Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Danilo Pérez / Данило Перез

Панамский пианист, композитор, преподаватель.

Изучать музыку начал в возрасте 3 лет со своим отцом – вокалистом и лидером группы. С 10 лет Перез изучает классическое фортепиано в национальной консерватории в Панаме. В юные годы он с упоением слушает музыку Джорджа Гершвина (), Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Джона Колтрейна (John Coltrane) и Телониуса Монка (). Получив диплом бакалавра по электронике, он начинает изучать джазовую композицию в стенах престижного Berklee College of Music. В студенческие годы Перез выступает с Джоном Хендриксом (Jon Hendricks), Теренсом Бланшаром (Terence Blanchard), Слайдом Хэмптоном (Slide Hampton), Клаудио Родити (Claudio Roditi) и Пакито Д'Риверой (Paquito D’Rivera).

Быстро заявив о себе, как о молодом мастере, Перез в 1989 играет в составе United Nations Orchestra под управлением Диззи Гиллеспи () и играет в нём вплоть до смерти великого трубача в 1992. Он также вошёл в состав United Nations Orchestra, участвовавший в записи получившего в 1991 премию Grammy альбоме LIVE AT THE ROYAL FESTIVAL HALL 1989 в номинации Best Large Jazz Ensemble Performance. На страницах Independent Перез заявил, что "одна из вещей, которым научил меня Диззи, это необходимость изучения собственного наследия ещё глубже, чем я уже знал. Он сказал, что для джаза гораздо важнее, чтобы ты добрался до самых глубинных своих корней, чем изучение каких-нибудь других вещей". Возможно, именно благодаря влиянию Диззи Перез легко ассимилировал стили бибоп и пост-боп.

В дальнейшем он выступает и/или записывается с такими признанными артистами как Джек ДиДжонетт (Jack DeJohnette), Стив Лэйси (Steve Lacy), Ли Конитц (), Чарли Хейден (Charlie Haden), Майкл Брекер (Michael Brecker), Джо Ловано (Joe Lovano), Тито Пуэнте (Tito Puente), Уинтон Марсалис (), Том Харрелл (Tom Harrell), Гари Бёртон (Gary Burton) и Рой Хайнс ().

C 1993 Перез фокусирует своё внимание на собственных ансамблях и проектах. В 1994 он делает запись альбома THE JOURNEY – музыкальная дань памяти трагическим путешествиям африканских рабов через океан. Альбом попадает в десятку лучших в списках популярности джазовых записей таких изданий как New York's Village Voice, The New York Times, Billboard и Boston Globe. Эта работа сделала имя Переза уважаемым в джазовом сообществе. Перес создал этот альбом как серию композиций, как будто бы отслеживая маршруты рабов, похищенных или проданных из их домов и перемещаемых через океан. THE JOURNEY начинается с "The Capture", продолжается с "The Taking", "Chains", The Voyage" и заканчивается "Libre Spiritus". В работе над альбомом также приняли участие саксофонист Девид Санчез (David Sanchez) и перкуссионист Джованни Идальго (Giovanni Hidalgo), который был записан за два дня в известной студии Power Station в Нью-Йорке.

В 1995 он гастролирует по Польше с Уинтоном Марсалисом (). Перез и Марсалис снова сыграли вместе на открытии летних олимпийских игр в 1996 в Атланте. Также Перез как специальный гость выступил на инаугурационном бале президента Клинтона, сыграл на пианино, аккомпанируя Биллу Кросби (Bill Cosby) и участвовал в создании получившего премию Grammy альбома DANZON.

В 1996 продюсер Томми ЛиПума (Tommy LiPuma) предложил Перезу контракт с лейблом Impulse. На своём третьем альбоме PANAMONK Перез отдал дань уважения Телониусу Монку (), как и другим музыкантам того времени. Практически полностью без использования слов, на этом альбоме Перез позволил музыке говорить самой за себя. По мнению журнала DownBeat этот альбом одна из наиболее важных работ в истории джазового пианино. В интервью журналу JazzTimes Перез сказал: "Его (Монка) музыка была воплощением игры малых составов, воплощением самой джазовой музыки. Если вы действительно желаете понять, что такое джаз и свинг, он один из лучших источников для этого".

Четвёртый альбом Переза CENTRAL AVENUE (1998) был номинирован на премию Grammy в категории Лучший джазовый альбом года (Best Jazz Album of the Year). CENTRAL AVENUE это смесь блюза, фолка с влиянием музыки Карибских островов и Среднего Востока. Как и предыдущая работа он был спродюсирован Томми ЛиПума (Tommy LiPuma). В работе Перезу помогали басисты Джон Патитуччи () и Авишаи Коэн (Avishai Cohen) и барабанщик Джефф "Тэйн" Уоттс (Jeff "Tain" Watts). Все композиции были записаны с единственной пробы, кроме "Panama Blues". Для этой темы Перез записал панамского фолк вокалиста Рауля Витала (Raul Vital) и хор исполнителей mejorana из Панамы. Позднее в Нью-Йорке с этими записями были смикшированы записи ансамбля Переза. Меджорана (mejorana) это импровизационный стиль пения. Перез сказал в интервью журналисту Graybow из Billboard: "[Я услышал] блюзовые нотки в их голосах, прямо как тот блюз, что на реке Миссиссиппи" и он сразу же захотел записать их. Кроме того, в номинации на Grammy побывали и такие альбомы Переза, как MOTHERLAND (2000) и ACROSS THE CRYSTAL SEA (2008).

В 2000 Данило присоединился к квартету Уэйна Шортера (Wayne Shorter), в состав которого также вошли Джон Патитуччи () и Брайян Блэйд (Brian Blade). Перез много выступает с этой группой и принял участие во всех записях Шортера, включая: FOOTPRINTS LIVE! (2002), ALEGRÍA (2003), BEYOND THE SOUND BARRIER (2005) и WITHOUT A NET (2013).

С 2003 он гастролирует со своим регулярным трио, в котором с ним играют Бен Стрит (Ben Street) и Адам Круз (Adam Cruz). В 2003 Пересу удалось осуществить давно вынашивавшийся им план: провести у себя на родине первый в истории Панамы джазовый фестиваль. В сентябре 2003 в столичном The Anayansi Theater выступили трио Кенни Баррона (Kenny Baron), ансамбли Майка Стерна (), Регины Картер (Regina Carter), Стива Турре (Steve Turre) и, разумеется, трио Данило Переса.

В том же 2003 после продолжительного, почти трёхлетнего перерыва Данило издал свой очередной альбом, который с нетерпением ждали многочисленные поклонники его таланта. Как и на предыдущих дисках, Перес остался верен своему любимому формату фортепьянного трио и как раньше играл, пользуясь хоккейной терминологией, в "две тройки": со своими коллегами по квартету Шортера – басистом Джоном Патитуччи () и ударником Брайяном Блэйдом (Brian Blade), а также с партнёрами по собственному ансамблю – басистом Беном Стритом (Ben Street) и ударником Адамом Крузом (Adam Cruz). Вновь "концептуальный", вновь на Verve и вновь с ЛиПумой (Tommy LiPuma), …TILL THEN оказался вновь посвящён серьёзным вещам. Только на сей раз от проблем самоидентификации американцев Данило перешёл к проблемам социальным. Титульная композиция, стихи для которой написала восходящая звезда Verve, вокалистка Лизз Райт (Lizz Wright), отражает стремление автора увидеть времена, когда явью станут настоящий мир, единство и свобода. Как вспоминает музыкант, "…когда мы были детьми и собирались с родителями по воскресеньям за круглым столом за обедом, мы часто говорили о том, как важны равенство и справедливость. Мои мечты и надежды берут начало с этих бесед". Помимо собственных пьес, Перес включил в альбом композиции Джони Митчелл, Стиви Уондера, Виолетты Парра, Милтона Насименто и других авторов.

С появлением …TILL THEN становится все более заметно, что Данило Пересу уже недостаточно самой музыки (похоже, здесь для него уже нет тайн), теперь он с помощью музыки говорит о самых разных волнующих его проблемах. Если любовь к миру и любовь к человеку – это ангажированность, то Данило Перес – музыкант, безусловно, ангажированный. Впрочем, он этого и не скрывает, обращаясь к молодым музыкантам: "…Если вы действительно любите музыку, то играйте со всей страстью и со всей любовью, которой она требует. Думайте о себе, как о посланниках мира и врачевателях людских душ. Разумеется, необходимо много работать, но это уж само собой. Когда что-то любишь, то не думаешь об этом – просто делаешь любимое дело и все. Работайте и постоянно думайте о том, кто вы, и что вы хотите принести в музыку".

В августе 2010 с альбомом PROVIDENCIA Перез дебютировал на лейбле Mack Avenue Records. В 2011 альбом был номинирован на Grammy Award в категории Лучший альбом инструментального джаза (Best Instrumental Jazz Album). Как композитор он получал заказы от The Lincoln Center, Chicago Jazz Festival и духового квинтета Imani. Carnegie Hall заказал Перезу написать музыку для октета и Simón Bolívar Symphony Orchestra of Venezuela. В мае 2014 он получил заказ от The Banff Centre написать музыку для фортепиано в составе квинтета для Cecilia String Quartet, озаглавив эту работу "Camino de Cruces". Он также является автором музыки для Museum of Biodiversity в Панаме.

Перез является Послом Доброй Воли от UNICEF. Он обладатель множества наград за свои музыкальные достижения и социальную активность. Он служит в UNESCO как Артист за мир (Artist for Peace), является культурным послом в республике Панама (Cultural Ambassador to the Republic of Panama), основателем и художественным директором Panama Jazz Festival. Перез был назначен художественным директором при Berklee College of Music Global Jazz Institute – программе для поддержки талантливых джазовых студентов по всему миру. Он работал в качестве профессора в New England Conservatory of Music.

Его очередная работа CHILDREN OF THE LIGHT, созданная в сотрудничестве с участниками по квартету Уэйна Шортера (Wayne Shorter Quartet) Джоном Патитуччи () и Брайяном Блэйдом (Brian Blade) была выпущена в сентябре 2015 на лейбле Mack Avenue. В этом же 2015 Данило представил ещё две работы. В июле состоялась премьера "Expeditions - Panamania 2015" на Панамериканских играх в Торонто. В сентябре в рамках Detroit Jazz Festival прошла премьера его "Detroit World Suite - La leyenda de Bayano".

15:01