Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Kenny Kirkland / Кенни Кёркланд

Выдающийся пианист пост-бопа. Несмотря на то, что чаще всего его вспоминают в связи со Стингом (Sting), Бренфордом Марсалисом (Branford Marsalis) и Уинтоном Марсалисом (Wynton Marsalis), а также с Кенни Гарреттом (Kenny Garrett), Кёрклэнд был очень ярким и самобытным исполнителем.

Однако, несмотря на то что его карьера проходила в основном в качестве сайдмена, причём не только в джазе, но и в поп-музыке, Кенни по праву считается одним из лучших джазовых пианистов своего времени.

Он доказал это, поскольку обладал особым, уникальным качеством, даром, или, если угодно – гениальностью, которую не спрячешь в кругу других талантливых исполнителей или в искусственных звуковых волнах электронных клавишных инструментов, на которых он не брезговал играть.

Благодаря своей тонкой музыкальной интуиции и умению выдавать невероятные экспромты, ему удалось правильно расставить акценты в пользу исключительности своего исполнения. Хотя при жизни он вряд ли это осознавал, поскольку отличался застенчивым нравом и был настоящим трудоголиком.

Кенни был "очень милым человеком, – говорил вице-президент компании Columbia Records Джефф Левинсон. – Пожалуй, он никогда не задумывался над тем, насколько велик его талант".

Уроки игры на фортепиано Kenneth David Kirkland начал брать с шести лет, а его знакомство с джазом состоялось благодаря его старшему брату, который слушал Херби Хэнкока (Herbie Hancock) и МакКой Тайнера (McCoy Tyner). После обучения в католической средней школе Бруклина Кенни в 1977 поступил в один из ведущих академических музыкальных вузов США — Manhattan School of Music, где изучал классическое фортепиано, теорию музыки и композицию.

Его дебют на джазовой сцене состоялся в 1977, когда он гастролировал по Европе в составе группы польского фьюжн-скрипача Михаля Урбаняка (Michal Urbaniak). Следующей его заметной работой стало сотрудничество с другим восточно-европейским джазовым эмигрантом – Мирославом Витушом (Miroslav Vitous), в составе квартета которого был записан замечательный альбом FIRST MEETING (1979).

Так уж получилось, что Кенни начал делать себе имя на джазовой сцене в то же самое время, что и двое знаменитых братьев из Нового Орлеана: Бренфорд Марсалис (Branford Marsalis) и Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis). Впервые он встретился с Уинтоном в Японии, во время гастролей с трубачом Терумаса Хино (Terumasa Hino).

Однако, независимо от того при каких обстоятельствах произошла эта встреча, их пятилетнее сотрудничество началось в 1980 – с совместной работы над дебютным альбомом трубача WYNTON, во время которой Кёрклэнд делил "банкетку" пианиста с самим Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), который к тому же стал продюсером проекта. К тому моменту Уинтон (Wynton Marsalis), несмотря на свой молодой возраст, уже занимал видное положение на джазовой сцене, а его вкусы сместились в сторону классического звука с сильным акцентом на техническую виртуозность в лучших традициях би-бопа. Кёрклэнд играл и на других альбомах Уинтона (Wynton Marsalis), включая Wynton Marsalis (1981), THINK OF ONE (1983) и LIVE AT BLUES ALLEY (1987).

Впрочем, в то время и исполнительский стиль Кёрклэнда был, что называется, в контексте "добро пожаловать в 60-е". В результате оба музыканта продемонстрировали великолепное взаимопонимание в альбоме Марсалиса BLACK CODES (FROM THE UNDERGROUND) (1985). С этого момента он находится в постоянном спросе у руководителей различных составов, включая Чико Фримена (Chico Freeman). Незадолго до этого, в 1983, Кенни участвовал и в первых записях саксофониста Бренфорда (Branford Marsalis) на Columbia Records в его альбоме SCENES FROM THE CITY.

В 1985 его игра украсила потрясающий альбом Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) NEW FACES, в котором пионер би-бопа объединился с молодыми музыкантами, включая контрабасиста Лонни Плаксико (Lonnie Plaxico), барабанщика Роберта Амина (Robert Ameen) и Бренфорда Марсалиса (Branford Marsalis).

Однако совершенно неожиданный поворот в жизни Кёрклэнда наступил в середине 1980-х, когда вместе с Бренфордом (Branford Marsalis) он оставил группу Уинтона (Wynton Marsalis), с тем чтобы присоединиться к мировому турне Стинга.

Уинтон тогда публично осудил обоих, но Кенни оставался со Стингом на протяжении более десяти лет – при его участии были записаны лучшие альбомы певца, такие как THE DREAM OF THE BLUE TURTLES и BRING ON THE NIGHT.

В начале 90-х Кёрклэнд вновь присоединился к Брендфорду (Branford Marsalis), когда тот занял пост музыкального директора NBC, и участвовал в телепередаче "The Tonight Show" в Лос-Анджелесе.

Но, одновременно с наслаждением, получаемым от устойчивого заработка, пришло и разочарование в отсутствии творческого самовыражения. "Это было действительно удобно, – рассказывал позже Кёрклэнд. – Устойчивая зарплата, льготы и постоянный доход – это же просто здорово для музыканта. Но я не был действительно счастлив тем, что делаю…"

После двух лет участия в упомянутом выше телешоу, Кёрклэнд, желающий делать "настоящую музыку", вернулся к сессионной и клубной работе. Он принимает участие в записи альбомов Майкла Брекера (Michael Brecker) и группы Buckshot LeFonque. Его также можно услышать на работах басистов Стенли Кларка (Stanley Clarke) PORTRAIT и Чарльза Фамбро (Charles Fambrough) PROPER ANGLE. В 1991 Кёрклэнд выпускает дебютный альбом в качестве лидера на лейбле GRP.

А через несколько месяцев записал ещё один, заключительный в своей сольной карьере альбом – THUNDER AND RAINBOWS, вышедший на лейбле Sunnyside Records, после чего вновь вернулся к сессионной работе в качестве сайдмена, опять же, в самых разнообразных стилях.

Остаток десятилетия Кенни Кёрклэнд провёл, продолжая сотрудничество, в числе прочих, с Дэйвом Бейкером (Dave Baker), Элвином Джонсом (Elvin Jones), Майклом Брекером (Michael Brecker), Патриком Смитом (Patrick Smith), Маркусом Миллером (Marcus Miller), Стенли Джорданом (Stanley Jordan), Дженис Пендарвис (Janice Pendarvis), Тимом Джиланом (Tim Geelan), Кенни Гарреттом (Kennv Garrett), Мирославом Витушем (Miroslav Vitous), Томом Скоттом (Tom Scott), Кевином Юбенксом (Kevin Eubanks), Мино Чинелу (Mino Cinelu), Михалем Урбаняком (Michal Urbaniak), Лу Солоффом (Lew Soloff) и другими музыкантами.

И продолжал жить и работать в сумасшедшем темпе даже тогда, когда его здоровье стремительно начало сдавать свои позиции. Летом 1998, во время работы над дебютным альбомом барабанщика Джеффа "Тэйн" Уоттса (Jeff "Tain" Watts), врачи поставили ему диагноз "застойная сердечная недостаточность". Даже после операции его шансы на выживание равнялись 50/50. Музыкант не захотел ложиться под лезвие и покорился судьбе.

7 ноября того же года, находясь в отличном расположении духа, Кенни Кёрклэнд играл на свадьбе своего друга Бренфорда Марсалиса (Branford Marsalis), а 13 ноября – был найден мёртвым в своей квартире в Springfield Gardens, на юго-востоке Нью-Йорка в районе Queens. Соседи вызвали полицию из-за ужасного запаха, который распространялся с первого этажа дома 181-03 144th Ave. Полиция была вынуждена взломать входную дверь. Рядом с телом Кёрклэнда обнаружили шприцы для инъекций. Точная дата его смерти неизвестна. Скорее всего смерть наступила 10 ноября 1998. Причина смерти гипертоническая болезнь сердца и кровоизлияние в мозг, вызванное передозировкой кокаина.

Отсутствие надлежащего отдыха и недостаток физических нагрузок заставили музыканта покинуть этот мир слишком рано. И, конечно, тут не обошлось без пагубной "дружбы" с наркотиками, к которым он пристрастился во времена работы в Лос-Анджелесе. Может, столь ранний уход, чрезмерная застенчивость и ещё много-много нюансов, которыми была наполнена его жизнь, сыграли свою роль в том, что вклад Кёрклэнда в историю джазовой музыки был несколько недооценён.

Однако, оставив свой неповторимый исполнительский почерк на внушительной коллекции красивейших записей, он сделал более чем достаточно, чтобы его талант выдержал испытание временем...

14:55