2022 Ornette Coleman - Genesis of Genius: The Contemporary Recordings {Craft} [24-192]
- Ornette Coleman, alto saxophone
- Don Cherry, trumpet
- Walter Norris, piano
- Don Payne, double bass
- Billy Higgins, drums (10)
- Percy Heath, double bass (1-6)
- Red Mitchell, double bass (7-9)
- Shelly Manne, drums
В течение 12 месяцев Орнетт Коулман выпустил два альбома на лейбле Лестера Кенига Contemporary Records, расположенном в Лос-Анджелесе. Известный как один из главных домов прохладного звучания Западного побережья, лейбл был маловероятным домом для Орнетта, у которого было мало общего с другими музыкантами в реестре, кроме почтового адреса в Лос-Анджелесе. Но Кёниг дал саксофонисту шанс, когда большинство других лейблов отказались, и предоставил ему ресурсы для документирования его быстро развивающегося подхода к джазовой композиции и импровизации. Конечно, этот подход не был встречен всеобщим одобрением; на самом деле, большинство джазовых знатоков отнеслись к нему откровенно враждебно, и альбомы - Something Else!!! и Tomorrow is the Question! (ремастированные и переизданные в 2022 году под названием Genesis of Genius: The Contemporary Recordings) - оказали гораздо меньшее сейсмическое воздействие, чем они того заслуживали. Хотя Орнетт быстро перешел на Atlantic Records (его дебютный альбом был выпущен в том же месяце, что и Tomorrow is the Question!), записав в процессе ряд знаковых альбомов, основа, которую он заложил на двух альбомах Contemporary, была ограничена не способностями или видением, а более прагматичными факторами.
На альбоме Something Else!!! Кениг по контракту обязал Орнетта использовать в записи фортепиано. И хотя Уолтер Норрис играет здесь превосходно, он также привязывает альбом к джазовой традиции, давая мускулистые аккорды, которые не дают Орнетту полностью раскрыться. Еще один фактор: ни Норрис, ни другие музыканты, участвовавшие в сессиях - кроме Дона Черри - не были частью постоянного состава группы Орнетта, и, похоже, их совершенно не интересовал импровизационно-опережающий подход, который применял Орнетт. В результате получился альбом, который, в зависимости от того, как вы наклоните голову, является либо очень компетентным, прямолинейным пост-боповым приключением с эпизодическими моментами шокирующей сольной пиротехники, либо шаткой, слегка диссонирующей попыткой соединить гармонию и мелодию на основе джазовой инфраструктуры. Такие композиции, как "Chippie" и жесткая "Angel Voice", настолько прямолинейны, что трудно поверить, что это тот же человек, который всего несколько лет спустя выпустит альбом, звучащий так же, как и его обложка в стиле Джексона Поллока. Тем не менее, вы можете почувствовать, как Коулман старается изо всех сил. Например, "Jayne", вероятно, самый традиционный и задорный хард-боп номер, но это также тот, который наиболее ясно предвещает, куда Коулман направится (впервые появляется его фирменная гармоническая "тема"), если только ему дадут свободу.
Свобода оказывается дразняще близка в Tomorrow is the Question! На этом втором из двух релизов Орнетта для Contemporary обязанный по контракту пианист из Something Else!!! отброшен, хотя Коулман по-прежнему скован тем фактом, что его постоянный, не принадлежащий Дону Черри бэнд снова заменен другой группой постоянных участников Contemporary (басист Перси Хит и, что невероятно, барабанщик Шелли Манн). Тем не менее, простое добавление-вычитание в составе инструментов творит чудеса с материалом. Хотя он и не приближается по интенсивности к "голому металлу" его более позднего капитального фри-джаза, интерполяция солидной (и свингующей) ритм-секции и двойного рога Коулмана и Черри обеспечивает бодрящую динамику. Эта группа никогда не заходит слишком далеко, но уже с первых нот "Tomorrow Is The Question" видна явная разница в подходе между этим альбомом и его предшественником. Гармолодика выходит на передний план, а непоседливый, открытый стиль - Чарльз Мингус называл его "организованной дезорганизацией", - которым Коулман станет известен, утверждается. Независимо от того, связано ли это с тем, что альбом был записан в тот момент, когда Орнетт подписывал контракт с Atlantic (и подразумеваемыми обещаниями Несухи Эртегуна о неограниченной творческой лицензии), работа Коулмана здесь, возможно, и не является "свободным джазом", но она определенно свободна. Здесь нет скронков, но также нет аккордов и традиционных гармоний; хотя Орнетт совершит еще больший скачок на своих релизах Atlantic, он сделал огромные шаги на этих первых альбомах Contemporary.
foobar2000 1.6.6 / Dynamic Range Meter 1.1.1 log date: 2022-03-26 06:26:48 -------------------------------------------------------------------------------- Analyzed: Ornette Coleman / Genesis of Genius: The Contemporary Recordings -------------------------------------------------------------------------------- DR Peak RMS Duration Track -------------------------------------------------------------------------------- DR12 -0.84 dB -16.47 dB 4:12 01-Invisible DR14 -0.21 dB -17.95 dB 4:43 02-The Blessing DR15 -0.20 dB -19.45 dB 7:17 03-Jayne DR14 -1.02 dB -18.01 dB 5:36 04-Chippie DR13 -0.20 dB -16.03 dB 2:47 05-The Disguise DR14 -0.20 dB -16.38 dB 4:18 06-Angel Voice DR14 -0.20 dB -16.81 dB 4:10 07-Alpha DR13 -0.20 dB -16.55 dB 4:57 08-When Will The Blues Leave? DR14 -0.20 dB -17.05 dB 4:15 09-The Sphinx DR14 -0.20 dB -17.23 dB 3:08 10-Tomorrow Is The Question! DR15 -0.20 dB -18.43 dB 4:59 11-Tears Inside DR14 -0.20 dB -17.03 dB 3:07 12-Mind And Time DR15 -1.53 dB -20.35 dB 4:35 13-Compassion DR15 -0.20 dB -19.03 dB 3:18 14-Giggin' DR15 -1.00 dB -18.82 dB 4:00 15-Rejoicing DR16 -0.20 dB -19.69 dB 5:54 16-Lorraine DR16 -0.20 dB -19.95 dB 7:53 17-Turnaround DR15 -0.20 dB -17.63 dB 5:16 18-Endless -------------------------------------------------------------------------------- Number of tracks: 18 Official DR value: DR14 Samplerate: 192000 Hz Channels: 2 Bits per sample: 24 Bitrate: 5967 kbps Codec: FLAC ================================================================================
This album is available on our DC++ hub: dchub://hub.pro-jazz.com:7777