Ronald Shannon Jackson / Рональд Шеннон Джексон
Американский джазовый ударник и композитор.
Один из пионеров авангардного джаза, фри фанка и джаз фьюжн. Джексон и басист Сирон стали единственными музыкантами, выступавшими и делавшими записи с тремя основными идеологами и вдохновителями фри джаза: пианистом Сесилом Тейлором (Cecil Taylor) и саксофонистами Орнеттом Колменом (Ornette Coleman) и Альбертом Айлером (Albert Ayler).
В 1979 он становится основателем группы The Decoding Society, которая исполняла смесь фанковых ритмов с фри джазовыми импровизациями, что можно охарактеризовать как free funk.
Его отец был владельцем всех музыкальных аппаратов в городе и единственным темнокожим в районе Fort Worth, владевшим музыкальным магазином. Мама играла на пианино и органе в местной церкви. Джексон начал с изучения пианино в возрасте 5 лет, затем в школе освоил кларнет и барабаны. В третьем классе школы он берёт уроки музыки у джазового кларнетиста и саксофониста Джона Картера (John Carter).
Он становится выпускником I.M. Terrell High School, где играл в составе марширующего оркестра и изучал перкуссионные инструменты, используемые в симфонической музыке. Иногда ученики устраивали джем сейшины в репетиционной комнате. В этот период мама купила ему ударную установку в обмен на обещание закончить обучение в школе.
К 15 годам Джексон начинает выступать профессионально в Далласе, наиболее часто играя с тенор саксофонистом Джеймсом Клэйем (James Clay) и Леройем Купером (Leroy Cooper), которые позже как сайдмены играли в составе группы Рэя Чарльза (Ray Charles).
По окончании школы он поступает в Lincoln University в Jefferson City, Missouri. Выбор на университет Линкольн пал по причине его близости к St. Louis, который посещали с гастролями множество музыкантов. Его соседом по комнате становится пианист Джон Хикс (John Hicks), с которым он играет при любой возможности. В состав университетской группы кроме Джексона и Хикса входили трубач Лестер Боуи (Lester Bowie) и саксофонист Джулиус Хемпфилл (Julius Hemphill).
Затем Джексон переводится в Texas Southern University, после чего продолжает обучение в Prairie View A & M. Затем решает изучать историю и социологию в University of Bridgeport в Connecticut. Родители настаивали на мнении, что ему не удасться зарабатывать на жизнь музыкой и он намеревался бросить исполнительство вовсе, но всё больше знакомясь с различными исполнителями и стилями он понял, что "ритм в его крови" и "музыка, которую вы исполняете, проистекает из вашей жизни".
К 1996 он заканчивает своё высшее образование в New York University благодаря поддержке со стороны трубача Кенни Дорхема (Kenny Dorham). В Нью-Йорке Джексону довелось сотрудничать со многими джазовыми музыкантами, включая Бетти Картер (Betty Carter), Джеки МакЛина (Jackie McLean), Джо Хендерсона (Joe Henderson), Кенни Дорхема (Kenny Dorham), МакКой Тайнера (McCoy Tyner), Альберта Эйлера (Albert Ayler), Чарльза Тайлера (Charles Tyler), Стенли Таррентайна (Stanley Turrentine) и многими другими.
Всякий раз, когда он просил Чарльза Мингуса (Charles Mingus) взять его в свою группу, Мингус "грубо отталкивал его со своего пути". Но после того, как Джексон начал играть с пианисткой Тошико Акиёси (Toshiko Akiyoshi), однажды он услышал позади себя громкие аплодисменты. Это был Мингус, который пригласил Джексона сыграть с его группой.
В 1966 Джексон участвует в записях с группой саксофониста Чарльза Тайлера (Charles Tyler) - Charles Tyler Ensemble. В 1966 и 1967 он играет с саксофонистом Альбертом Эйлером (Albert Ayler) и представлен на альбомах AT SLUG'S SALOON, VOL. 1 & 2. Он также появился на третьем и четвёртом диске Эйлера HOLY GHOST: RARE & UNISSUED RECORDS (1962–70). Джексон вспоминал, что Эйлер был "первым (лидером), который действительно открыл меня. Он позволил мне играть на ударных так, как я делал это в Fort Worth, когда я не играл для публики и других людей". Смерть Джона Колтрейна (John Coltrane) в июле 1967 опустошила Джексона. Он впадает в героиновую зависимость и следующие несколько лет проводит под воздействием героина. "Я не мог играть на ударных тогда, духовно… я просто чувствовал себя не очень хорошо". С 1970 по 1974 он не выступал, но продолжал практиковать.
В 1974 пианист Онадже Аллан Гамбс (Onaje Allan Gumbs) познакомил Джексона с учением Nichiren Buddhism и буддискими песнопениями. Сначала Джексон отказывался слушать об этом, но потом неохотно согласился попробовать попрактиковать в течение трёх недель. "Так прошло три месяца. Это помогло мне собраться с силами, вытащило меня и я смог сосредоточится. Я стал буддистом и вегетарианцем на следующие 17 лет".
В 1975-79 Джексон играет вместе с Джеймсом Блад Алмером (James Blood Ulmer) в секстете Орнетта Колмена (Ornette Coleman Sextet), который преобразуется в группу Prime Time. Колмен знакомит Джексона с теорией гармолодикса и учит композиции. Колмен говорил, что Джексон слышит музыку "в этаком пикколо диапазоне" и призывал того попробовать сочинять для флейты. В составе Prime Time в 1976 Джексон посещает Париж, где выступает и участвует в записи альбомов DANCING IN YOUR HEAD и BODY META.
В 1978 Джексон играет на четырёх альбомах Сесила Тейлора (Cecil Taylor): CECIL TAYLOR UNIT, 3 PHASIS, LIVE IN THE BLACK FOREST и ONE TOO MANY SALTY SWIFT AND NOT GOODBYE.
Джексон продолжает сотрудничество с Алмером до 1981, хотя ещё в 1979 создаёт свой инновационный и хорошо воспринятый проэкт Decoding Society в рамках которого пытается смешивать авангардный джаз, рок, фанк и этническую музыку. Хотя музыка этого коллектива и основывалась на коулменовской теории гармолодикса, он менял свой звук и направление с каждым альбомом в течение конца 80-х, часто радикально меняя и свой инструментальный состав. Однако в основе каждого состава были громогласные, гибкие перкуссионные Джексона, позволившие ему заявить о себе в полный голос.
Музыка The Decoding Society могла быть горячей, дикой, танцевальной или прохладной, нежной и созерцательной. Американские, восточные и африканские звуки дистилировались под руководством Джексона. Музыкальные размеры, чувство времени, темпы и стилистические ссылки звучали в разных композициях; и множество раз в рамках одного музыкального произведения.
В отличие от других современников группа The Decoding Society в свой авангардный подход включала элементы поп музыки. Гитарист Вернон Рейд (Vernon Reid) вспоминал о Шенноне, что он "не был идеологическим авангардистом. Музыка, которую он делал, проистекала из стороннего взгляда, но не исключала рок и поп - он не злился на поп-музыку за то, что та была популярной, как некоторые из его поколения. Он синтезировал блюзовые элементы с африканскими синкопами через призму человека, который давал волю всевозможным эмоциям… столкновение ценностей в его музыке действительно представляло американскую культуру".
Общие характеристики всех воплощений группы The Decoding Society включают удвоение инструментовки (басов, саксофонов или гитар). Полифония часто преобладает над гармонией; композиции не ориентированы на один ключ. Полифонические текстуры уравнивают гармонию, ритм и мелодию, обходясь без традиционных представлений о ключах и тональности. Каждый инструмент может играть ритмическую, гармоническую или мелодическую роль или любую комбинацию из трёх. Границы между соло, ведущими инструментами и аккомпанементом размыты. Неустойчивость тона и ритма создают гетерофонию в основанных на унисон частях, что также добавляет тональной неоднозначности.
Мелодии могут чередоваться от насыщенных, неистовых, множественных тем к простым, ленивым, лирическим фразам. Они часто используются как основной и мелодичный материал, чтобы сопровождать одного или нескольких солистов. Иногда мелодии диатонические, иногда они блюзовые; иногда они звучат "восточно". Несмотря на то, что The Decoding Society - скорее группа композиторов, а не средство для солирования или для демонстрации игры на барабанах, существует множество свободных сольных проходов, и громогласная игра Джексона во множестве представлена.
В течение многих лет в составе The Decoding Society побывали такие знаменитости, как Акбар Али (Akbar Ali), Берн Никс (Bern Nix), Билли Бенг (Billy Bang), Байрад Ланкастер (Byrad Lancaster), Кери Денигрис (Cary Denigris), Чарльз Брекин (Charles Brackeen), Девид Фиюкджински (David Fiuczynski), Девид Гордон (David Gordon), Томчесс (Tomchess), Доминик Ричардс (Dominic Richards), Эрик Пирсон (Eric Person), Генри Скотт (Henry Scott), Джеф Ли Джонсон (Jef Lee Johnson), Джон Муди (John Moody), Хан Джамал (Khan Jamal), Ли Рози (Lee Rozie), Масуджаа (Masujaa), Мелвин Гиббс (Melvin Gibbs), Онаджи Аллан Гамбс (Onaje Allan Gumbs), Реджи Вашингтон (Reggie Washington), Реверенд Брюс Джонсон (Reverend Bruce Johnson), Робин Юбенкс (Robin Eubanks), Вернон Рейд (Vernon Reid) и Зейн Месси (Zane Massey).
Параллельно с руководством своим составом Джексон участвует и в других проектах. Гитарист и его коллега, выпускник Колмена Джеймс Блад Алмер (James Blood Ulmer) пригласил Джексона в другую группу, которая намеревалась поднять идеи гармолодикса на новый уровень.
В 1986 Джексон вместе с Сонни Шерроком (Sonny Sharrock), Питером Броцманом (Peter Brötzmann) и Биллом Ласуэллом (Bill Laswell) формирует группу Last Exit, которая наряду с активными выступлениями, выпускает пять концертных и один студийный альбом до 1994, когда смерть Шеррока привела к распаду группы.
Ближе к концу 80-х Джексон объединяет усилия с Биллом Ласуэллом (Bill Laswell) в двух других проектах: SXL - со скрипачом Шагкаром (L. Shankar), сенегальским ударником Айибом Дингом (Aiyb Dieng)корейской группой перкуссионистов SamulNori; и во фри джазовом трио Mooko при участии японского саксофониста Акиру Саката (Akira Sakata).
Благодаря нескольким грантам Джексон совершил трёхмесячную поездку по Западной Африке и посетил девять стран. Эта поездка, ставшая как личной, так и творческой вехой, в рамках The Decoding Society вдохновила Джексона на создание музыки для альбома WHEN COLORS PLAY, записанного в сентябре 1986 во время концерта в клубе Caravan of Dreams. Писатель Норман К. Вайнштейн (Norman C. Weinstein) подробно рассказал о поездке в главе своей книги "Ночь в Тунисе: воображение Африки в джазе" под названием "Рональд Шеннон Джексон: путешествие в Африку без конца".
С 1987 Джексон также участвует в составе трио Power Tools с гитаристом Биллом Фриселлом (Bill Frisell) и басистом Мелвином Гиббсом (Melvin Gibbs). Они выпустили и гастролировали с программой альбома STRANGE MEETING. Писатель Грег Тейт (Greg Tate) назвал этот проект «тем удивительным и недооценённым альбомом состава Power Tools… по моему скромному мнению, самого мощного трио, сумевшего сменить парадигму со времен Band of Gypsys".
В начале 2000-х его активность несколько снизилась в связи с повреждением нервов в левой руке. Посоветовавшись с неврологом, Джексон отказался от операции и занялся восстановлением сил с помощью физиотерапии. Проблемы со здоровьем не снизили его активности в качестве композитора, и в 2012 он представил новый материал на YouTube.
В 2005 Джексон объединяет усилия с трубачом Вададой Лео Смитом (Wadada Leo Smith) в составе Golden Quartet с пианистом Виджаем Айером (Vijay Iyer) и контрабасистом Джоном Линдбергом (John Lindberg). Их сотрудничество было задокументировано на компакт-диске TABLIGH и двд THE ECLIPSE.
В 2006 он играет с The Punk Funk All Stars, в составе которого играли Мелвин Гиббс (Melvin Gibbs), Джозеф Боуи (Joseph Bowie), Вернон Рейд (Vernon Reid) и Джеймс Блад Алмер (James Blood Ulmer). В 2008 Джексон и Джамааладин Такума (Jamaaladeen Tacuma) гастролируют по Европе с программой THE LAST POETS; их сотрудничество запечатлено в фильме "The Last Poets / Made in Amerikkka" режиссёром Клодом Сантьяго (Claude Santiago).
В 2011 Джексон, Вернон Рейд (Vernon Reid) и Мелвин Гиббс (Melvin Gibbs) формируют мощное трио под названием Encryption. Во время их поездки на Moers Festival в Германию, Джексон перенёс сердечный приступ и ему была сделана ангиопластика. На следующий день он покинул госпиталь и отправился с Рейдом и Гиббсом для выступления на фестивале. После чего Джексон снова записался на медицинское обследование.
7 июля 2012 Джексон выступил в Kessler Theater в Далласе с очередным составом The Decoding Society, в который вошли скрипач Леонард Хейуорд (Leonard Hayward), трубач Джон Вейр (John Weir), гитарист Грегг Прикетт (Gregg Prickett) и басист Мелвин Гиббс (Melvin Gibbs). Их выступление было признано одним из десяти лучших концертов 2012 года в Далласе.
Джексон умирает от лейкемии в возрасте 73 лет.