Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Sonny Payne / Сонни Пэйн

Персиваль Пэйн (Percival Payne), так звали Сонни на самом деле, родился в семье Криса Коламбуса (Chris Columbus), барабанщика Уайлд Билла Девиса (Wild Bill Davis). Вдохновлённый примером своего отца, Пэйн начал рано брать уроки игры на ударных у Вика Бертона (Vic Berton).

В 1944 началась его профессиональная карьера в оркестре Дада и Пола Баскомбов (Dud & Paul Bascomb), позже он играл с Ораном "Хот Липс" Пейджем (Hot Lips Page), Ёрлом Бостиком (Earl Bostic) в 1945-1947 и в 1948 с Люсиль Диксон (Lucille Dixon), в 1947-1950 периодически мелькая в составе коллектива Тини Граймса (Tiny Grimes). В оркестре Эрскина Хокинса (Erskine Hawkins) Пэйн играл с 1950 по 1953, а также два года выступал со своим собственным оркестром.

Большего всего Сонни Пэйн известен участием в оркестре Каунта Бейси (Count Basie). Отличные навыки аккомпаниатора и музыканта соперничали с его репутацией прекрасного солиста и жонглирующего палочками шоумена. Всё это лишь подчёркивает то, на что был способен Пэйн, играя в биг бенде, и почему для своих записей Френк Синатра () выбрал именно его. Он был "личным" барабанщиком Синатры на всех его выступлениях с оркестром Каунта Бейси (Count Basie) в 1965 и 1966.

Барабанщик-шоумен с напористой игрой, Сонни Пэйн обладал между тем посредственным чувством времени, но совмещал это с умением постоянно держать остальных музыкантов в тонусе. Даже коллектив Бейси, где работали такие барабанщики с безупречным чувством времени, как Джо Джонс () и Гас Джонсон (), поддался напору Пэйна. Для него эта работа должны была стать серьёзным испытанием, ведь планка качества была задана высокая – до него на ударных в оркестре играли неподражаемый "Папа" Джо Джонс () и сильно недооценённый Шэдоу Уилсон (Shadow Wilson), и тем не менее, Сонни смог привнести свою собственную манеру игры, динамичную и эффектную.

Поначалу Сонни Пэйн был временной заменой Гаса Джонсона (), пока тот в течении десяти дней восстанавливался после удаления аппендикса. Гас был барабанщиком старой школы и с 1948 в продолжении шести лет, согласно стилевым тенденциям того времени, придавал звучанию оркестра Бейси огромную долю свинга. В этом он был прямым продолжателем традиции, заложенной Джо "Папа" Джонсом (Jo "Papa" Jones), ведь после ухода Джонса в 1948, через оркестр Каунта Бейси (Count Basie) прошло множество барабанщиков, но никто из них не мог заполнить пустоту, оставшуюся после знаменитого барабанщика. К несчастью, для восстановившегося Джонсона, оркестр Бейси уже звучал по-новому под влиянием яркой манеры игры Пэйна и публика встречала это с одобрением и энтузиазмом.

Френк Уэсс () так рассказывает о том, как Пэйн попал к Бейси: "Когда Гас Джонсон () лёг в больницу, к Бейси повалили толпы барабанщиков. Даже старина Джо Джонс () вернулся, но у него не вышло подстроиться под игру коллектива. Ещё Вернел Фурнье (Vernel Fournier) пробовал сыграть с нами. Наконец Бейси решил: "Значит так, Френк, пойдём, послушаем одного музыканта". Оркестр в тот момент был в Чикаго. Мы пришли и стали слушать выступающий коллектив, а когда они закончили, Бейси спросил меня: "Что скажешь? По-моему, это магия". Я ответил ему: "Да, определённо этот парень именно тот, кто нам нужен". Этим парнем был Сонни Пэйн".

Пэйн постоянно играл на публику: вращал палочки в руках, рикошетил ими от мембран барабанов, подбрасывал и ловил их у себя за спиной. Он подпрыгивал с сидения, как будто сила последнего удара запускала его в воздух (зачастую выпадая из пульсации, задаваемой Мистером Ритмом (прозвище Фредди Грина (Freddy Green). Жестикуляция Пэйна притягивала внимание публики словно магнит, даже когда он обыгрывал щётками мелодию Бейси. Если солировал другой музыкант, все взгляды всё равно были устремлены на барабанщика в ожидании его очередного трюка.

Сонни и жизнь свою вёл так, как играл на барабанах – опрометчиво и безрассудно. Часто можно было слышать, будто "Пэйн так выделывается, чтобы побольше женщин соблазнить", на что Бейси грубо отвечал: "барабаны для него лучше самой первоклассной шлюхи".

Эрик Диксон (Eric Dixon), друживший с Пэйном, вспоминает: "Проблема была в том, что Сонни считал жизнь одной сплошной вечеринкой". Джо Уильямс рассказывал, как однажды они после выступления пошли на пирушку, и он ушёл пораньше, а Сонни остался. Через некоторое время шум заставил его проснуться. Это был сильно выпивший Пэйн, перепутавший шкаф с уборной. К счастью для обоих, Уильямс успел отправить коллегу в нужном направлении, сохранив их костюмы для выступления в неприкосновенности.

Вот ещё одна из историй, которую слышал барабанщик Гарольд Джонс (Harold Jones). После очередного концерта все погрузились в автобус и мчались к месту следующего выступления, когда Сонни проснулся по зову природы. Он пошёл в конец автобуса, где располагался туалет, но на пути его шла серьёзная игра в карты. Бейси принимал участие в ней и не хотел, чтобы ему мешали. Но Сонни уже не мог терпеть. Пэйн знал, что Бейси как раз недавно приобрёл новый портфель. Обычно, нужда является причиной многих открытий и Сонни осенило использовать портфель. Едва он взял его в руки, как Эрик Диксон (Eric Dixon) крикнул Бейси: "Эй, шеф! Сонни сейчас наполнит водичкой твой портфель!" Но у Бейси шла карта и не желая отвлекаться, он коротко отреагировал: "Только не дайте ему намочить контракты!"

Сонни играл в оркестре Каунта Бейси (Count Basie) с 1955 по 1965, демонстрируя изумительную технику в стиле старой школы – Чика Уэбба (Chick Webb) и Джина Крупы (Gene Krupa). Некоторые музыкальные критики обвиняли его в излишнем отвлечении внимания на себя в ущерб коллективу, но тут следует понимать, что Сонни Пэйн вдохнул живой музыкальный дух в оркестр, который исчез вместе с уходом Джо Джонса (). Джазовые историки сходятся во мнение, что Пэйн возможно был самым лучшим барабанщиком, когда-либо сидевшим за барабанами в оркестре Каунта Бейси (Count Basie).

Не менее знаменитый барабанщик Элвин Джонс (Elvin Jones) так отзывался о Пэйне: "Впервые я увидел Сонни в начале 50-х с Каунтом Бейси (Count Basie). Свинг… динамика… энергичность. Он выглядел счастливым – настоящий шоумен. Но шоумен, который понимает, что делает. Его манера игры оживляла коллектив".

Батч Майлс (Butch Miles), игравший в оркестре Бейси в конце 70-х, также с восхищением вспоминает о барабанщике: "Сонни Пэйн был одним из лучших биг бендовых ударников, которых я когда-либо видел. Он играл с задором, энтузиазмом и изобретательностью. Вряд ли кто-то смог бы звучать лучше, чем Сонни, когда тот был в ударе".

Всю жизнь Сонни Пэйна знали, как барабанщика Каунта Бейси (Count Basie). И это действительно было так — качающий барабанщик отлично вписался в манеру игры Каунта Бейси (Count Basie) и Фредди Грина (Freddie Green, гитара) в те первые годы, когда образовался второй состав великого оркестра Бейси. Его отцу, легендарному "Crazy" Крису Коламбо (Chris Columbo) — под таким псевдонимом выступал Крис Коламбус), Бейси однажды сказал, что не слышал барабанщика лучше Сонни. Пэйн всегда умел совмещать талант шоумена с талантом аккомпаниатора и делал это с поразительной лёгкостью, непринуждённостью и энтузиазмом.

Помимо заразительного драйва и широкой палитры звучания, Пэйн был также известен своими громоподобными заполнениями, неожиданными паузами, сложными техническими элементами и динамическими переходами. Он вёл оркестр с таким неистовством, которое сравнимо с игрой сразу нескольких барабанщиков.

На всём протяжении своего существования оркестр Каунта Бейси (Count Basie) считался очень слаженным коллективом, уровня которого мало кто мог достичь. Чётко звучащая ритм-секция, благодаря который оркестр и обрёл такую репутацию, с самого начала утвердила его как один из лучших биг бендов. И огромную роль в этом сыграл Сонни Пэйн, который, несмотря на свою особенную манеру игры, смог отлично вписаться в его стилевые рамки.

Один из кузнецов ритмических рисунков оркестра Каунта Бейси (Count Basie), Пэйн был ослепительным шоуменом, заразившим своей энергией запись альбома ATOMIC MR. BASIE в 1957. Он оказал большое влияние и на будущее поколение барабанщиков, Джона Бонэма (John Bonham) и Нико МакБрейна (Nicko McBrain). Публика любила его скоростную игру в бас-барабан, отличное владение щётками и дроби на малом барабане, и он всегда радовал слушателей своим фирменным соло в "Old Man River".

После ухода от Бейси в 1965, Сонни эпизодически выступал в составе трио, а с 1966 по 1973 был участником оркестра Гарри Джеймса (Harry James), где при поддержке Джеймса смог усовершенствовать свою технику (Джеймс всегда хотел, чтобы его оркестр звучал как у Каунта Бейси (Count Basie). Энергичная манера игры этого оркестра отлично подходила Сонни Пэйну.

В последние годы своей жизни Пэйн вновь присоединился к оркестру Бейси (1973-1974), после недолго гастролировал по Европе с Иллинойсом Джакетом () и Доном Каннингемом (Don Cunningham) и, наконец, незадолго до своей смерти, снова вернулся в оркестр Гарри Джеймса (Harry James).

Сонни никогда не записывал своих собственных пластинок, но много записывался с Каунтом Бейси (Count Basie) и Гарри Джеймсом (Harry James).

В канун Нового года в 1978, несмотря на двустороннюю пневмонию, Пэйн работал с оркестром в отеле MGM Grand в Лас-Вегасе. Двумя днями позже он пришёл в больницу Cedars Sinai Hospital в Лос-Анджелесе, но там ему отказали, т.к. у него не было медицинской страховки или кредитной карты. Его мать позвонила Гарри Джеймсу (Harry James) и рассказала, как болен её сын и что ему необходима госпитализация. Больница выставила счёт на 800 долларов. Гарри заверил её, что он позаботится о любом члене своего коллектива, в том числе и о Сонни. Ви Монте (Vi Monte) приехал с чеком. В итоге Сонни провёл в больнице три недели в отделении интенсивной терапии, но усилия врачей ни к чему не привели и 29 января 1979 он скончался.

В заключении хотелось привести отзывы и воспоминания музыкантов о Сонни Пэйне, без которых его портрет был бы неполным.

Луи Беллсон (Louie Bellson): "Я скажу так, Пэйн зажег огонь в сердцах музыкантов Бейси. Я как-то разговаривал с Нилом Хефти (), композитором оркестра Каунта, о Сонни, которого в то время все критиковали за жонглирование и подбрасывание палочек в стиле Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton). Он ответил мне: "Критика не имеет значения, ведь Сонни играет именно так, как мне нужно". Незадолго до этого они записали альбом ATOMIC MR. BASIE, вернувший оркестр Каунта в чарты. Бейси сам отмечал, что Сонни был свечой зажигания в его оркестре. Если Джин Крупа (Gene Krupa) специально старался произвести впечатление на слушателя, то у Сонни это получалось само собой. Он заставлял оркестр звучать потрясающе. Едва вы входите куда-либо и слышите, как играет оркестр Бейси, ваши глаза тут же приковываются к Сонни Пэйну. Отличный шоумен, он задавал настроение в оркестре. Только умер рано".

Джимми Кобб (Jimmy Cobb): "Мне нравилось наблюдать за его игрой. Для меня он остался лучшим, кто играл на ударных в оркестре Бейси. Несмотря на скорость его игры, он умел играть чётко. Он прекрасно чувствовал игру ногами. Его отец тоже был хорошим барабанщиком. После Бейси, Сонни играл с Гарри Джэймсом (Harry James), Фрэнком Синатрой (), и, к сожалению, умер, когда был очень востребованным".

Чак Флорес (Chuck Flores): "Мне врезался в память один момент. Это было в Coconut Grove и оркестр Бейси играл в перерыве. Все огни были потушены, кроме ламп на столиках. Музыканты исполняли подходящую для обеда мелодию, как раз в стиле Бейси. Звучала она потрясающе, хотя играли они тихо и мягко. Именно в тот момент я был потрясён Пэйном, впервые услышав его играющего в подобном ключе. Это совершенно не вязалось с тем Сонни, которого мы все знали – неистового, играющего потрясающие заполнения и неутомимого в своих соло. Но это была одна его сторона, с другой он был невероятно музыкален и играл с хорошим вкусом. Я уверяю вас, меня просто ошеломило это открытие. Потрясающий музыкант".

Известный барабанщик Стив Гулд (Steve Goold) так отзывается о Сонни Пэйне: "Я люблю чувство времени Сонни и его изобретательное, стратегическое мышление в игре (послушайте альбом IT MIGHT AS WELL BE SWING Фрэнка Синатры (). Сегодня элементы соло на барабанах Сонни являются классическим примером культуры солирования 50-х - 60-х ".

Помимо профессиональных музыкантов, многие любители джаза с восхищением отзываются о технике Сонни Пэйна: "Я никогда не слышал, чтобы барабанщик играл так много вариаций закрытой дроби (press/buzz roll). В большинстве случаев мы можем говорить либо о технике, либо о динамике, либо о контроле палочек. Но соло 1962 является наглядной демонстрацией сочетаниях всех этих трёх компонентов. Потрясающий изобретательный барабанщик и что он творит с закрытой дробью вообще сногсшибательно. Невероятный контроль!"

"Все выступление 1962 является одним из лучших в карьере как Сонни Пэйна, так и Каунта Бейси (Count Basie). Соло в "Old Man River" отлично исполнено, вы можете расслышать и почувствовать каждую фразу, сыгранную закрытой дробью. Вообще игра Пэйна в оркестре Бейси тех лет была замечательной. Взять хотя бы "Corner Pocket" и послушать, как он ведёт её – это не менее изумительный пример техники знаменитого барабанщика".

"Бадди Рич () был лучшим на тот момент, но Сонни – это настоящий шоумен".

14:01