Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Erskine Hawkins / Эрскин Хокинс

Американский джазовый трубач и лидер биг бенда. Стал широко известен как автор джазового стандарта "Tuxedo Junction" (1939), которую он написал совместно с саксофонистом и аранжировщиком Биллом Джонсоном (Bill Johnson). Песня стала хитом в годы Второй мировой войны и достигла седьмого места в списках популярности в исполнении оркестра Эрскина Хокинса, и первого места в исполнении оркестра под управлением Гленна Миллера (Glenn Miller). В числе вокалистов, работавших в оркестре Эрскина Хокинса, были Айда Джеймс (Ida James), Делорес Браун (Delores Brown) и Делла Риз (Della Reese). Хокинс был назван в честь промышленника из Алабамы Эрскина Ремсея (Erskine Ramsay).

На пике своей популярности во времена Золотого Века свинга мастерство игры на трубе помогло Эрскину заработать прозвище "The Twentieth Century Gabriel". Группа музыкантов, входившая в состав его оркестра, создала прекраснейшую и влиятельнейшую музыку эпохи биг бендов. Как ни странно, но самая известная композиция Хокинса "Tuxedo Junction" стала по-настоящему сногсшибательным хитом в исполнении оркестра Гленна Миллера (Glen Miller). Тем не менее, в то время как свинг царствовал на сцене, Erskine Hawkins and His Orchestra был в числе небольшого количества биг бендов, которые определяли звучание эпохи, и его популярность приблизилась к популярности оркестров во главе с такими гигантами как Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Каунт Бейси (Count Basie).

Родился и вырос в Birmingham, Alabama. В этом же городе родился Сан Ра (Sun Ra). Родители назвали сына в честь промышленника Эрскина Ремсей (Erskine Ramsay), за что он вознаградил их, открыв обоим сберегательные счета в банке. Его отец Эдвард (Edward) погиб во Франции во время Первой мировой войны. Эрскин с юных лет был окружён музыкой. Вместе с тремя братьями и сестрой Хокинс познакомился с миром музыки благодаря матери Кери (Cary), которая была учительницей в школе. Его первым инструментом стала ударная установка, позже Эрскин научился играть на других инструментах, включая баритон саксофон и тромбон. В конце концов, с 13 лет он начал осваивать трубу. Именно как трубач он смог утвердится, как яркий исполнитель с удивительным диапазоном.

Хокинс учился в Councill Elementary School и в Industrial High School (теперь известна как Parker High School). В Industrial High School он играл в школьном оркестре под руководством Фесса Уэтли (Fess Whatley), воспитавшего не одно поколение талантливых музыкантов, впоследствии игравших в оркестрах Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Лаки Миллиндера (Lucky Millinder), Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Скитча Хендерсона (Skitch Henderson из NBC Orchestra). По окончании средней школы Хокинс поступил в State Teachers' College в Монтгомери. Хокинс поступил туда благодаря спортивной стипендии. Однако, через несколько недель всем стало ясно, что его истинным призванием была музыка. Многие из его приятелей, с которыми он играл на районе, также были студентами этого колледжа. После недолгого участия в составе 'Bama State Revelers - второго джазового коллектива этого колледжа, Хокинс быстро становится звездой главного джаз бенда учебного заведения - 'Bama State Collegians. Самым важным активом Хокинса как трубача становится его широчайший диапазон. Соло Хокинса неизменно содержали такие высокие ноты, которые крайне редко можно было услышать на этом инструменте.

Вместе с одноклассниками и коллегами по оркестру: Хейвудом Генри (Haywood Henry) (кларнет и саксофон); Эйвери Перришом (Avery Parrish) (фортепьяно); Бобом Рейнджем (Bob Range) (тромбон); Уилбуром "Дад" Баскомбом (Wilbur "Dud" Bascomb) (труба) и Полом Баскомбом (Paul Bascomb) (саксофон) и другими, The Collegians становятся очень популярными во всём регионе. Оркестр выступал несколько вечеров в неделю, а участники брали с собой учебники и делали домашнее задание в перерывах между концертами. Его лидером в это время был Джей.Би. Симс (J.B. Sims), вокалист, певший в стиле Кэба Келлоуэя (Cab Calloway). В 1934 The Collegians совершили свою первую поездку в Нью-Йорк, где играли в Harlem Opera House, Apollo Theater, Ubangi Room и других шумных джазовых заведениях того времени. Оркестр принимали так хорошо, что мысли об учёбе отошли на задний план. Тонкий баланс между музыкальной карьерой и обучением был нарушен, и все участники оркестра дружно решили бросить колледж.

Как и многие трубачи того времени, Хокинс находился под сильным влиянием Луи Армстронга (Louis Armstrong). От Армстронга Хокинс научился такому приёму, как ослеплять аудиторию проходами в верхнем регистре, часто заканчивая песни взрывами высоких нот. Именно эта часть таланта, не говоря уже о его способности подражать соло Армстронга, позволили Хокинсу занять место лидера, когда в 1936 Симс оставил оркестр. В этом же году биг бенд делает свою первую запись под названием Erskine Hawkins and His 'Bama State Collegians. Их первые записи, в основном дешёвые и неуклюжие, продавались не особенно хорошо. Белые слушатели запись практически не покупали.

Внимание более широкой аудитории Хокинсу удалось привлечь к 1938. В этом году Хокинс начал сотрудничество с Мо Гейлом (Moe Gale), антрепренёром с большими связями в музыкальном бизнесе и основным владельцем танцзала Savoy. Гейл договорился о контракте на запись с RCA Victor, и записи группы начали выходить на дочернем лейбле Bluebird. Хокинс делает несколько очень успешных записей. Группа регулярно выступает в Savoy, и Хокинс фактически становится руководителем домашнего джаз-оркестра. Гейл также организовывал общенациональные туры для биг бенда, который теперь был известен как Erskine Hawkins and His Orchestra, так как название 'Bama State Collegians вернули следующему поколению джазменов колледжа.

"Tuxedo Junction" – композиция, наиболее часто ассоциируемая с именем Хокинса, была по иронии записана как дополнение в последние минуты основной сессии звукозаписи в 1939. Мелодия, названная по названию района в Бирмингеме, стала неофициальным лейтмотивом и оркестра Хокинса в его различных формах и самого танцзала Savoy. Песня была написана совместно Хокинсом и коллегами по группе Биллом Джонсоном (Bill Johnson) и Джулианом Дэшем (Julian Dash). Композиция поднялась до 7 места национального хит парада (в исполнении оркестра Хокинса) и заняла 1-ое место (в исполнении оркестра Гленна Миллера (Glenn Miller)). Также интересно отметить, что самое незабываемое соло на трубе было исполнено не Хокинсом, а Дадом Баскомбом (Dud Bascomb). Фактически было распространённой практикой в оркестре, когда Баскомб исполнял более сложные, более джазовые соло, в то время как Хокинс обеспечивал свои обычные пиротехнические взрывы высоких нот. Стиль игры Хокинса не всегда вызывал одобрение критиков. Он часто лишь "важничал" на сцене. Подобная критика часто доставалась и Луи Армстронгу (Louis Armstrong). Хокинс лишь изредка захватывал взоры публики, не оставаясь надолго в центре внимания. Значительная часть успеха группы всё же была основана на виртуозности всех её солистов, и каждый из них имел широкие возможности продемонстрировать свои таланты.

Следующий большой хит Хокинса, "After Hours", был записан в 1940. Сочинённый пианистом Эйвери Перришем (Avery Parrish), мелодия была также в основном создана во время работы в студии звукозаписи. За следующие несколько лет были выпущены и другие успешные композиции, и оркестр перешёл под опеку Victor - подразделение RCA для больших джазовых имён. "Someone's Rockin' My Dreamboat" (1941) и "Tippin' In" (1945) попадают в число наиболее успешных записей, выпущенных Хокинсом и компанией на пике популярности. В течение второй половины 40-х оркестр Хокинса обосновался в Нью-Йорке, часто выступая в Savoy и Apollo. В расписании оркестра также присутствовали ежегодные туры по Среднему Западу и Югу, как и случайные поездки в Калифорнию. Записи Хокинса с большим энтузиазмом воспринимались и в Европе.

Популярность оркестра Хокинса постепенно уменьшалась в течение первой половины 50-х. К середине десятилетия танцзал Savoy обанкротился, символизируя общий спад интереса к музыке биг бендов. Поскольку бибоп, исполняемый меньшими составами, стал преобладающей формой джаза, места для проведения концертов тоже стали меньшими, и Хокинс решил урезать свой оркестр до ансамбля из восьми участников, главным образом из-за финансовой целесообразности. Он поменял несколько студии звукозаписи, пока в 1954 не подписал контракт с Decca. К 1961 в группе осталось шестеро участников. В конечном счёте Хокинс возглавил квартет, иногда добавляя в состав вокалистов.

В 1967 Хокинс договорился о недельном ангажементе в Concord Hotel, расположенном на курорте в горах Катскилл у озера Kiamesha Lake в северной части штата Нью-Йорк. Concord, казалось, был идеальным местом для старомодно звучащего свинга Хокинса. В 1978 Хокинс был в числе первых пяти артистов, введённых в Alabama Jazz Hall of Fame. Приняв роль почтенного джазового мастера, он регулярно выступает там в течение 70-х и большую часть 80-х, включая визит в Европу в 1979. В течение этого периода Хокинс в основном работал с небольшими составами, хотя иногда для выступлений на джазовых фестивалях и концертов на круизных кораблях он снова возглавлял биг бенд в полном составе, как в годы былой славы. В 1986 он оказывается на борту парохода SS Norway как участник Fifth Annual Floating Jazz Festival. В 1989 он был введён в Alabama Music Hall of Fame. В составе его группы образца 1967-1993 играли пианист Джо Витале (Joe Vitale), басист Дадли Уотсон (Dudly Watson), вокалист и кларнетист Сонни Росси (Sonny Rossi) и ударник Джордж Лири (George Leary).

Осенью 1993 Хокинс отправился с визитом к своей сестре в Алабаму, после чего намеревался вернуться к выступлениям в Concord, несмотря на свой возраст в 79 лет. Но в ноябре 1993 он умер в своём доме в Willingboro Township, New Jersey. Его похоронили в Birmingham, Alabama на кладбище Elmwood Cemetery рядом с сетрой.

Во многом так же, как и его белый современник Гарри Джеймс (Harry James), Хокинс комбинировал захватывающую технику и острое понимание коммерческого спроса с врождённым чувством хорошего джаза. Между джазовыми историками нет согласия в вопросе, какое место занимает Хокинс в летописи жанра. Критик Барри Уланов (Barry Ulanov) описал группу Хокинса как "наиболее покорного имитатора" оркестра Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford). Он утверждал, что оркестр Хокинса "оставляет впечатление грубой силы и неразвившегося таланта..." Французский писатель Хью Панассье (Hugues Panassie), с другой стороны, причислил Хокинса к числу лидеров одного из лучших эстрадных оркестров конца 30-х - начала 50-х. Возможно, существование таких расходящихся мнений - лучшие доказательства важности артиста.

Он был женат дважды. Первой его супругой в 1935 становится Флоренс Браунинг (Florence Browning), второй была Глория Дамас (Gloria Dumas).

22:03