Tom Harrell / Том Харрелл
Американский джазовый трубач, флюгельгорнист, аранжировщик и композитор. Харрелл обладатель множества наград и грандов, в числе которых несколько побед в номинации "Trumpeter of the Year" по результатам опросов, проводимых журналом "Down Beat", SESAC Jazz Award, BMI (Broadcast Music Incorporated) Composers Award и Prix Oscar du Jazz. Он был номинирован на премию Grammy за его альбом TIME'S MIRROR, записанный с биг бендом.
Когда Харреллу исполнилось пять лет, его родители переезжают в Сан-Франциско, где он с восьми лет начинает постигать искусство игры на трубе. В 13 лет он становится участником молодёжной джазовой группы.
В 1969 он получает диплом Stanford University по музыкальной композиции и присоединяется к оркестру Стэна Кентона (Stan Kenton), в составе которого гастролирует и делает записи. Далее следует работа в оркестре Вуди Хермана (Woody Herman, 1970-1971), в группе Azteca (1972) и квинтете Хореса Сильвера (Horace Silver, 1973–1977), с которым он записывает пять альбомов.
Перебравшись в Нью-Йорк, он играет в составе биг бенда Сэма Джонса-Тома Харрелла (Sam Jones-Tom Harrell Big Band), в нонете Ли Конитца (Lee Konitz Nonet, 1979–1981), с Джорджем Расселлом (George Russell), в оркестре Мэла Льюиса (Mel Lewis Orchestra, 1981), в National Jazz Ensemble Чака Исраэла (Chuck Israel), с группой Treasure Island Эрни Лоуренса (Arnie Lawrence).
В 1983 Фил Вудс (Phil Woods) приглашает Харрелла в свою группу, тем самым расширив свой квартет до квинтета. Харрелл работает в коллективе Вудса до 1989, приняв участие в создании семи альбомов группы. Кроме того, он записывает альбомы с Винсом Гуаральди (Vince Guaraldi), для которого создаёт несколько аранжировок для телевизионного сериала Peanuts, Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Ронни Кьюбером (Ronnie Cuber), Бобом Брукмайером (Bob Brookmeyer), Лайнелом Хемптоном (Lionel Hampton), Бобом Бергом (Bob Berg), Сесилом Пейном (Cecil Payne), Бобби Шью (Bobby Shew), Филипом Катерином (Philip Catherine), французом Иваном Падуартом (Ivan Paduart), Джо Ловано (Joe Lovano), Liberation Orchestra Чарли Хейдена (Charlie Haden), Чарльзом МакФерсоном (Charles McPherson), Девидом Санчезом (David Sánchez), Шейлой Джордан (Sheila Jordan), Джейн Монхайт (Jane Monheit), the King's Singers и Кетлин Беттл (Kathleen Battle) среди прочих. Харреллу посчастливилось стать участником последней студийной сессии звукозаписи пианиста Билла Эванса (Bill Evans), которая была издана на диске WE WILL MEET AGAIN, который получил премию Grammy в номинации Best Instrumental Jazz Performance, Group.
В период работы в квинтете Вудса Харрел делает несколько записей в качестве лидера, и после ухода он продолжил записываться как лидер собственных составов. С начала 90-х Харрелл гастролирует и выступает со своими коллективами различных размеров, в которых он экспериментирует с разным набором инструментов. Основой для него был квинтет, который в особых случаях расширялся до камерного ансамбля со струнной группой, или даже превращался в полноценный биг бенд. Харрелл активно выступает во множестве известных джазовых клубов, принимает участие в различных фестивалях, делает записи для таких лейблов как Contemporary Records, которую позднее приобрела фирма Concord, Chesky, Pinnacle, Blackhawk, Criss Cross, SteepleChase, HighNote и RCA/BMG. В период сотрудничества с фирмой BMG с 1996 по 2003 сначала он был артистом RCA, затем Bluebird и наконец Arista. Такие примечательные записи Харрелла для RCA, как WISE CHILDREN, были созданы с использованием духовых медной группы и язычковых, перкуссии, струнных, гитар и вокала Кассандры Уилсон (Cassandra Wilson), Дайян Ривз (Dianne Reeves), Джейн Монхайт (Jane Monheit) и Клаудии Акуны (Claudia Acuna); на альбомах PARADISE и THE ART OF RHYTHM представлена камерная группа со струнными; а его альбом TIME'S MIRROR, записанный с биг бендом, получил номинацию на Grammy. В общей сложности в это время он записывает шесть альбомов, некоторые из которых представили его аранжировки для коллективов расширенного состава.
Харрел зарекомендовал себя в качестве талантливого аранжировщика и композитора. Он создавал аранжировки для Винса Гуаральди (Vince Guaraldi), Карлоса Сантаны (Carlos Santana), Cold Blood, Azteca, для the Metropole Orchestra, the Danish Radio Big Band, the Vanguard Jazz Orchestra, и Элизабет Контоману (Elisabeth Kontomanou) с the Orchestre National de Lorraine среди прочих. Его композиции записывались различными джазовыми артистами, включая Рона Картера (Ron Carter), Кенни Баррона (Kenny Barron), Арта Фармера (Art Farmer), Криса Поттера (Chris Potter), Тома Скотта (Tom Scott), Стива Кана (Steve Kuhn), Кенни Уэрнера (Kenny Werner) и Хенка Джонса (Hank Jones). Композиция Харрелла под названием "Humility" с аранжировкой для биг бенда вошла в программу альбома SONG FOR CHICO, записанного Afro-Latin Jazz Orchestra Артуро О'Фаррилла (Arturo O'Farrill) и завоевавшего премию Grammy. Как композитор и аранжировщик Харрелл не оставляет без внимания и область классической музыки.
В контрасте с его работами периода сотрудничества с RCA/BMG, когда он был более сфокусирован на проекты с привлечением больших ансамблей, биг бендов и камерных оркестров, дальнейшие работы Харрела демонстрируют его исполнительские качества в небольших составах. В течение шести лет он делает запись четырёх альбомов в составе квинтета, в который входили тенор саксофонист Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery), пианист Денни Гриссетт (Danny Grissett), басист Югонна Окегво (Ugonna Okegwo), выступающий с Харреллом с 1997 и ударник Джонатан Блейк (Johnathan Blake). Этот квинтет отличается от предыдущего тем, что в этом составе Харрелл активно использует Fender Rhodes и акустическое фортепиано. Его запись NUMBER FIVE (2012) принесла ему седьмую награду SESAC Jazz Award.
В июне 2012 в Highline Ballroom в рамках Blue Note Jazz Festival Харрелл представил на суд слушателей и критиков свой камерный ансамбль из девяти участников. Для этого ансамбля Харрелл сделал аранжировки музыки Дебюси, Равеля, а также предоставил собственный материал. В дальнейшем The Tom Harrell Chamber Ensemble выступал в клубах Village Vanguard и Jazz Standard, на сценах Autumn Jazz Festival в Bielsko Biala, Xerox Rochester International Jazz Festival, the Scripps Auditorium в San Diego и Soka University Performing Arts Center в Aliso Viejo, CA.
В 2013 был сформирован секстет Colors of a Dream, в составе которого отсутствовал пианист, но были приглашены два басиста. С Харреллом (труба и флюгельгорн) играли Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) (тенор саксофон), Джалил Шоу (Jaleel Shaw) (альт саксофон), Джонатан Блейк (Johnathan Blake) (ударные) и басисты Югонна Окегво (Ugonna Okegwo) и Эсперанза Сполдинг (Esperanza Spalding), которая также пела. Группа дебютировала 26 марта 2013 в клубе Village Vanguard, за которым последовали шесть дней выступлений в этом клубе. Второй концертный вечер транслировался в интернете по сети NPR. 22 октября 2013 был выпущен альбом с одноимённым названием, который в следующем году принёс Харреллу восьмую награду SESAC Jazz Awards.
Кроме того, Харрелл делает записи с квартетом TRIP, в составе которого также отсутствовало фортепиано. В его составе представлены саксофонист Марк Тёрнер (Mark Turner), басист Югонна Окегво (Ugonna Okegwo) и ударник Адам Круз (Adam Cruz). Группа впервые выступила в Rochester, New York, и в Jazz Standard во время Festival of New Trumpet Music (FONT), организованного Дейвом Дагласом (Dave Douglas) в октябре 2012. Харрелл представил сюиту из шести частей, специально написанную для этой группы. Годом позже TRIP собрался снова для выступлений в клубе Village Vanguard и спустя неделю после выступлений сделал студийную запись. Одноимённый альбом TRIP вышел 12 августа 2014.
Работы Харрелла как композитора и джазового солиста были опубликованы в книгах таких авторов как Хол Леонард (Hal Leonard), Джеми Аеберсольд (Jamey Aebersold), издательств Sher Music и Gerard and Sarzin.
В августе 2017 впервые в своей карьере Харрелл выпускает студийный альбом MOVING PICTURE в составе квартета, в котором он являлся единственным исполнителем на духовых. Последующие работы Харрелла, такие как COLORS OF A DREAM и FIRST IMPRESSIONS, были записаны дополненным составом, в которых представлен по крайней мере ещё один духовой инструмент на передней линии. В работе MOVING PICTURE слушатель столкнётся с тональной красотой и импровизационной изобретательностью Харрелла.
Он утончённый и точный трубач с чистым тоном, который пользовался большим спросом в различных студиях. В дополнение к 32 альбомам и тысячам концертов во всём мире в качестве лидера, на протяжении своей карьеры Харрелл работал со многими важными джазовыми фигурами, включая Стэна Кентона (Stan Kenton), Вуди Хермана (Woody Herman), Диззи Гиллеспи (Dizzie Gillespie), Хореса Силвера (Horace Silver), Арта Фармера (Art Farmer), Фила Вудса (Phil Woods), Ли Конитца (Lee Konitz), Сэма Джонса (Sam Jones) (с которым он соруководил биг бендом в 70-х), Джима Холла (Jim Hall), Чарли Хейдена (Charlie Haden), Джо Ловано (Joe Lovano). Харрелл участвовал в записи получивших Grammy альбомов Джерри Маллигена (Gerry Mulligan) и Била Эванса (Bill Evans). Последние годы Том Харрелл болен параноидной шизофренией и вынужден принимать психотропные препараты.