Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Jane Ira Bloom / Джейн Айра Блум

Американская джазовая сопрано саксофонистка и композитор. Блум родилась в семье Джоэла (Joel) и Эвелин Блум (Evelyn Bloom). Она начинала с изучения пианино и ударных в 12 лет, позднее переключилась сначала на альт, а потом на сопрано саксофон, который и стал её основным инструментом. Она отказалась от возможности отправиться на гастроли с оркестром Дюка Эллингтона (Duke Ellington), вместо этого она продолжила обучение и в 1977 защитила степени BA по искусству в Yale University и MA по музыке в Yale School of Music. Джейн становится первой саксофонисткой, защитившей степень по саксофону, которая не имела отношения к кларнету. Кроме того она брала частные уроки в Berklee College of Music у Джо Виолы (Joe Viola). Во время учёбы она встречает и выходит замуж за актёра и режиссёра Джо Грифаси (Joe Grifasi). По окончанию учёбы семья перебирается в Нью-Йорк, где Джейн проходит обучение у Джорджа Колмена (George Coleman). В 1979 Блум основала свою фирму звукозаписи Outline Records, на которой в дальнейшем делает записи своих альбомов. Она смогла утвердиться как одна из наиболее видных исполнительниц и композиторов, появившихся в 1970-х. Блум становится известна использованием электронных устройств, она применяет педаль для переключения различных электронных эффектов, создавая иллюзию оркестра из саксофонов. Блум становится первой исполнительницей, которую пригласили для участия в NASA Art Program; в 1989 она создаёт три композиции: "Most Distant Galaxy", для сопрано саксофона и электронных; "Fire & Imagination", для сопрано саксофона, импровизаторов и малого оркестра; и "Beyond the Sky" для духового ансамбля. В признательность за работу её именем был назван астероид 6083, находящийся между Марсом и Юпитером. Она записала два альбома, второй с исполнителем на маримба и вибрафоне Девидом Фридманом (David Friedman), который смог впоследствии представить её широкому кругу слушателей благодаря его связям с фирмой Enja. В 1982 Enja выпускает альбом MIGHTY LIGHTS (позднее переиздан на Rhino), в записи которого участвовали Чарли Хейден (Charlie Haden) и Эд Блеквэлл (Ed Blackwell). В числе её постоянных партнёров в этот период был пианист Фред Херш (Fred Hersch). Кроме того она сотрудничает с Марком Дрессером (Mark Dresser), Бобби Превитом (Bobby Previte), Чарли Хейденом (Charlie Haden), Бобом Брукмайером (Bob Brookmeyer), Джулианом Пристером (Julian Priester), Джэйем Клейтоном (Jay Clayton), Эдом Блеквеллом (Ed Blackwell) и Мэттом Уилсоном (Matt Wilson). В 1984 Блум и Фред Херш (Fred Hersch) записывают дуэтный альбом AS ONE. В конце 1980-х она записала ещё два диска для Columbia и много выступала (например, её сольное выступление в хьюстонском бейсбольном стадионе Astrodome). Блум объявила, что её цель "...донести авангардные импровизации до тех людей, которые обычно их не слушают". Практически все последующие работы Блум выходят на лейбле Arabesque, с которым она подписывает контракт в 1992. Её первым альбомом становится ART AND AVIATION, представивший "космические" композиции Блум. Несмотря на то, что импровизации Блум иногда опираются на единственный аккорд, они не производят впечатления монотонных благодаря мелодическому таланту трубача Кенни Уиллера (Kenny Wheeler) и басистов Майкла Форманека (Michael Formanek) и Руфуса Рейда (Rufus Reid), со вкусом использованной электроники и электро-акустических ударных Джерри Гранелли (Jerry Granelli). Пианист Кенни Уэрнер (Kenny Werner) представлен лишь на двух композициях диска, который закрывается прекрасной сольной темой "Lost in the Stars", посвящённой памяти Эда Блеквэлла (Ed Blackwell). Программу следующего альбома THE NEARNESS (Arabesque) составила прекрасная коллекция баллад, как стандартов, так и оригинальных, с добавлением нескольких быстрых номеров. Диск был записан в составе секстета – Кенни Уилер (Kenny Wheeler), тромбонист Джулиан Пристер (Julian Priester), пианист Фред Херш (Fred Hersch), Руфус Рейд (Rufus Reid) и ударник Бобби Превит (Bobby Previte). Четыре композиции были записаны полным секстетом, остальные темы записаны в различных комбинациях этого состава музыкантов. "White Tower" для создания особого замечательного эффекта записали без использования барабанов. В работе THE RED QUARTETS (1999) она продолжила исследовать композиционно-импровизационный континуум и решила воплотить свои идеи в более крупных музыкальных формах. C 1989 Блум становится сотрудником музыкального департамента в New School for Jazz and Contemporary Music. Вместе с Редджи Уоркманом (Reggie Workman) она осуществляет надзор за программой обучения джазовому исполнению, преподаёт джазовую композицию и руководит студенческим комбо, исполнявшим музыку Орнетта Колмена (Ornette Coleman). В то же время её стилистическое внимание в стенах New School было таким же широким, как и её собственная игра. В дополнение к упомянутым выше курсам, она преподаёт и исполнение балладного репертуара. Баллады всегда были близки её сердцу и, хотя она не отказывалась от традиционного стиля исполнения баллад (который Джейн использовала при исполнении собственных баллад), Блум начала использовать новый минималистический подход к стандартам. Начиная с альбома SOMETIMES THE MAGIC (2002), каждый диск Блум содержит один или два стандарта из репертуара мюзиклов послевоенного периода. Блум выросла на этих песнях и её любовь к этому материалу воплотилась в этом новом балладном стиле. Большую часть баллад она исполняет соло с минимальными импровизациями или вообще без них. Время от времени, она играет в сопровождении пианиста, установив колокольчики на струнах рояля с нажатой правой педалью. Этот метод, перенятый у композитора Джорджа Крамба (George Crumb), создаёт кавернозный звук, который сочетает в себе оригинальный звук саксофона с симпатическими вибрациями незатухающих струн рояля. Она редко использует электронику в стандартных балладах, позволяя неизменно богатому звуку её саксофона неторопливо рассказывать историю. SOMETIMES THE MAGIC был записан без использования электроники, за исключением шестой темы “Truth in Timbre”. Последние пять лет участником квартета Блум неизменно становился пианист Винсент Борджейкс (Vincent Bourgeyx), но лишь на этом альбоме он был впервые записан. Его стиль выглядит немного консервативным для этой группы, но он великолепно адаптируется к изменяющейся исполнительской атмосфере и его соло прекрасно контрастируют с музыкой других участников квартета. Последним альбомом Блум для лейбла Arabesque стал CHASING PAINT: Jane Ira Bloom MEETS JACKSON POLLOCK. Хотя их встреча была виртуально артистической (Блум было около года от рождения, когда Поллок погиб в автомобильной аварии), между двумя артистами наблюдалась глубокая эмпатия. Многие извилистые мелодические линии Блум напоминают непредсказуемую капель красок Поллока. Некоторые композиции, представившие одновременные импровизации участников группы Блум, имитируют смелое использование Поллоком различных красок и оттенков в его палитре. Композиция Блум “Jackson Pollock” была навеяна картиной “Autumn Rhythm 1950”. На 207-дюймовом полотне Поллока присутствует множество закручивающихся, цикличных и пересекающихся фрагментов. Блум использовала три инструмента, повторяя три основных цвета картины: чёрный, белый и коричневый. На оригинальной записи 1980 звучали её сопрано саксофон, бас и вибрафон, но в версии для этого альбома она заменила виброфон на ударные. Когда контракт с Arabesque закончился, Блум перешла на самостоятельный выпуск своих дисков. Кроме того, она выкупила все права на свои альбомы у Arabesque, и переиздала их на своём возрождённом лейбле Outline Records. Прежде чем она начала делать записи для Outline, Блум записала один альбом для ArtistShare. Для работы над LIKE SILVER, LIKE SONG она пригласила пианиста Джеми Сафта (Jamie Saft), который также сыграл на клавишных Wurlitzer, Fender Rhodes и различных синтезаторах. Ударные Бобби Превит (Bobby Previte) также были электронные, как и электронные устройства Блум. Марк Дрессер (Mark Dresser) стал единственным музыкантом, игравшим на акустическом инструменте. Работу можно рассматривать как демонстрацию её нового продвинутого уровня Блум. Диск не очень хорош для первого знакомства, хотя будет довольно интересен слушателям, хорошо знающим и понимающим её предыдущие работы. Для работы над следующим своим диском MENTAL WEATHER Блум приглашает абсолютно новую ритм секцию. Остроумного и изобретательного ударника и перкуссиониста Мэтта Уилсона (Matt Wilson), басиста Марка Хелиаса (Mark Helias) (который иногда работал с Марком Дрессером (Mark Dresser)) и пианиста из Сиэтла Доуна Клемента (Dawn Clement). Клемент стал прекрасным дополнением к квартету, элегантно следуя за каждым поворотом соло Джейн, и затем переходя в собственное соло, добавив новые оттенки к музыке саксофонистки. Он продемонстрировал богатый тон и чувственное прикосновение, которые лишь обогатили душевные мелодии и импровизации Блум. Так же, как и предыдущий альбом, MENTAL WEATHER включал альтернативный микс, в котором весь альбом был представлен, как один продолжительный МР3 файл. В последующей работе WINGWALKER Блум продолжила следовать выбранному направлению с тем же составом на борту. Практически во всех композициях Блум использует привычные электронные примочки, и все её "электронные" импровизации, как обычно, звучат так же превосходно, как и в акустическом исполнении, что подтвердилось во время её концерта в University of Colorado. Программу альбома WINGWALKER составляет различный материал – от нескольких оригинальных баллад (“Her Exacting Light”, “Ending Red Songs” и “Adjusting to Midnight”) и сложных пост-боп наработок (“Airspace” и “Rookie”), в других композициях она свободно смешивает стили, включая блюзовую “Freud’s Convertible” и атмосферно-грувовую “Frontiers in Science”. Квартет проходит через эти стилистические изменения без особых усилий и они, похоже, проистекают как естественное продолжение композиций. 57-минутный альбом имеет МР3 приложение на 5 минут и 45 секунд. И Блум пишет, что оно напоминает ей концепцию сингулярности в астрофизике, где пространственно-временной континуум полностью изменяется. Сколько джазовых музыкантов касаются подобных вопросов кончиками своих пальцев? Отвечая на вопрос о планах на будущее, Блум сказала, что хотела бы записаться с Аритой Френклин (Aretha Franklin). За время её карьеры она записывалась с несколькими вокалистами, в числе которых Этель Эннис (Ethel Ennis), Клео Лэйн (Cleo Laine) и Джей Клейтон (Jay Clayton). Блум также сказала, что хотела бы сыграть в дуэте с Джимом Холлом (Jim Hall), и это как нельзя лучше подошло бы к планируемому ею концерту, полностью состоящему из балладного репертуара. Блум является обладательницей нескольких премий и наград, включая Jazz Journalists Award в 2001 и Down Beat Critics Poll.
12:44