Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Eddie "Lockjaw" Davis / Эдди "Локджо" Девис

Американский тенор саксофонист. Саксофон освоил самостоятельно. Уже через 8 месяцев после приобретения своего первого саксофона начал выступать в Гарлеме как профессиональный музыкант. Впервые засветился на джазовой сцене в своём родном городе в ночном клубе Uptown House, принадлежавший Кларку Монро (Clark Monroe) в конце 30-х. Несмотря на то, что несколько лет спустя он имел некоторое отношение к появлению и росту популярности бибопа, исполнительская манера этого тенор саксофониста корнями своими уходит в свинговые и блюзовые традиции, и в начале своей карьеры он демонстрировал тесное родство с жёсткой школой техасских тенористов. В начале 40-х он работает в составе различных биг бендов, среди которых оркестры Кути Уилльямса (Cootie Williams) (1942-1943), Лаки Миллиндера (Lucky Millinder), Энди Кёрка (Andy Kirk) (1945-1946) и Луи Армстронга (Louis Armstrong). В 1946-1952 он возглавляет свой небольшой состав, с которым выступает в клубах, включая “Minton’s Playhouse”, где пересекается с Фетсом Наварро (Fats Navarro), и делает записи. В 1952 он впервые появляется в составе оркестра Каунта Бейси (Count Basie), выезжает с ним на гастроли в Европу (Англия и Франция), их сотрудничество продолжается в 1952-1953, 1957 и 1964-1973). Хотя именно в составе оркестра Бейси он добивается наибольшей популярности, он продолжает возглавлять небольшие составы: с 1954 руководит собственным ансамблем, в 1955 формирует трио с участием органистки Ширли Скотт (Shirley Scott); в 1960 начинает сотрудничество со своим приятелем-тенористом Джонни Гриффином (Johnny Griffin). Попробовав реализовать себя в качестве агента, Девис возвращается к Бейси (1963-1964). В середине 70-х работает с Роем Элдриджем (Roy Eldridge); в конце 70-х - начале 80-х с Гарри "Свитс" Эдисоном (Harry "Sweets" Edison). Исполнительское мастерство Девиса позволяло ему пристойно выглядеть и в безумно свингующих ритмических композициях, и при исполнении нежных баллад. Наилучшие свои работы раннего периода он записал в сотрудничестве с Гриффином и, конечно же, с Бейси, например, композиция "Whirlybird" на альбоме THE ATOMIC MR BASIE. Среди поздних его работ нельзя не отметить альбом прекрасных баллад, записанный с Полом Гонзалвесом (Paul Gonsalves). Входит в число ведущих свинговых тенористов школы Колмена Хокинса (Coleman Hawkins) (также испытал влияние Бена Уэбстера (Ben Webster) и Лестера Янга (Lester Young). Типичный представитель гарлемского джаза. Талантливый солист-импровизатор с сильным, ярким темпераментом, жёстким звукоизвлечением, ясно выраженным "блюзовым чувством" (blues feeling), способностью в течение длительного времени поддерживать в игре высокий уровень динамического напряжения, прогрессивным гармоническим мышлением. Стремился к стилевому синтезу свинга и бибопа (культивировал манеру, которую можно определить как некий "хард-свинг"). В 60-е практиковал вместе с Джонни Гриффином (Johnny Griffin) тенор-саксофонные дуэты-состязания (battles). Сформировал с ним на этой основе новый тип комбо - 2 тенор-саксофона + ритм-группа. Успешно проявил себя в амплуа "выездного" бендлидера (на гастролях оркестра Бейси в 60-е). Внёс важный вклад в становление основных стилевых направлений современного джаза, а также в развитие и обновление традиций свинга (модерн-свинг). На протяжении своей карьеры он записывался в качестве лидера для многих лейблов, включая Savoy, Apollo, Roost, King, Roulette, Prestige/Jazzland/Moodsville, RCA, Storyville, MPS, Black & Blue, Spotlite, SteepleChase, Pablo, Muse и Enja. Девис умер от рака лимфомы Ходжкина.
09:54