Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Bill Dixon / Билл Диксон

Американский музыкант, композитор, визуальный артист и преподаватель. Он играл на трубе, флюгельгорне и фортепиано, часто использовал электронные приспособления и реверберацию, играя на трубе. Из всего поколения, которое сделало возможным появление бибопа, Диксон не появлялся на большой сцене вплоть до начала 60-х, когда он заявил о себе как о лидере и пионере Новой Музыки. Он рос в Нью-Йорке, куда его семья переехала, когда ему было 7 лет. В 18 лет начал изучать трубу. Изучал живопись в Boston University, после чего поступил в Hartnott School of Music (1946-1951). В 50-х он работает в Нью-Йорке как свободный музыкант, играя на трубе и делая аранжировки, заводит дружбу с Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), а позже с Арчи Шеппом (Archie Shepp), с которым совместно руководит квартетом и помогает в организации группы New York Contemporary Five: в составе которой также были Дон Черри (Don Cherry), Джон Тчикаи (John Tchicai) и Джей Си Моузес (J.C. Moses). Хотя сам Диксон никогда не выступал в составе этой группы. В 1964 он организует проект October Revolution - шесть вечеров-концертов с участием таких молодых авангардистов как Сесил Тейлор (Cecil Taylor), Арчи Шепп (Archie Shepp), Росуэлл Радд (Roswell Rudd), Пол Блэй (Paul Bley), Милфорд Грейвс (Milford Graves) и уже не очень молодого Сан Ра (Sun Ra) в Cellar Café на Манхеттене. Этот проект был, по сути, первым фестивалем фри-джаза. Успех этих концертов подвиг его на создание недолго просуществовавшей Jazz Composers Guild - одной из первых самостоятельных организаций музыкантов, история которой описана в книге Валери Уилмера (Valerie Wilmer) AS SERIOUS AS YOUR LIFE. В 1965 Диксон встречает танцовщицу/хореографа Джудит Данн (Judith Dunn), с которой впоследствии работает долгие годы. Их первое совместное выступление состоялось в 1966 на Newport Jazz Festival. В этом же году он принимает участие в записи альбома Тейлора CONQUISTADOR, противопоставив свой кроткий лирический стиль вулканической энергии пианиста. Также он записывает собственный диск INTENTS AND PURPOSES, в создании которого участвовали оркестр из 10 музыкантов и квинтет. Настойчивость Диксона в тотальном артистическом контроле над своей музыкой и её распространении привели к тому, что диск INTENTS AND PURPOSES, вышедший на лейбле RCA, стал единственной записью музыканта, выпущенной крупной фирмой Америки. Уже будучи известным преподавателем истории искусств, он начинает заниматься музыкальным образованием. Помогает в организации программы сообщества University of the Streets в Нью-Йорке. В 1968 он занимает должность преподавателя в Bennington College в Вермонте, где он становится основателем отделения Black Music, в котором затем и работает. С 1970 по 1976 он играет "в тотальной изоляции от рынков сбыта этой музыки", как он сам говорил. Сольные записи его трубы этого периода позднее были выпущены Cadence Jazz Records, и позже были собраны на самостоятельно изданном наборе мульти-CD ODYSSEY вместе с другим материалом. В 1976 его приглашают выступить на Paris Autumn Festival, на котором он в течение пяти дней представляет свой труд "Autumn Sequences From A Paris Diary" при постоянном участии саксофониста Стефена Хоренштайна (Stephen Horenstein) и басиста Алана Силва (Alan Silva). В течение 70-х и 80-х Диксон самостоятельно записывает свою музыку, небольшая часть которой выходит на таких европейских лейблах, как Soul Note и Fore. В 1981 он был одним из 4 музыкантов, представленных в канадском документальном фильме Imagine the Sound (вместе с Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), Арчи Шеппом (Archie Shepp) и Полом Блэем (Paul Bley)). В 1985 независимый американский лейбл Cadence выпускает лимитированный набор из двух альбомов его сольной музыки. В последние годы он записывается с Тейлором (Cecil Taylor), Тони Оксли (Tony Oxley), Уилльямом Паркером (William Parker), Робом Мазуреком (Rob Mazurek) и многими другими. 16 июня 2010 Диксон умер во сне в своём доме. Причина смерти названа не была. Диксон также являлся и художником, который широко показывался в Европе и США. В этом контексте из-за особого внимания к форме, линии, текстуре и цвету его музыку можно рассматривать как живопись композитора, обладающего к тому же превосходной инструментальной техникой. Его музыкальное ощущение времён, сезонов, настроений более абстрактны, чем может показаться и такие записи, как CONSIDERATIONS и THOUGHTS по существу отражают качество его музыки. В записях его небольших составов он часто демонстрировал присутствие более тёмных созвучий, иногда приглашая двух или даже трёх басистов, что приводило к замечательным результатам благодаря тонкому интеллектуальному балансу, чувствительности к нюансировке и неявной структурной последовательности. Один из наиболее оригинальных инструменталистов/композиторов Америки, которым, тем не менее, пренебрегли. Диксон написал автобиографическую книгу THE FIFTH OF OCTOBER. В 1986 он опубликовывает L'OPERA, сборник писем, заметок, музыкальных набросков и зарисовок.
00:40