Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

John Kirby / Джон Кирби

Американский джазовый контрабасист, игравший также на тромбоне и тубе. В дополнение к работе в качестве сайдмена (в частности, с Бенни Гудменом (Benny Goodman)), Кирби известен тем, что в конце 1930-х и начале 1940-х руководил успешным камерным джазовым секстетом, который создал несколько хитов, включая "Loch Lomond" и дебютную запись "Undecided", ставшую джазовым стандартом.

При рождении получил имя Джон Кёрк (John Kirk). Его мама Долли Кёрк (Dolly Kirk) умерла в октябре 1925, когда Джону было семь лет, и он был усыновлён преподобным Вашингтоном Джонсоном (Washington Johnson) и его женой Нэнси (Nancy), и с этого момента проживал по 442 North Kent Street.

Кирби учился в Winchester Colored School (переименованной в 1916 в Douglass School) и начал брать уроки игры на тромбоне примерно в 1917 под руководством профессора Пауэлла Гибсона (Powell Gibson) (учителя математики, драмы и музыки). Кирби (после успеха в Нью-Йорке) вспоминал, что в детстве его очаровывала музыка Баха, и что он учился играть музыку так, как она была написана.

Формальное образование Кирби закончил около 1923. В том же году он знакомится с Мэри Мотен (Mary Moten) из Эйрмонта, штат Вирджиния, которая 25 августа 1925 становится его женой. 14 декабря 1925 у них родилась Ивонн Констанс Кирк (Yvonne Constance Kirk). По воспоминаниям Ивонн, Пауэлла Гибсона, Мэри Мотен и бывшей одноклассницы Анны Берты (Anna Bertha), отец Кирби жил в Балтиморе и был частым гостем в Винчестере.

В 1927 Кирби прибывает в Балтимор, где знакомится с тромбонистом Джимми Харрисоном (Jimmy Harrison), саксофонистом Коулманом Хокинсом (Coleman Hawkins) и пианистом и композитором Дюком Эллингтоном (Duke Ellington). После того, как у Кирби крадут тромбон, Харрисон убеждает его переключиться на тубу. Вскоре после переезда в Нью-Йорк Кирби играет на тубе с Биллом Брауном (Bill Brown) и His Brownies в Star Ballroom на Сорок второй улице. Позже он выступает с пианистом Чарли Шитсом (Charlie Sheets) в Bedford Ballroom в Бруклине, а затем в составе Society Band Джона Си. Смита (John C. Smith) в гарлемском Alhambra Ballroom.

В 1929 на тубе он присоединяется к оркестру Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson) и в начале 1930-х участвует в записи нескольких сложных работ для тубы. Вскоре после этого, когда туба потеряла популярность, он осваивает контрабас и некоторое время играет поочерёдно на двух инструментах. В начале 1930-х Кирби берёт уроки игры на контрабасе у Попса Фостера (Pops Foster) и Веллмана Брауда (Wellman Braud) (басиста Дюка Эллингтона (Duke Ellington)). Около 1933 года Кирби покидает Хендерсона, чтобы сыграть две сесии с барабанщиком Чиком Уэббом (Chick Webb). Затем возвращается к Хендерсону, после чего присоединяется к Лаки Миллиндеру (Lucky Millinder). В 1935 он недолго руководит квартетом, но обычно выступает басистом в других группах.

Энтузиаст джаза Джон Хэммонд (John Hammond) собрал то, что он считал величайшим джазовым составом, когда-либо записывавшимся с Билли Холидей (Billie Holiday) и пианистом Тедди Уилсоном (Teddy Wilson). В эту группу входили Рой Элдридж (Roy Eldridge) (труба), Бен Вебстер (Ben Webster) (тенор саксофон), Джон Трухарт (John Truehart) (гитара), Кози Коул (Cozy Cole) (ударные) и Кирби на басу. Вот что сказал Хаммонд: "Он, безусловно, лучший басист в мире. Это должен был быть Кирби на первой дате записи Тедди Уилсона-Билли Холидей".

К 1936 Кирби становится успешным музыкантом на джазовой сцене Нью-Йорка, и его одиннадцатилетняя дочь Ивонна, которая к этому моменту училась в Douglass, слышала рассказы о своём успешном отце из уст Пауэлла Гибсона (Powell Gibson).

Около двух лет он проводит с Чиком Уэббом (Chick Webb), затем вновь работает у Хендерсона, а в 1937 принимает решение сформировать собственный состав. Получив разрешение выступать в нью-йоркском Onyx Club, Кёрби начинает исполнять со своей группой гладкий, полностю отрепетированный, но всё равно музыкально достаточно интересный репертуар. И хотя это был расцвет эры свинга и на сцене доминировали большие составы, он предпочитает работать в формате секстета и в течение года убеждается в правильности своего выбора. Секстет Джона Кёрби, прозванный "Наибольшим Малым Оркестром В Стране" ("The Biggest Little Band In The Land") становится критерием, по которому вскоре начали оценивать все небольшие составы.

Проходившие в Onyx Club на 52-й улице в 1937 концерты подтвердили статус Кирби как лидера группы. В первый состав, выступавший в Onyx Club, вошёл вокалист-барабанщик Лео Уотсон (Leo Watson), вскоре получивший расчётный лист. Секстет Кирби становится известен как Onyx Club Boys и выбирает музыкальный формат, которого он в основном будет придерживаться до Второй мировой войны, обычно в составе с Чарли Шейверсом (Charlie Shavers) (труба), Бастером Бэйли (Buster Bailey) (кларнет), Расселом Прокопом (Russell Procope) (альт-саксофон), Билли Кайлом (Billy Kyle) (фортепиано) О'Нил Спенсер (O'Neill Spencer) (барабаны). "Самая большая маленькая группа в стране", как её называли, на первой сессии в студии в августе 1937 записывает свинг-версию "Loch Lomond". Название группы будет меняться со временем в зависимости от того, кто был указан в качестве лидера сессии: John Kirby and His Onyx Club Boys, John Kirby and His Orchestra, Buster Bailey and His Rhythm Busters, Buster Bailey and His Sextet. Группа становится одной из наиболее значительных "малых групп" в эпоху биг бендов, и была также известна тем, что сделала первую запись песни Шейверса "Undecided". Вокалисткой состава часто становилась Максин Салливан (Maxine Sullivan), которая в 1938 стала второй женой Кирби (развелась в 1941). В 1938 четыре участника группы (Shavers, Bailey, Kyle и Kirby) принимают участие в двух сессиях записи для Vocalion Records (11 мая и 23 июня) в качестве сопровождения певицы Билли Холидей (Billie Holiday) как Billie Holiday and her Orchestra.

В период с 7 апреля 1940 по 12 января 1941 со своим коллективом Кирби принимает участие в 30-минутной радиопередача "Flow Gently, Sweet Rhythm" (также известной как "The John Kirby Show") на CBS. В программе также участвовали Салливан и the Golden Gate Quartet. Кирби и Салливан становятся "первыми темнокожими артистами, проводившими джаз-ориентированные серийные радиопередачи".

Кирби был склонен к более лёгкому джазовому стилю с классическим влиянием, часто называемому камерным джазом, у которого есть как сильные защитники, так и горячие критики. Его группа остаётся плодовитой и популярной в 1938–1941, но Вторая мировая война забирает Кайла и Прокопа. К тому же резко ухудшилось состояние здоровья Спенсера и он умирает от туберкулеза в 1944. Тем не менее, Кирби продолжает попытки руководить группой на выступлениях в клубах и записываться в студии, изредка привлекая такие таланты, как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Бенни Картер (Benny Carter), Бен Вебстер (Ben Webster), Клайд Харт (Clyde Hart), Бадд Джонсон (Budd Johnson) и Зутти Синглтон (Zutty Singleton).

В связи с тем, что карьера Кирби пошла на спад, он начал сильно выпивать, а позднее выяснилось, что он страдает от диабета. После войны Кирби собрал уцелевших членов секстета вместе с Сарой Воун (Sarah Vaughan) в качестве вокалистки, но воссоединение продлилось недолго. Концерт в Карнеги Холл в декабре 1950 с участием Бейли и барабанщика Сида Кэтлетта (Sid Catlett) привлёк небольшую аудиторию, что ещё сильнее "сломило дух Кирби и крайне негативно повлияло на то, что осталось от его карьеры". Кирби переехал в Голливуд, штат Калифорния, где он умер как раз перед запланированным возвращением.

В 1961 саксофонист Дэйв Пелл (Dave Pell) записал альбом I REMEMBER John Kirby. Собрав такой же инструментальный состав, что и классические группы Кирби, Пелл записал материал, связанный с Кирби, иногда повторив всё нота в ноту.

Кларнетист Дон Байрон (Don Byron) в 1996 записал альбом BUG MUSIC в дань уважения к Кирби и нескольким другим музыкантам той же эпохи.

В 1993 Кирби был введен в Big Band and Jazz Hall of Fame. В отличие от других популярных тогдашних джазовых исполнителей (таких как Рэймонд Скотт (Raymond Scott)), секстет Кирби сегодня плохо помнят, хотя в Нью-Йорке секстет Уэйна Робертса (Wayne Roberts) (выступавший как Onyx Club Sextet) отдавал дань уважения коллективу Кирби. В то же время во Франции существует группа Kirby Memory, с вокалисткой Флорой Сикот (Flora Sicot). В Великобритании трубач Энрико Томассо (Enrico Tomasso) исполнял аранжировки Джона Кирби со своей группой Swing Six на Naturist Foundation Jazz Festival в 2010, после успеха на концерте в Cadogan Hall в Лондоне с группой во главе с Ричардом Пайтом (Richard Pite).

23:54