Victor Bailey / Виктор Бейли
Американский джазовый бас гитарист.
В 1982-1986 был басистом в последний период существования группы Weather Report. Не меньшего внимания заслужило и его участие в группе Zawinul Syndicate, которой руководил Джо Завинул (Joe Zawinul). С 1988 начал успешную сольную карьеру. Как музыкант Бейли известен своими скэт-бас сольными проходами.
Родился в музыкальной семье. Его отец Моррис Бейли младший (Morris Bailey, Jr.) был успешным саксофонистом, аранжировщиком, композитором, продюсером и преподавателем. С 60-х по 80-е его песни исполнялись такими R&B артистами, как Патти ЛаБелл (Patti LaBelle), The Stylistics, Blue Magic, The Spinners, Гарольд Мелвин (Harold Melvin) и всемирно известной артисткой лейбла Blue Notes Ниной Симон (Nina Simone). Как саксофонист он играл с такими котами как МакКой Тайнер (McCoy Tyner), Джимми Смит (Jimmy Smith), Ли Морган (Lee Morgan) и Реджи Уоркман (Reggie Workman).
Его дядя Дональд "Дак" Бейли (Donald "Duck" Bailey) был джазовым ударником, принявшим участие в многочисленных сессиях звукозаписи для лейбла Blue Note (в составе трио Джимми Смита (Jimmy Smith), с Хэмптоном Хосом (Hampton Hawes), Кармен МакРэй (Carmen McRae), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie). Сестра Бренда (Brenda) пела в составе популярной в своё время диско группе Creme D'Cocoa. Брат Морри III "Док" (Morris III "Doc"), никогда не обучался музыке, но мог писать музыку, петь и играть практически на любом инструменте. Даже мама Вера (Vera) обладала прекрасным голосом, но никогда не думала о карьере в музыке.
В семье была одна музыкальная тайна. Как-то в молодости его отец и дядя Дональд репетировали в своём доме. Неожиданно с верхнего этажа спустился дедушка Виктора - Моррис старший (Morris, Sr.), взял у Дональда барабанные палочки и сыграл на барабанах так, что все просто не могли в это поверить. Ни до этого момента, ни после него, дедушка никогда не говорил, как и почему он так умеет играть на барабанах. Лишь после его смерти нашлись профессиональные чёрно-белые 8х10 фотографии, на которых он сидел за ударной установкой и на большом барабане было написано его имя. Без сомнения, у него был профессиональный опыт выступлений, но никто в семье не знал, где, когда и при каких обстоятельствах.
Дом семьи Бейли был просто наполнен музыкой. Практически каждый день приходил кто-то из известных музыкантов. Когда Виктору было семь лет, как-то после школы он зашёл в офис отца на South Broad Street. Отец прикорнул на диване, Виктор подошёл к пианино и стал наигрывать популярную тогда мелодию песни Билла Уитерса (Bill Withers) "Lean On Me". Отец открыл глаза и спросил: "Кто это играл?" Виктор ответил, что это был он. "Но откуда ты знаешь, как играть?" "Не знаю, - ответил Виктор. – Просто делаю это". С тех пор каждый день после школы он отправлялся к отцу в студию или сидел за кулисами во время выступлений, впитывая музыку таких исполнителей R&B, как The Stylistics, или Кенни Гамбл (Kenny Gamble) и Леон Хафф (Leon Huff). Или мог прийти со школы и встретить в студии таких легенд джаза Филадельфии, как Один Поуп (Odean Pope), Эдди Грин (Eddie Green) и Тайрон Браун (Tyrone Brown).
К своим десяти годам Виктор хотел играть на барабанах и к Рождеству получил в подарок установку. Когда установку собрали, Виктор сел за неё и сразу же заиграл. Мама была удивлена: "Сынок, откуда ты знаешь, как играть на этой штуке?" "Не знаю, - ответил он. – Просто играю". Неделю спустя Виктора взяли в состав одной из групп, а ещё через три недели состоялось его первое выступление.
Приблизительно через три месяца он сделал первую запись в студии. Однако настоящие перемены в его жизни наступили после того, как он переключился на бас гитару, что произошло практически случайно. Он играл в группе с соседскими парнями и басист заявил, что не хочет больше играть, так как Виктор относится ко всему слишком серьёзно. Он был на несколько лет старше и не мог смириться, что мальчишка говорит всем как нужно играть и делает замечания, когда кто-то фальшивит. Так что басист ушёл и единственным в округе, кто мог играть на басу, был Виктор. Он сказал: "Что ж. Тогда я буду играть на бас гитаре".
Этот момент навсегда изменил его жизнь. И хотя он никогда прежде не играл на инструменте, он сразу понял его сущность. Он не только начал с лёгкостью играть их репертуар, но и делал вставки или "пробежки", как тогда говорили. Отец, который никогда не спускался послушать игру молодёжи, сбежал по ступенькам и спросил: "Кто сейчас играл на басу?". Когда он увидел Виктора с бас гитарой в руках, он сказал: "Ты должен быть басистом" и Виктор ответил: "Я знаю".
Через три недели состоялось его первое выступление в качестве басиста, и в течение нескольких месяцев он уже был довольно занятым басистом в Филадельфии. Вечером он играл в фанк группе, на следующий день были записи в студии, вечером игра в составе биг бенда, на следующий вечер участие в бибоп квартете. Таким стилистически разнообразным было его расписание в те дни.
Крупным шагом в развитии его карьеры стала учёба с 1978 в Berklee College of Music в Бостоне. После окончания школы ему не удалось получить стипендию на учёбу, и он решил вступить в ряды военно-морского флота, чтобы, работая в составе военного оркестра, накопить на обучение и через четыре года поступить в Беркли. На комиссии военврач приложил стетоскоп к его груди и сразу же нарисовал большую красную Х на его документах. У Виктора обнаружилась астма и его дисквалифицировали от любой военной службы. Расстроенный он отправился домой, но там его ждало письмо, в котором говорилось, что он принят в Беркли.
Учёба в Беркли стала для Виктора периодом его роста. В тот период в числе студентов Беркли были такие известные теперь исполнители, как Бренфорд Марсалис (Branford Marsalis), Джефф "Тэйн" Уоттс (Jeff "Tain" Watts), Кевин Юбенкс (Kevin Eubanks), Грег Осби (Greg Osby), Уоллес Рони (Wallace Roney), Синди Блекмен (Cindy Blackman), Терри Линн Каррингтон (Terri Lynne Carrington), которой вообще было тогда 13 лет, Стью Хэмм (Stu Hamm), Стив Вай (Steve Vai), Марк Ледфорд (Mark Ledford), Томми Кемпбелл (Tommy Campbell), Рэйчелл Феррелл (Rachelle Ferrell), Дональд Харрисон (Donald Harrison) и многие другие.
Однажды приятели попросили Бейли сыграть для одного парня из Нью-Йорка по телефону. На другом конце провода был ударник Пугги Белл (Poogie Bell). На втором году его обучения Пугги прикатил в Бостон в составе группы южноафриканского трубача Хью Масекелы (Hugh Masekela). Им нужен был новый басист и Пуги порекомендовал Бейли. Виктор принёс на прослушивание кассету, Хью послушал запись и взял его для выступлений.
Через неделю группа уехала, а Бейли упаковал свои вещи и отправился в Нью-Йорк. В кармане было всего сто долларов и не было места жительства. Он остановился в общежитии студентов при YMCA, где ночь стоила 14 долларов. Там было шумно, полно наркотиков и проституток. Впоследствии, вспоминая свой приезд в Нью-Йорк с сотней в кармане, он называл это сущим безумием. Но он верил в себя и знал, что очень скоро будет в числе самых занятых басистов Большого Яблока.
Он оказался прав. В первый же год он принял участие в более чем в 50-и записях. Теперь Бейли играл с музыкантами, которых он когда-то боготворил: Сонни Роллинс (Sonny Rollins), Рой Хайнс (Roy Haynes), Мириам Макеба (Miriam Makeba), Ленни Уайт (Lenny White), Хэмиет Блюиет (Hamiet Bluiet), Олу Дара (Olu Dara), Дон Элиас (Don Alias), Лерри Кориэлл (Larry Coryell), Садао Ватанабе (Sadao Watanabe), Майкл Урбаняк (Michael Urbaniak) и Урсула Дудзяк (Ursula Dudziak).
Из более молодого поколения он играл и записывался с Томом Брауни (Tom Browne), Бобби Брумом (Bobby Broom), Кенни Кёрклендом (Kenny Kirkland), Бернардом Райтом (Bernard Wright), Майком Стерном (Mike Stern), Деннисом Чемберсом (Dennis Chambers), Пуги Беллом (Poogie Bell), Кевином Юбенксом (Kevin Eubanks) и многими другими. В действительности, сцена Нью-Йорка в те времена была настолько оживлена, что всех этих музыкантов можно было послушать или поиграть с ними в течение одной ночи. И это правда! То были прекрасные годы.
В этот период он участвовад в двух гигах южноафриканской вокалистки Мириам Макебы (Miriam Makeba), в группе которой играл фантастический барабанщик Омар Хаким (Omar Hakim). Бейли встречался с Хакимом годом ранее во время записи "Clean Sweep" гитариста Бобби Брума (Bobby Broom). Они выступали вместе на сцене впервые, но уже с момента репетиций всем стало ясно, что собралась особенная ритм секция. Она была лёгкая, бодрая и свободная, но в то же время плотная, мощная и оригинальная.
После второго гига Омар сказал: "У меня будет выступление с Weather Report, а они как раз ищут нового басиста". У Бейли чуть не вылезли глаза из орбит. С 16 лет он твердил всем, что мечтает играть с Weather Report, если Жако покинет состав. И когда стало известно, что он действительно ушёл, все знакомые в Нью-Йорке начали говорить Бейли, что пришло его время. Это была судьба. Омар дал Виктору адрес Джо Завинула (Joe Zawinul) и сказал отправить тому плёнку с несколькими демо записями.
Бейли собрал на кассете различные свои записи – свой вариант композиции Марвина Гайя (Marvin Gaye) "What's Going On", мультитрековую версию песни Beatles "She's Leaving Home", (которую когда-то Бейли сыграл для Жако Пасториуса (Jaco Pastorius) во время их первой встречи и тот использовал это в своей записи Holiday For Pans), написанную Бейли фанковую мелодию и горячее концертное соло в композиции "Giant Steps". Омар дал Завинулу номер телефона Бейли и даже до того, как Виктор успел отправить ему свои записи, тот позвонил и сказа: "Я знаю, что ты именно тот парень, которого я должен нанять, я чувствую это".
Через неделю Бейли получил звонок и директор сказал: "Добро пожаловать в состав Weather Report". Вместе с Омаром они составили удивительную ритм секцию Weather Report, и сделали ряд наиболее вдохновенных записей, вошедших в историю группы и джаза в целом. С тех пор Бейли принял участие более чем в тысяче студийных записей с различными исполнителями от Майкла Брекера (Michael Brecker) до LL Cool J или Mary J Blige. Он писал музыку и продюсировал таких артистов как Force MD's, Алекс Баньон (Alex Bugnon), Джордж Ховард (George Howard) и Missing Links. В конце 80-х – начале 90-х он стал участником супергруппы Steps Ahead и вместе с Майком Майниери (Mike Mainieri), Майклом Брекером (Michael Brecker), Питером Эрскайном (Peter Erskine) и Чаком Лоэбом (Chuck Loeb) превратил её из коллектива заумного акустического джаза в фанкового электромонстра.
Первая сольная запись Бейли BOTTOM'S UP появилась в 1989. Она мгновенно стала настоящей классикой бас гитары и вошла в число наиболее значимых записей, сделанных бас гитаристами. Бейли сказал: "Впервые я записал то, как мне в действительности хотелось сыграть, вместо того, чтобы играть дорожки на записях других людей (хотя я и не жалуюсь, ведь я играл в компании некоторых достаточно великих артистов). Наконец-то люди смогли услышать, как я пишу, аранжирую, играю на клавишных, ударных, программирую звуки и пою. Наконец-то я смог заявить о себе не как о простом бас гитаристе на заднем плане. Я чувствовал, что должен сделать это, пока я ещё в Нью-Йорке".
С середины 90-х Бейли гастролировал в группе Мадонны, что привнесло в его жизнь новый исполнительский опыт. Большую часть 90-х он провёл в гастрольных составах различных исполнителей, выступая в основном в Европе и Японии. В 1997 он вошёл в состав нового проекта Джо Завинула (Joe Zawinul) под названием The Zawinul Syndicate. В этом коллективе Бейли оставался три с половиной года. Он оказался единственным музыкантом, который участвовал во всех четырёх фьюжн-проектах Завинула: Weather Report, Weather Update, The Zawinul Syndicate и спецпроекте с кёльнским биг бендом - WDR Big Band with Joe Zawinul.
В 1999 Бейли подписал контракт с ESC Records и первый диск для этого лейбла под названием LOWBLOW стал настолько успешным, что позволил Бейли покинуть состав Zawinul Syndicate и сконцентрироваться на сольной карьере. Бейли отправился на гастроли с собственной группой, в состав которой вошли Кенни Гарретт (Kenny Garrett), Деннис Чемберс (Dennis Chambers), Бенни Мопин (Bennie Maupin), Пуги Белл (Poogie Bell), Джим Беард (Jim Beard), Патрис Рашен (Patrice Rushen), Девид Гилмор (David Gilmore), Девид Фюичинский (David Fuiczynsky), Скотт Пикер (Scott Peaker), Рейфорд Гриффин (Rayford Griffin) и Ник Смит (Nick Smith).
В 2002 вышел второй диск THAT'S RIGHT, который также был хорошо принят. Материал этого альбома Бейли смог представить в России на выступлениях в Москве и Новокузнецке. Летом 2002 на фестивале "Джаз у старой крепости" в Новокузнецке Бейли играл с собственной группой, в которой тогда выступали клавишник Джим Беард (Jim Beard), саксофонист Бенни Мопин (Bennie Maupin), гитарист Девид Гилмор (David Gilmore) и польский барабанщик Кшиштоф Завадски (Krzysztof Zawadzki).
Зимой того же года бас-гитарист снова оказался в России, на сей раз в Москве и Петербурге — в составе проекта барабанщика Билли Кобэма (Billy Cobham) "Spectrum 30 лет спустя". В этот период родился коллектив CBW, в который вошли Лерри Кориелл (Larry Coryell) и Ленни Уайт (Lenny White). Эта группа стала любимым детищем бас гитариста. "Мы все были лидерами. Вместо того, чтобы играть басовые линии, написанные кем-то, кто не играет на басу, я играл так, как мне действительно хотелось". Группа Coryell Bailey White сделала две записи ELECTRIC и TRAFFIC. Обе были записаны сразу без предварительных репетиций. Группа много гастролировала.
Летом 2004 Виктор Бейли приезжал в Санкт-Петербург в составе Jazzmania Майка Майниери (Mike Mainieri), в 2006 в составе группы CBW выступил на фестивале "Триумф джаза". Как и его отец на протяжение большей части своей взрослой жизни Бейли страдал от наследственной моторно-сенсорной нейропатии (болезни Шарко-Мари-Тута) и побочного амиотрофического склероза (болезнь Лу Герига), неизлечимого, прогрессирующего заболевания. Сначала Бейли пришлось использовать при ходьбе палочку, чтобы поддерживать слабеющие ноги. Но со временем болезнь распространилась и на верхнюю часть его тела, и в 2015 ему пришлось отказаться от выступлений и прекратить преподавательскую деятельность в колледже Беркли. Виктор Бейли скончался от осложнений, вызванных этими заболеваниями.
Фирма Fender выпускает акустическую бас гитару Victor Bailey Signature, и Victor Bailey Jazz Bass (в артистической серии), доступны 4 и 5-струнные, ладовые и без ладовые версии. Бейли использовал гитарные усилители фирмы Markbass.