin) в Лондоне в декабре 1971 во время рождественского шоу на телеканале ВВС стала мировой рекламой искусства Граппелли. Во время шоу два скрипача сыграли несколько джазовых дуэтов. Впоследствии они записали шесть совместных джазовых альбомов, на которых, конечно, доминировал французский скрипач. Все альбомы рассчитаны скорее на неподготовленного слушателя, чем на настоящего любителя джаза, став бестселлерами, до сих пор хорошо продаются. Они значительно расширили слушательскую аудиторию Граппелли.

Вообще подлинная мировая известность пришла к нему лишь в 70-е. На эти годы приходится возрождение его популярности, В 1973 он отмечает 50-ю годовщину своей творческой деятельности. Была снята одночасовая телевизионная программа о нём. Среди гостей были Дюк Эллингтон (), который специально для этого прибыл в Европу в начале января; Билл Колмен () – его старый друг, с которым он вновь встретиться в конце года для совместных записей; скрипач Иегуди Менухин (Yehudi Menuhin) и, благодаря продюсеру Арнольду де Фробервиллю (Arnauld de Froberville), пианист Оскар Питерсон (Oscar Peterson).

Стефан и Оскар решают сделать совместные записи. До этого они играли вместе всего один раз. Это было в Париже в 1957 и в тот раз Стефан играл вместе со скрипачом Стаффом Смитом (Stuff Smith). Однако, настоящий прорыв к большой аудитории Граппелли совершает, когда в 1973 по настоянию Диза Дайсли (Diz Disley) он выступил на фолк фестивале в Кэмбридже в Великобритании (Cambridge Folk Festival) в сопровождении Дайсли и Дэнни Райта (Denny Wright). Граппелли становится настоящей мировой сенсацией.

Особого внимания заслуживает альбом PARISIAN THOROUGHFARE (1973), записанный с ритм секцией в составе Роланда Ханна (), Джорджа Мраза (George Mraz) и Мэла Льюиса (), а также выступление в Queen Elizabeth Hall в Лондоне в 1973, где он играл с Дисли и Лэном Скитом (Len Skeat). Весной 1974 выступил в Carnegie Hall в Нью-Йорке. Поздний расцвет Граппелли не разрушил его явную связь со старыми традициями исполнения джаза на скрипке и он, возможно, остался одним из последних хранителей этих традиций.

Вопреки всем новомодным течениям в джазе Граппелли зарекомендовал себя своими интерпретациями в стиле, сочетающем элегантный французский шансон и американский свинг как наиболее влиятельный джазовый скрипач в мире. Исполняя репертуар, основанный на его ранних успехах, плавный исполнительский стиль Граппелли постоянно совершенствовался в течение многих лет и от случайной неуверенности его ранних работ с Рейнхардом не осталось и следа. Возможно, в последние годы он и утратил некоторую свежесть исполнения, но его записи середины - конца 70-х свидетельствуют о том, что он является выдающимся скрипачом в истории джазовой скрипки.

С конца 70-х и до начала 90-х он совершает безостановочное мировое турне, выступая на фестивалях и в самых престижных концертных залах Великобритании, Европы, США и Дальнего Востока. Он делает записи с несколькими составами, играет дуэтом с Гари Бёртоном (), Ёрлом Хайнсем (), Мартиаль Солалем (Martial Solal), Жаном-Люком Понти () и многими другими лидирующими джазменами. Он также делает рискованные попытки играть в других музыкальных стилях и в дополнение к дуэтам с Менухиным записывается с западным свинговым скрипачом Вассаром Клементсем (Vassar Clements).

80-летний юбилей Стефана Граппелли торжественно отмечали три города: Париж, Лондон (Англию Граппелли всегда называл своей второй родиной) и Нью-Йорк. В Лондоне он снова играл со своим другом Иегуди Минухиным в зале Барбикан центра. В Нью-Йорке в Карнеги Холле на юбилейном концерте он выступал помимо сборной команды американских джазовых звёзд с виолончелистом Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ma) и джульярдским квартетом.

В свои 80 лет он выступил в серии концертов с молодой английской виолончелисткой Джулиан Ллойд Веббер (Julian Lloyd Webber). Музыка Граппелли звучит в 25 фильмах. В 1993 Граппелли пережил инсульт, однако, он не бросил джаз, продолжая играть и записываться.

Любопытно, что у Граппелли никогда не было семьи, он никогда не был женат, хотя у него есть внебрачная дочь Эвелин. Её именем он назвал одну из своих композиций. Когда одна из женщин узнала, что он не был женат, она воскликнула: "Теперь понятно почему он прожил такую долгую жизнь!"

За полгода до смерти президент Франции Жак Ширак вручил Граппелли орден Почётного Легиона. Вся Франция наблюдала за этой церемонией по телевидению. В год смерти скрипача его престиж в джазе был как никогда высок. По результатам опросов критиков журналом "Downbeat" за август 1997 в разделе скрипка первое место занял Стефан Граппелли, набрав 279 баллов, опередив ближайшего соперника, американского скрипача Лероя Дженкинса (Leroy Jenkins) на 181 бал. Огромный, фантастический разрыв для такого рода опроса, в котором фигурирует, как правило, лишь джазовая элита.

Стефан Граппелли при своей жизни стал живой легендой джаза. Удивительную жизнь прожил этот замечательный музыкант, необычайно скромный и одновременно величественный человек, осиротивший джаз 1 декабря 1997. Он был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Вскоре после его смерти вышел компакт диск CELEBRATING GRAPPELLI (1998).

Автор публикации:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
15:17
883