2023 Nina Simone - You've Got To Learn (Live) {Verve} [WEB]
This album is available on our DC++ hub: dc.pro-jazz.com
Этот альбом доступен на нашем DC++ хабе: dc.pro-jazz.com
1. You’ve Got To Learn (Live) 07:01
2. I Loves You Porgy (Live) 04:02
3. Introduction To Blues For Mama (Live) 00:41
4. Blues For Mama (Live) 04:44
5. Be My Husband (Live) 04:05
6. Mississippi Goddam (Live) 06:50
7. Music For Lovers (Live) 05:29
- Nina Simone — vocals, piano
Записанный вживую на Ньюпортском джазовом фестивале 1966 года, этот короткий, но зажигательный набор включает в себя знаменитое исполнение "Mississippi Goddam", запрятанное в горстку мощных стандартов.
Легендарное выступление Нины Симон в 1966 году на Ньюпортском джазовом фестивале вот уже полвека с трепетом обсуждается в узких кругах. Отчасти это объясняется двумя причинами: её выступление было настолько захватывающим, что зрители не пускали на сцену следующего исполнителя; они улюлюкали и уговаривали конферансье фестиваля, пока он, наконец, не объявил, что она выйдет на бис. В том числе и для того, чтобы исполнить обновленную версию ее страстной "Mississippi Goddam". Для финалистов, поклонников и всех, кто хотя бы смутно представляет себе музыку Симоны, ньюпортовская "Mississippi Goddam" - как пар на ветру: часто обсуждается, но редко звучит.
You've Got to Learn" - первый в истории релиз этого конкретного ньюпортского сета, приуроченный к 90-летию Симоны. Конечно, нет недостатка в записях живых выступлений Симоны. Начиная с ее первого выступления в Ньюпорте в 1960 году и заканчивая выступлениями в лондонском джаз-клубе Ronnie Scott's в 80-е годы, сцена - это место, где ее бесконечный артистизм сиял ярче всего, и где ее часто непредсказуемое поведение на сцене углубляло наше понимание блестящего и беспокойного художника. Но этот набор запечатлел момент в разгар движения за гражданские права, после маршей в Сельме и Джексоне, где выступала Симона, но до того, как многие ее друзья, такие как Лэнгстон Хьюз или Мартин Лютер Кинг-младший, умерли. На альбоме You've Got to Learn Симона исполняет знакомые песни в уникальных аранжировках, и их политическая актуальность проявляется в особой безмятежности ее исполнения, как будто она одновременно и глаз урагана, и его разрушительный край.
В начале выступления под восторженные аплодисменты Симона возвращается к истокам блюза, обосновывая каждый трек тем фундаментом, с которого он начался. Изматывающая заглавная песня, записанная со струнными и успокаивающим фоновым вокалом для альбома 1965 года "I Got a Spell On You", представлена здесь в своем истинном виде - мощно печальный и жесткий план подавления боли разбитого сердца, пока оно не зарубцуется. В "I Loves You Porgy", мелодии Джорджа Гершвина, сделавшей ее звездой, она звучит как заблудившаяся в грязи человеческих чувств. В интерлюдии, предваряющей повелительную "Blues For Mama", она задает сцену своим медовым, царственным голосом: "Есть старое крыльцо, и есть старик, и есть побитая гитара и разбитая бутылка. Вокруг мухи, вокруг патока, а он сочиняет свою мелодию в жаркий полдень". В этом политическом моменте она, пусть и ненамеренно, прослеживает долгий путь от истоков блюза до борьбы за освобождение, но при этом возвращает его домой: "Это понравится определенному типу женщин, которые пережили подобный опыт". Симона тоже - боль только на поверхности, но она выплеснет ее на фортепиано.
Альбом "You've Got to Learn" стоит того только ради новой песни "Mississippi Goddam". Симона написала эту песню в ответ на расистское насилие, охватившее Юг летом 1963 года: убийство членом Ку-клукс-клана адвоката и иконы гражданских прав Медгара Эверса в его подъезде в Джексоне, штат Миссисипи, и взрыв в баптистской церкви на 16-й улице, когда четыре члена ККК в Бирмингеме, штат Алабама, заложили динамитную бомбу, убившую четырех молодых чернокожих девушек. Последовавший за этим фурор из-за того, что чернокожая женщина произнесла бранное слово в песне, требующей равноправия в эпоху Джима Кроу, привел к тому, что радиостанции разломали виниловые синглы пополам и отправили их обратно в звукозаписывающую компанию. Но их гнев не мог сравниться с гневом самой Симоны, в котором отразился гнев целой нации. "Мы все хотели сказать это, - заметил легендарный активист и комик Дик Грегори в документальном фильме 2015 года "Что случилось, мисс Симона? "Она сказала это".
Самое популярное исполнение песни "Mississippi Goddam", записанное в Карнеги-холле в 1964 году, представляет собой заведомую подмену: ее гнев по поводу убийственной жестокости, обрушившейся на чернокожих американцев, поначалу выражается в основном словами. Она поет, разговорно и почти весело, поверх ярких аккордов и позволяет нарастать напряжению по мере того, как песня разрастается, а затем мутная смена клавиш в бридже: порабощение, отчаяние, срочность и, наконец, экзистенциальный бунт. Песня ни на йоту не утратила своей силы, но она многое говорит и об эпохе, и о ее аудитории в Карнеги. То, что заставляет зрителей в шоке задыхаться, - это произнесенное Симоной вслух слово "goddam".
Через два года после выступления в Карнеги-холле, в Ньюпорте, штат Род-Айленд, песня "Mississippi Goddam" стала кличем митингующих, и Симона решила отказаться от зажигательного ритма шоу-тюна, вместо этого перейдя на блюзовый рифф. В этом отчете о хаосе она заменила Теннесси на Калифорнию в тексте, чтобы отразить восстание в Уоттсе 65-го года, "отправив слушателя на волне по растущему пространству национального насилия", как выразилась профессор и автор Шана Л. Редмонд в примечаниях к альбому. Подача Симоны здесь особенно разговорная, ее голос изгибается на краю каждой фразы с царапающей, напряженной глубиной. Но даже в самые сильные моменты она никогда не выдает размеренности своего гнева - загадочного качества, которое пронизывало как ее музыку, так и ее жизнь. Ее гениальность проистекает как из учебы, так и из потрясений, ее техническая виртуозность является отдушиной для личной боли, которую она пережила, будь то от жестоких рук ее первого мужа и менеджера, или через борьбу с давно диагностированным биполярным расстройством.
На протяжении семи песен и 33 минут трудно почувствовать, что мы открыли новую складку, морщинку или разрыв в богатом каталоге жизни и музыки Нины Симон. Но даже при всей своей краткости "You've Got to Learn" - это убедительный документ о том, как музыка может мотивировать политический момент и как самые важные из этих песен звучат на протяжении всей истории, особенно когда история наматывается на себя, повторяя один и тот же жестокий шаблон. Музыка и голос Симоны по-прежнему способны привести нас к праведности.
This album is available on our DC++ hub: dchub://hub.pro-jazz.com:7777