Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Dave Frishberg / Дейв Фришберг

Американский джазовый пианист, вокалист, композитор и поэт-песенник.

Вероятно, один из лучших поэтов-песенников современности, написавший остроумные и проницательные слова к таким песням, как "I'm Hip", "Peel Me a Grape", "Dear Bix", "The Underdog", "Saratoga Hunch", "Slappin' the Cakes on Me", "Z's", "My Attorney Bernie", "Do You Miss New York", "Blizzard of Lies", "Another Song About Paris", "You Are There", "El Cajon", "Can't Take You Nowhere" и "Let's Eat Home".

Его песни исполняли Блоссом Дири (Blossom Dearie), Розмари Клуни (Rosemary Clooney), Ширли Хорн (Shirley Horn), Анита О'Дей (Anita O'Day), Майкл Фейнштейн (Michael Feinstein), Ирене Крал (Irene Kral), Даяна Кролл (Diana Krall), Стейси Кент (Stacey Kent), Джон Пиццарелли (John Pizzarelli) и Мэл Торме (Mel Tormé).

Фришберг начал изучать классическое пианино в детстве и делал это с большой неохотой, больше интересуясь блюзом и буги-вуги, слушая записи Пита Джонсона (Pete Johnson) и Джея МакШенна (Jay McShann). Однажды он привёл в ужас своего преподавателя, когда переделал пьесу Моцарта в латиноамериканском стиле конга. Тинэйджером он играет в местном оркестре в клубе Flame в St. Paul, где появлялись такие исполнители как Арт Тэйтум (Art Tatum), Билли Холидей (Billie Holiday) и Джонни Ходжес (Johnny Hodges).

Окончив в 1955 обучение на факультете журналистики в University of Minnesota, он проводит 2 года в рядах военно-воздушных сил США. Уволившись, Фришберг решает зарабатывать на жизнь игрой на пианино. Превосходно свингующий пианист с уставшим от жизни вокалом, разносторонне одарённый Фришберг приехал в 1957 в Нью-Йорк. Поначалу он работает пианистом в Duplex в Greenwich Village.

Со временем его известность растёт благодаря сотрудничеству с такими исполнителями как Кай Уиндинг (Kai Winding), Джин Крупа (Gene Krupa) (1960-1963), Уайлд Билл Девисон (Wild Bill Davison), Бад Фримен (Bud Freeman), Эдди Кондон (Eddie Condon), Бен Уэбстер (Ben Webster), Рой Элдридж (Roy Eldridge), квинтет Эла Кона-Зута Симса (Al Cohn-Zoot Sims Quintet) и Бобби Хакетт (Bobby Hackett). Он также аккомпанирует таким вокалистам как Кармен МакРэй (Carmen McRae), Дик Хеймс (Dick Haymes), Сюсанна МакКоркл (Susannah McCorkle), Анита О'Дей (Anita O'Day) и Ирен Крал (Irene Kral).

Записывает альбом THE YOU AND ME THAT USED TO BE с Джимми Рашингом (Jimmy Rushing). В этот период он пишет много песен, часто с юмористическим подтекстом, которые исполняют О'Дей, Блоссом Дири (Blossom Dearie), Эл Джарро (Al Jarreau), Клео Лэйн (Cleo Laine) и другие. Успеха добиваются такие его песни как "I'm Hip" (только слова, в сотрудничестве с Бобом Дороу (Bob Dorough), "Blizzard of Lies", "My Attorney Bernie" (его наиболее известная), "Do You Miss New York", "Peel Me a Grape", "Quality Time", "Slappin' the Cakes on Me", "I Want To Be A Sideman" и другие.

Постепенно он избавляется от неуверенности и страха исполнения своих песен на публике самостоятельно. В 1968 делает коммерческую запись для CTI, которая на удивление порождает хит "Van Lingle Mungo", слова которой полностью состоят из имён старых прославленных бейсболистов. Однако он по-прежнему остаётся в тени, пока в 1971 не перебирается в Лос-Анджелес, где становится студийным музыкантом и делает записи для лейбла Concord в качестве вокалиста/пианиста. Кроме того, он работает в телестудиях, создаёт музыку к фильмам.

Вскоре начинается длительный период сотрудничества с трубачом Хербом Алпертом (Herb Alpert), изредка Дейв играет в биг бенде Билла Берри (Bill Berry). Он также начинает выступать в стиле кабаре представлений, комбинируя превосходное джазовое пианино с исполнением песен. Несмотря на то, что его мастерство пианиста заслуживает наивысших оценок, и своими корнями уходило в бибоп с элементами мэйнстрима, всё же больший, и более заметный вклад Фришберг делает как композитор и поэт. В своих песнях, которые представляли собой современные рассказы и басни, он описывал адвокатов ("My Attorney Bernie"), давно забытые марки пива ("White Castle"), любовные обманы ("Blizzard Of Lies") и героев бейсбола и джаза ("Van Lingle Mungo") и ("Dear Bix"). Его остроумно ироничные слова сочетали в себе дьявольскую изобретательность с детской невинностью.

В 1986 Фришберг перебирается в Portland, Oregon, и продолжает выступать на Западном побережье, регулярно появляется в клубах и на фестивалях в США и Европе. Фришберг также работает как поэт-песенник, сотрудничая с такими композиторами как Джонни Мандел (Johnny Mandel), Алан Бродбент (Alan Broadbent), Эл Кон (Al Cohn), Блоссом Дири (Blossom Dearie), Девид Шайер (David Shire), Джулиус Уэхтер (Julius Wechter), Ден Барретт (Dan Barrett), Боб Брукмайер (Bob Brookmeyer), Боб Дороу (Bob Dorough), Джерри Маллиген (Gerry Mulligan) и Джонни Ходжес (Johnny Hodges).

Он становится со-обладателем награды Golden Raspberry Award за Худшую Оригинальную Песню (Worst Original Song) в 1981, написав слова к песне "Baby Talk" из комедийного фильма Бёрта Рейнолдса (Burt Reynolds) "Paternity". На вершине чрезвычайно успешной карьеры в джазе, он пишет "Just a Bill" и другие песни для популярного мультипликационного сериала компании ABC Schoolhouse Rock, который впоследствии превратился в не менее популярное ревю "Schoolhouse Rock Live". Для сериала также были написаны "Walkin' On Wall Street" и "$7.50 Once A Week".

В 90-х Фришберг больше внимания уделяет музыкальному театру и делает запись чисто инструментального дуэта с трубачом Джимом Гудвином (Jim Goodwin) (1992) для лейбла Arbors. Он также записывается для Omnisound, Fantasy, Bloomdido.

16:31