Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Bobby Bradford / Бобби Бредфорд

Американский трубач, корнетист, бенд лидер и композитор. Особую известность ему принесла работа с Орнеттом Колменом (Ornette Coleman), и, по мнению некоторых критиков, Бобби Бредфорд – один из лучших трубачей, появившихся во времена расцвета авангарда: он по-своему развил и приумножил творческий потенциал, продемонстрированный Доном Черри (Don Cherry) – до того, как тот стал слишком много времени уделять игре на всевозможных этнических флейтах и экспериментальных инструментах. Семья Бредфордов переехала в Даллас в 1946, когда Бобби было 12 лет, а в 1949 он начал изучать кларнет. Его одноклассниками были Джеймс Клэй (James Clay), Седар Уолтон (Cedar Walton) и Девид Ньюман (David Newman), а в танцевальном оркестре он играл вместе с Лео Райтом (Leo Wright). В дальнейшем он играет с Бастером Смитом (Buster Smith) и Джоном Харди (John Hardee). Одним из ярких впечатлений в юношеские годы становится знакомство и выступления с Орнеттом Колменом (Ornette Coleman) в Dallas-Fort Worth, но их музыкальное сотрудничество по-настоящему началось гораздо позже, когда в 1953 Бредфорд перебрался в Лос-Анджелес. В Калифорнии он работает с Уорделлом Грэйем (Wardell Gray), Джеральдом Уилсоном (Gerald Wilson) и Эриком Долфи (Eric Dolphy, начинавшим поиск своего творческого пути. Однако в 1954 Бобби забирают на армейскую службу, и в группе Колмена его заменяет Дон Черри (Don Cherry). Отыграв своё в военных оркестрах, в конце 1958 Бобби Бредфорд возвращается к гражданской жизни, учёбе, выступлениям и исполнению очень свободной музыки. В 1961 он отправляется в Нью-Йорк, где на два года входит в состав квартета Колмена, заменив Дона Черри (Don Cherry). Квартет Колмена, тогда крайне редко выступал, однако сделал несколько записей для лейбла Atlantic, заключившего с Колменом контракт. К сожалению, большая часть материала тех лет с участием Бредфорда была уничтожена во время трагического для истории музыки пожара, случившегося в хранилище Atlantic в феврале 1978 из-за банального отсутствия вентиляции. В 1963 Бредфорд покидает состав Колмена – и на этот раз его место занимает Фредди Хаббард (Freddie Hubbard). Однако даже после ухода из группы Бобби время от времени работает с Колменом. Их первые совместные записи были опубликованы в начале 70-х, когда Бредфорд появился на нескольких композициях в альбомах SCIENCE FICTION и BROKEN SHADOWS. Бредфорд возвращается в Лос-Анжелес, где в период с 1965 по 1974 вместе с Джоном Картером (John Carter) руководит New Art Jazz Ensemble. Их музыка во многом была из той же вселенной, в которой творил Орнетт Колмен – со стремительно развивавшимися линейными композициями и полной свободой от традиционных аккордовых связей, смешанной с превосходным свежим чувством свинга и отголосками блюза. Картер прекрасно играл на кларнете, флейте и саксофоне, и его острые диссонирующие интонации вместе с более светлым и мягким "голосом" Бредфорда создавали очень живой "вибрирующий" звук, радующий разнообразием артикуляций, богатством цветов, настроений и ритмов – в совокупности создававших их особый узнаваемый музыкальный бренд в современном джазе. Картер и Бредфорд много записывались и часто выступали на международных джазовых фестивалях, вызывая самые позитивные отзывы критиков. Когда этот коллектив распался, Картер и Бредфорд продолжили работать вместе, создав Little Big Horn. Параллельно некоторое время Бредфорд возглавлял группу, в состав которой входили Стенли Крауч (Stanley Crouch), Марк Дрессер (Mark Dresser), совсем юный Девид Мюррей (David Murray) и Джеймс Ньютон (James Newton). В 1971 Бредфорд побывал в Европе и записался в Париже и Лондоне со Spontaneous Music Ensemble (SME) под управлением Джона Стивенса (John Stevens). После участия в записи SCIENCE FICTION, он снова возвращается в Европу, где остаётся в течение 1972-1974 и вновь записывается с SME. В 1974, отказавшись от активной исполнительской карьеры в Нью-Йорке в пользу семейной жизни и вернувшись в Калифорнию, он завершает собственное образование и начинает заниматься преподавательской деятельностью, руководит студенческими ансамблями в колледжах Калифорнии. В 1980 Бредфорд появился в документальном фильме The New Music режисёра Питера Булла (Peter Bull). 1986 год принёс ему ещё один визит в Европу для записей с SME, а также воссоединение со Стивенсом в трио Detail, в состав которого также вошёл басист Джон Дйяни (Johnny Dyani) (альбом WAY IT GOES/DANCE OF THE SOUL). Он также восстановил сотрудничество с Картером, сыграв в сюите из пяти альбомов ROOTS AND FOLKLORE (1982-89) и диске COMIN' ON (1989). После смерти Картера в 1991 Бредфорд возглавил свой собственный коллектив The Mo'tet, с которым потом продолжал выступать на протяжении многих лет. В состав его группы входил язычковый мультиинструменталист Винни Голиа (Vinny Golia), а иногда – Марти Эрлих (Marty Ehrlich), не менее искусно владеющий всевозможными саксофонами, флейтами и кларнетами. За свою карьеру Бредфорд выступал и записывался и со многими другими музыкантами-новаторами, включая тромбониста Джорджа Льюиса (George Lewis), фанкового барабанщика Леона "Ндугу" Ченклера (Leon "Ndugu" Chancler); норвежцев – басиста Ингебрита Хокер-Флатена (Ingebrigt Håker-Flaten), барабанщика Паала Нильсен-Лова (Paal Nilssen-Love) и саксофониста-мультиинструменталиста Фроде Гьерстада (Frode Gjerstad); тубиста Боба Стюарта (Bob Stewart), флейтиста Джеймса Ньютона (James Newton). Он также играл в группе британского барабанщика Джона Стивенса (John Stevens) Freebop, в октете авангардного саксофониста Девида Мюррея (David Murray), который в 1970-х был его же студентом, и в коллективе своего давнего партнёра по игре с Колменом, легендарного контрабасиста Чарли Хейдена (Charlie Haden) – Liberation Music Orchestra. В октябре 2009 Бредфорд стал одним из двух музыкантов, получивших "Награду за Заслуги" на "Фестивале Новой Музыки для Трубы" ("Festival's of New Trumpet Music's Award of Recognition"). В дальнейшем Бобби Бредфорд продолжает работать и преподавать в Калифорнии, в колледжах “Pasadena City College” в Пасадене и в “Pomona College” в Клэрмонте, где читает курс «Истории джаза», ставший, благодаря ему, одним из самых популярных предметов в этом учебном заведении. Знаменитый музыкант успел воспитать и довольно знаменитую дочь – вокалистку Кармен Бредфорд (Carmen Bradford). Мелодически и ритмически утончённый исполнитель, Бредфорд стал одним из основных движителей калифорнийского фри-джаза на протяжении более 25-и лет.
16:37