Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Baden Powell / Баден Пауэлл

Бразильский гитарист и композитор с солидной международной репутацией. Одарённый инструменталист, он преодолел разрыв между классическим искусством и популярной теплотой и был ключевой фигурой в движении босса-нова.

Он родился в Варре-Сай в штате Рио-де-Жанейро и был крещён в честь своего деда, музыканта и дирижёра. Его отец, энтузиаст скаутинга, назвал его в честь основателя движения скаутов Роберта Баден-Пауэлла. Когда ему было четыре месяца, его семья переехала на холм Сан-Кристован в городе Рио. В годы его становления дом был местом, где останавливались популярные музыканты. Его отец, альтист Лино де Акино (Lino de Aquino), регулярно устраивал у себя дома собрания (rodas) хористов, на которых выступали такие известные имена музыки Рио, как Пиксингуинья (Pixinguinha), его брат Чайна (China), исполнитель самбы Донга (Donga) и многие другие.

В восемь лет отец отвёл его на Rádio Nacional, где Пауэлл познакомился с Мейрой (Meira) (Хайме Флоренс (Jaime Florence)), известным в то время гитаристом чоро, членом местной группы Бенедикто Ласерда (Benedicto Lacerda). Пауэлл учился у него игре на виоле в течение пяти лет. Благодаря Мейре, музыканту с широким кругозором, он открыл для себя таких классиков, как Сеговия (Segovia) и Таррега (Tarrega), а также таких бразильских мастеров, как Гарото (Garoto) и Дилермандо Рейс (Dilermando Reis). Вскоре он показал себя юным виртуозом, выиграв множество конкурсов талантов еще в подростковом возрасте. В девять лет он выступил в шоу Ренато Мурсе (Renato Murce) "Papel Carbono" на Rádio Nacional, заняв первое место как солист-гитарист.

В 13 лет он сбегал из школы, зарабатывая свои первые деньги на соседских вечеринках. В пятнадцать лет он играл профессионально, аккомпанируя певцам и группам различных стилей. Он был увлечён свингом и джазом, но основное влияние на него оказал бразильский гитарный канон. После окончания средней школы он присоединился к актерскому составу Rádio Nacional в качестве аккомпаниатора. В это время он путешествовал по Бразилии вместе с вокалистами радиостанции.

В 1955 году Пауэлл играл со Steve Bernard Orquestra в Boite Plaza, ночном клубе при отеле Plaza в Рио, где его мастерство привлекло внимание джазового трио, выступавшего через вестибюль в баре Plaza. Когда Эду Линкольну (Ed Lincoln) понадобилось сформировать новое трио, он попросил Пауэлла присоединиться к нему на гитаре, чтобы стать Hotel Plaza Trio. Пауэлл привлек Луиса Мариньо (Luiz Marinho) на бас-гитаре и четвертого участника "трио": Клодетт Соарес (Claudette Soares) на вокале. Пауэлл, Линкольн и их молодые друзья-музыканты участвовали во внеурочных джем-сейшенах, завоёвывая внимание растущей бразильской джазовой сцены. Это место было средоточием музыкантов, журналистов и любителей, интересующихся джазом. Его следует считать вторым местом, где зарождалась босса-нова (первым была Cantina do César, после первых выступлений Джонни Альфа (Johnny Alf)), вопреки распространённому представлению о том, что босса родилась в квартирах Zona Sul (Южная сторона).

В это время Пауэлл начал сочинять песни: "Deve Ser Amor", "Encontro Com a Saudade", "Não é Bem Assim". Более широкой известности Пауэлл добился в 1959 году, убедив Билли Бланко (Billy Blanco), известного певца и автора песен, наложить слова на одну из композиций Бадена. Песню назвали "Samba Triste". Она была записана Лусио Алвесом (Lúcio Alves) в 1960 году и быстро стала очень успешной. Её перепевали многие исполнители, в том числе Стэн Гетц (Stan Getz) и Чарли Берд (Charlie Byrd) в своем фундаментальном альбоме JAZZ SAMBA.

Баден Пауэлл впервые появился в качестве аккомпаниатора на нескольких записях биг-бэндов и самбы в 1950-х годах. Свой первый сольный альбом он записал в 1959 году, но вышел он в 1961 году. Его первый и второй альбомы содержат джазовые стандарты, бразильскую популярную музыку того времени и оригинальные композиции. В 1962 году он записывался с флейтистом Херби Манном (Herbie Mann) и барабанщиком Джимми Праттом (Jimmy Pratt).

В 1962 году он встретил своего будущего партнера, Винисиуса де Мораеса (Vinícius de Moraes), композитора, поэта, певца и дипломата. Их первой песней была "Canção de Ninar Meu Bem", имевшая большой успех с самого начала. После этого они создали песни "Samba em Prelúdio" (записанную еще в 1962 году Жеральдо Вандре/Ана Лусия (Geraldo Vandré/Ana Lúcia)), "Consolação" (записанную Нарой Леан (Nara Leão)), "Samba da Bênção", "Tem Dó", "Só por Amor", "Bom Dia, Amigo", "Labareda" и "Samba do Astronauta" (записанную Пауэллом в 1964 году). В результате их сотрудничества появилась классика бразильской музыки 1960-х годов. Хотя в то время преобладало звучание босса-новы, Баден и Винисиус хотели объединить самбу с афро-бразильскими формами, такими как кандомбле, умбанда и капоэйра. В 1966 году они выпустили альбом OS AFRO-SAMBAS DE BADEN E VINICIUS.

К этому моменту Пауэлл уже был известным музыкантом и композитором, с хорошими связями на артистической сцене и широкой известностью в средствах массовой информации. В том же году он аккомпанировал Сильвии Теллес (Sílvia Telles) на её знаменитом шоу в ночном клубе Jirau. В 1963 году он записал свой первый LP, UM VIOLÃO NA MADRUGADA (Philips). В том же году он отправился в Париж, где с большим успехом выступал в театре "Олимпия", используя репертуар из классической музыки и собственных композиций. Он также регулярно выступал в сезоне в ночном клубе Bilboquet и написал саундтрек к фильму Le Grabuje. Французские лейблы Barclay и Festival выпустили многие из его записей. В Германии MPS/Saba выпустила его работы с продюсером Иоахимом Берендтом (Joachim Berendt). В Бразилии он записывался для Elenco Records, Forma и бразильского филиала Philips Records.

В 1964 году он вернулся в Бразилию и записал пластинку À VONTADE, в которую вошла композиция Тома Жобима (Tom Jobim) и Винисиуса (Vinícius de Moraes) "Samba do Avião". В том же году он написал самбу "Berimbau" с текстом Винисиуса (Vinícius de Moraes). Другими композициями дуэта в том году были "Além do Amor", "Valsa sem Nome", "Deve ser Amor", "Canção do Amor Ausente", "Consolação", "Deixa", "Amei Tanto", "Tempo Feliz" и "Samba da Bênção". Последняя была включена в фильм Клода Лелуша "Un Homme et une Femme" под названием "Samba Saravah".

Отправившись в Баию, Пауэлл прожил там шесть месяцев и изучал африканские традиции, сложившиеся на бразильской земле, особенно музыкальную традицию, проистекающую из древних колдовских ритуалов кандомбле и умбанда.

Следующий этап его композиторского сотрудничества с Винисиусом (Vinícius de Moraes) Пауэлл назвал афро-самбами, что нашло отражение в песнях того периода: "Tristeza e Solidão" и "Bocoché" 1965 года и "Canto do Xangô" и "Canto de Ossanha" 1966 года, последняя из которых была записана Элис Региной (Elis Regina) в 1966 году с большим успехом. Взяв фольклор Баии, Пауэлл добавил свой штрих Carioca, придав афро-традиции более бразильское звучание. В 1999 году Пауэлл, недавно обращенный в христианство, в спорном и разочаровывающем интервью выразил сожаление и осудил фазу афро-самбы как "музыку дьявола".

В 1965 году певица Элизет Кардосо (Elizeth Cardoso) на первом фестивале бразильской популярной музыки (TV Excelsior) в Сан-Паулу представила песню Пауэлла/Винисиуса "Valsa do Amor que Não Vem", заняв второе место. В следующем году Алуизио де Оливейра (Aluísio de Oliveira) спродюсировал ещё один альбом Пауэлла, на этот раз для своего собственного знакового лейбла Elenco, в котором широко использовал лучших музыкантов, оставив коммерческую сторону на втором плане; к сожалению, это стало причиной гибели превосходного лейбла несколько лет спустя.

Воспользовавшись бразильским турне Катерины Валенте (Caterina Valente), которой аккомпанировал барабанщик Джимми Пратт (Jimmy Pratt), де Оливейра пригласил его для записи альбома Baden Powell SWINGS WITH JIMMY PRATT. В том же году TV Excelsior рекламировал Национальный фестиваль популярной музыки, на котором новичок Милтон Насименто (Milton Nascimento) занял четвёртое место с песней "Cidade Vazia" (Пауэлл/Лула Фрейре), а Пауэлл с Винисиусом записали свои афро-самбы "Canto de Xangô", "Canto de Iemanjá" и "Canto de Ossanha" для Forma, а также "Berimbau" и "Samba da Bênção". Он также выступал с Элисом Режиной (Elis Regina) в ночном клубе Zum-Zum в Рио и в телешоу O Fino da Bossa.

Пластинки O MUNDO MUSICAL DE Baden Powell (Barclay/RGE), записанные во Франции; Baden Powell AO VIVO NO TEATRO SANTA ROSA (Elenco); и TEMPO FELIZ (Forma/Philips) был записан в 1966 году. В этот период он играл в США со Стэном Гетцем (Stan Getz). В 1967 году он записал в Париже, Франция, альбом O MUNDO MUSICAL NO. 2 в сопровождении Парижского симфонического оркестра. В том же году его альбом O MUNDO MUSICAL DE Baden Powell был удостоен Золотой пластинки в Париже, а сам он выступил на джазовом фестивале в Берлине, Германия, вместе с американскими джазовыми гитаристами Джимом Холлом (Jim Hall) и Барни Кесселом (Barney Kessel).

В 1968 году начинающий Пауло Сезар Пиньейро (Paulo César Pinheiro) (ныне известный композитор самбы) сочинил вместе с Пауэллом самбу "Lapinha", которая была представлена Элис Режиной (Elis Regina) на первом биеннале самбы TV Record и заняла первое место. Дуэт также сочинил, среди прочих, "Cancioneiro", "Samba do Perdão", "Meu Réquiem", "É de Lei", "Refém da Solidão", "Aviso aos Navegantes" и "Carta de Poeta". Сотрудничество с Пиньейрой привело в 1970 к появлению диска OS CANTORES DA LAPINHA. Также к 1968 году относится LP Baden Powell (Elenco) со знаменитой "Manhã de Carnaval" или просто "Carnival" Луиса Бонфа (Luís Bonfá) и Антонио Марии (Antônio Maria), и шоу O Mundo Musical de Baden Powell.

В 1969 году он записал альбом VINTE E SETE HORAS DE ESTÚDIO (Elenco) и в этом же году перебрался во Францию. В следующем году в Париже он записал для Barklay бокс-сет из трех альбомов Baden Powell Quartet и LP Baden Powell, на котором были песни Пиксингуиньи (Pixinguinha). Для Elenco он записал LP ESTUDOS. В 1972 году он записал для Philips LP É DE LEI.

SOLITUDE ON GUITAR был записан в следующем году в Германии, а в 1974 году он записал в Париже концертный LP Baden Powell (Barklay/RGE), а в 1975 году записал LP Baden Powell TRIO & ÓPERA DE FRANKFURT. Затем он переехал в Баден-Баден (Германия) и прожил там четыре года.

В 1981 году в течение четырех недель он выступал на сцене Palais des glaces в Париже в качестве гитариста и певца. Однако у него возникли проблемы со здоровьем, и 1980-е годы он провёл в полузатворничестве во Франции и Германии. В 1990-х годах он с семьей переехал обратно в Бразилию, где продолжил записываться и выступать. Примерно в это время в Бразилии пришло общественное признание его творчества.

В 1994 году, уже снова живя в Бразилии, он выпустил пластинку Baden Powell DE RIO À PARIS. В том же году он выступил вместе со своими сыновьями, Луисом Марселем (Louis Marcel, альт) и Филиппом (Phillipe, фортепиано), в зале Cecília Meireles в Рио, концерт был записан и выпущен на компакт-диске под названием Baden Powell & FILHOS, выпущенном компанией CID.

В 1995 году его концерт на фестивале в Монтрё был записан на CD под названием Baden Powell LIVE IN MONTREUX. В том же году он был награждён премией Prêmio Shell за полное собрание сочинений. В 1996 году он гастролировал во Франции с бразильским аккордеонистом Сивукой (Sivuca) и записал диск Baden Powell LIVE AT THE RIO JAZZ CLUB. Его поздние записи состоят из соло-гитары или голоса и гитары.

К концу 1990-х годов он принял евангельское христианство, чему он приписывает преодоление своей многолетней зависимости от алкоголя и табака. В 2000 году он смертельно заболел и, проведя несколько недель в больнице, Баден Пауэлл умер в возрасте 63 лет.

Он является отцом пианиста Филиппа Бадена Пауэлла де Акино (Philippe Baden Powell de Aquino) и гитариста Луиса Марселя Пауэлла де Акино (Louis Marcel Powell de Aquino).

Стиль игры

В возрасте 19 лет Баден Пауэлл решил прекратить игру на электрогитаре, предпочтя до конца своей карьеры сосредоточиться на классической гитаре. Он записал ряд альбомов с одолженной акустической стальной струной, но на этом его отход от своего основного инструмента в зрелом возрасте не закончился.

Анализ его репертуара показывает широкий спектр интересов. Он охватывал все идиомы бразильской популярной музыки XX века: самба, босса-нова, афро-бахианская ритуальная музыка, фриво, чоро и северо-восточная музыка сертао, и даже европейские и японские колыбельные. Как и большинство музыкантов, выросших в 1940-х и 1950-х годах, он испытал сильное влияние джаза, особенно бибопа и свинга. Он исполнил песню Телониуса Монка (Thelonious Monk) "Round Midnight" на двух записях и песню Джерома Керна (Jerome Kern) "All the Things You Are" на трёх (включая его первый сольный альбом).

Это воспитание отразилось в его стиле игры, который демонстрирует слияние джазовых гармоний и классической гитарной техники, с очень бразильской правой рукой (та, которая несет ритм на гитаре). В сольной классической музыке он в совершенстве владел произведениями Тарреги и Баха. Играя в группе, он мог аккомпанировать певцам со спокойным мастерством, а мог дать себе волю и сыграть уличную самбу в небрежном стиле "вечеринки", как будто гитара была ещё одним ударным инструментом. Как и Монк, он любил минорный второй интервал как способ "согнуть" тональность. Однако из-за своего джазового опыта он редко физически сгибал струну, предпочитая вместо этого играть минорную секунду на соседней открытой струне. Изучающие его стиль должны обратить внимание на предпочтение аккордовых голосовых партий, в которых используются расширения на открытых струнах как способ пунктуации пассажей.

Другие идиомы, на которые следует обратить внимание - это бесконечные вариации ритма, исполняемые правой рукой, всегда в рамках правильного 2/4 метра самбы, а также его тенденция ставить свою "подпись" в виде быстрой нисходящей гаммы с (более медленным) восходящим арпеджио в родственном ключе. Он также использовал вокализ и пение скат, часто в унисон с мелодией (особенно когда мелодия исполнялась на басовых струнах гитары).

Его влиянием были его первый учитель Мейра (Meira) (Джейм Флоренс (Jayme Florence), 1909-1982), Дилермандо Рейс (Dilermando Reis) (1916-1977) и Гарото (Garoto) (Анибал Аугусто Сардинья (Anibal Augusto Sardinha), 1915-1955). Он также отметил, что на него повлияло творчество Леса Пола (Les Paul) (1915-2009), Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) (1910-1953) и Жака Луссье (Jacques Loussier) (1934-2019).

12:58