Поиск

DMP (Digital Music Products)

DMP (Digital Music Products)

Digital Music Products, Inc.

С 1983 года DMP выпускает высококачественные записи для любителей джаза и аудиофилов, работая с малоизвестными и недооцениваемыми, но великолепными музыкантами. В мире, где слишком увлекаются компрессией и обработкой записи, наш "живой" минимализм позволяет улавливать все нюансы и натуральную динамику, для чего используется самый чистый и непосредственный электронный сигнал. Результатом становится свежий и честный звук, передающий музыку в том виде, в котором она исполняется музыкантами, играющими вместе в одном и том же месте в одно и то же время.

Первый DSD диск от DMP Records

Около 20 лет назад пятеро инженеров из 3М вкатили в одну из студий Миннеаполиса (Sound 80) прототип двухканального цифрового рекордера. Мы начинали записывать непосредственно на диск местную команду под названием Flim and the BB's. И мы подумали: "А почему не попробовать параллельно вести запись на этот новый рекордер, преобразующий музыку в цифры, а затем записывающий цифры на пленку?" Да запросто, мы попробуем что угодно. При первом воспроизведении мне как обухом по голове дали: абсолютное отсутствие шума, вибраций, модуляций при вращении бобин. В тот момент внутренний голос сказал мне: "Это будущее записи". С тех пор я выбираю цифровую запись.
За прошедшие годы в запись и воспроизведение по технологии PCM (кодово-импульсная модуляция) внесено не много изменений. Только недавно ребята из Philips и Sony стали отвечать на пожелания звукозаписывающей братии, ждущей цифровых систем с более высоким качеством записи, - может быть, чего-то совершенно иного, не просто увеличения частоты сэмпла или длины слова. Надо рассматривать все возможности и заглядывать как можно дальше в будущее, чтобы к тому времени, как появятся новые аппараты и программы, мы все еще считали звучание хорошим.

Система прямого цифрового потока (DSD) от Sony – это не только возможность, это - реальность. Система DSD использует 1-битное дельта-сигма модулированное слово, сэмплированное на частоте 2,8224 МГц – это 64 раза по 44,1 МГц. Как заявляют представители Sony частотная характеристика расширяется до 100 КГц, и имеет лучший динамический диапазон, чем 24-битный у PCM. В системе DSD частотная характеристика и динамический диапазон дельта-сигма модулятором шума и две эти характеристики могут меняться местами.

Чистота звучания DSD обеспечивается тем, что чистый 1-битный сигнал не дробится и не изменяется в процессе записи или воспроизведения; нет мощных фильтров. Это гораздо более простой процесс и он гораздо больше похож на аналоговую запись. 1-битный DSD сигнал конвертируется в любой из современных цифровых форматов, а также в новые форматы высокой четкости, включая 96 КГц/24-битный.

Около полутора лет назад несколько инженеров и редакторов, включая меня и Джона Гатски, были приглашены Sony на частный показ прототипа системы DSD в Sony Music Studios в Нью-Йорке. Нам предложили сравнить живую запись джазового квартета на DSD, а также на 20-битные A/D конвертеры и более знакомые старые A/D. Не могу говорить за всех (а там присутствовали большие знатоки), но для меня DSD звучало намного ближе к оригиналу, чем другие методы конверсии. В того показа Sony неустанно работают над улучшение DSD.

Запись на DSD

Недавно я взял прототип DSD системы Sony в студию для записи альбома с гитаристом Джо Беком и флейтистом Али Райерсоном. В музыкальном смысле этот проект гораздо более требователен, чем может показаться. Али играет на флейте на всем протяжении записи, тогда как Джо играет и на гитаре и на басе одновременно; как он это делает – отдельная история. Установка Джо состояла из датчика для четырех верхних струн (двух от банджо и двух гитарных), откуда звук шел в приставку, из которой стереосигнал попадал в усилитель Hafler P1000 и оттуда на две колонки, расположенные примерно в 3 метрах друг от друга. Перед каждым динамиком был микрофон на расстоянии около метра, перед гитарой тоже. Звук с двух басовых струн снимался отдельным датчиком, его мы записывали с помощью Westlake D1. Настройка была такой странной, что я даже не буду пытаться в ней разобраться. Примерно на половине треков Стив Дэвис играет на барабан'куссии (это я тоже объяснить не могу).

Поскольку DSD абсолютно не похож на PCM, ни одно из устройств, которыми я обычно пользуюсь, с ним не совместимы (например, микшеры, эквалайзеры). Цифровой консолью Yamaha я пользуюсь последние шесть-семь лет, так что мне пришлось поднапрячься, чтобы найти аналоговый микшер, сравнимый в смысле качества. В итоге я остановился на Millennia Media Mixing Suite, который можно конфигурировать различным образом, меняя модули. Этот микшер встречает "чистый" подход ультрачистым и спокойным сигналом, который идеально подходил для этого проекта, но у него нет эквалайзера.

Отсутствие эквалайзера стало новым испытанием (или старым – в зависимости от того, как вы смотрите на это), поскольку DSD на такой ранней стадии не имеет инструментов, необходимых для модификации звука. Я выбрал путь мученика и решил не использовать никаких аналоговых обработок сигнала. Моей целью было использование DSD в его простейшей и чистейшей форме, поскольку мы искали именно тот звук, который звучал в студии.

Большое значение имел выбор и местоположение микрофона. За несколько месяцев до того я пользовался специальными прототипами микрофонов Shure Bros., и они звучат максимально точно и естественно из всего, что я слышал на сегодняшний день. Так что Джордж Рорер из Shure прилетел на запись и привез пять этих еще недоступных широкой публике прототипов. (Я поклялся хранить секрет, так что пока единственным моим комментарием на этот микрофон Shure будет "вау!") Если не ошибаюсь, этот раз был единственным, когда я использовал только один тип микрофонов на весь проект.

Эти микрофоны были подключены к микрофонным предусилителям на микшере Millennia, а через них к аналоговым входам на DSD рекордере. Проще придумать трудно. У Mixing Suite два возвратных входа с монитора, так что пришлось попотеть, переключаясь между микшерной шиной и возвратом DSD рекордера.
Прототипная система DSD от Sony состоит из трех блоков: конвертера A-D/ D-A, записывающего блока и памяти с 4 Гб на жестких дисках. Каждый жесткий диск держит примерно 95 минут двухканального полночастотного аудио. Контроль системы Sony обеспечивает с помощью редактора/контролера с ЛСД (редактирование в этот момент недоступно). Метраж осуществляется с помощью Sony DMU-30. Конвертер A-D/ D-A имеет PCM выход AES/EBU на 24 бита, 44.1 КГц, откуда сигнал поступает на счетчик и может быть также записан, что я и сделал.

Вы спрашиваете, как звучит DSD? Давайте вернемся к "обуху по голове". Впервые с того случая с 3М в 1977 году какое-либо цифровое оборудование произвело на меня такое впечатление. В 77 меня поразило отсутствие шумов, вибраций и модуляций, в случае с DSD дело в тотальной прозрачности и естественной размерности.

Когда Джо Бек пришел в аппаратную после записи первого куска, он сказа: "Звучит абсолютно так же, как в студии". Такое он слышал впервые, а ведь Джо участвовал в тысячах сессий в студиях всего мира. Для меня DSD звучит, как я это называю, "ухологично". Знаете такую легкую боль в ухе, какая бывает, когда вы слышите резкий звук на некоторых цифровиках. На DSD ничего подобного нет, и вы слышите каждый инструмент, а не только те, что на переднем плане – это и есть часть той размерности, о которой я говорил выше.
Недостаток глубины и резкость, которых мы терпеть не могли на некоторых цифровых системах, почти полностью исчезли. Переключаясь между стереошиной на микшере и обратным сигналом с DSD можно обнаружить лишь незначительную разницу.

Мониторинг AES/EBU выхода выявил коллапс переднее-заднего объема, как и небольшое "сияние" звука. Как только вы послушаете DSD в сравнении с обычным РСМ, назад вернуться будет сложно.

Ну а теперь самая лучшая часть. Одна из самых исключительных вещей в DSD заключается в том, что большая часть этого цифрового сигнала высокого разрешения может быть реализована в обычном пакете 16 бит/44,1 КГц при помощи процесса кодировки, названного Super Bit Mapping (SBM) Direct. Это более мощная версия оригинального процесса конвертирования Sony SGN, переводящего 20-24-битные записи в 16-битные.

После окончания сессии мы загрузили данные с жестких дисков на 8-миллиметровую пленку Advanced Intelligent Tape (AIT) и отослали ее в Японию для прямой SBM обработки (на всей планете есть только один такой аппарат). Ожидая результатов из Японии, я перевел 10 песен на свою рабочую станцию, используя выход AES/EBU, перенастроенный на 16 бит, и прожег диск. Когда прибыл обработанный DAT, я взял те же 10 песен, перевел их на рабочую станцию и прожег еще один диск. При сравнении двух этих дисков обнаружилась та же разница между чистым (ширина 100КГц) DSD и РСМ но в меньшей степени. Думаю, половина чистоты DSD сохраняется благодаря прямой обработке SBM. Сейчас трудно судить, потому что пока мы слушаем чистый DSD через Sony DSD, конвертер D/A. К тому времени, как вы будете читать эту статью, я надеюсь слушать DSD через модифицированный Meitner Reference D/A (больше об этом DAC в будущей статье). Таким образом мы сможем использовать один и тот же D/A чтобы оценить как чистоту DSD, так и SBM-обработанный DSD.
После того, как данные конвертированы, крайне важно ничего не менять. Изменение уровня на 1 децибел может свести на нет все преимущества SBM. Ребята с Sony говорят, что работают над микшированием и применением эквалайзера к чистым 1-битным DSD-данным.

Резюме

Развитие DSD еще находится на ранних этапах, но эта система кажется логичным шагом на пути создания аудио мастер-лент более высокого качества. Многие ее преимущества могут быть реализованы уже сейчас при помощи прямой 16-битной обработки SBM. Поскольку нам не известно будущее DVD-аудио, имеет смысл сейчас записывать с супервысоким разрешением, с тем чтобы, когда будут новые стандарты качества, можно было конвертировать данные в них, или еще лучше – реализовать все преимущества этой технологии в чем-то, что выше DVD. Я уже начинаю мечтать о 5.1 DSD.

Том Джанг - технический консультант Pro Audio Review, президент и инженер звукозаписи Digital Music Products (DMP).

Официальный сайтhttp://www.dmprecords.com/

Any questions -> support@pro-jazz.com. По всем вопросам пишите на support@pro-jazz.com
12:05
915