Ray Brown / Рэй Браун
Американский джазовый контрабасист.
Наибольшую известность получил как важный участник бибоп движения и член трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson), контрабасист Рей Браун выступал с гигантами джаза от Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Чарли Паркера (Charlie Parker) до Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald). Несмотря на короткий брак с Фитцджеральд (1947-1953), они остались друзьями и музыкальными партнёрами на всю жизнь. Взяв за основу школу джазового контрабаса Оскара Петтифорда (Oscar Pettiford), Браун разработал свой индивидуальный стиль, отличавшийся со вкусом исполненными ритмическими линиями в контексте ансамблевого аккомпанемента. Его талант обладал такой широтой и разнообразием, что он стал наиболее упоминаемым музыкантом в первом издании Penguin Guide to Recorded Jazz (1992).
В школьный период начиная с восьми лет учился игре на фортепиано, запоминая наизусть композиции в исполнении Фэтса Уоллера (Fats Waller). Узнав, что в школе 14 учеников изучают фортепиано, 12 из которых свободно читают с листа, он решил перейти на тромбон, но родители были не в состоянии приобрести ему инструмент. К тому же в школьном оркестре оставалась лишь одна вакансия и ему пришлось взяться за контрабас. Основное влияние на становление стиля молодого Брауна оказывает басист оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington) Джимми Блантон (Jimmy Blanton). Несмотря на многие предложения, он всё же послушал совета матери, и окончил начальную школу. Постепенно молодой Браун становится известным исполнителем в джазовых кругах родного Питтсбурга и в 1944 получает первый ангажемент в секстет Джимми Хинсли (Jimmy Hinsley), с которым отправляется в турне на 8 месяцев. В этот период он попадает под влияние Лерой "Слэм" Стюарта (Leroy "Slam" Stewart) и Оскара Петтифорда (Oscar Pettiford) – основных создателей современного джазового подхода к игре на контрабасе. Годом позже переходит в коллектив Снукама Рассела (Snookum Russel).
В конце 1945 в возрасте 19 лет перебирается в Нью-Йорк, где в первый же вечер встречает Хэнка Джоунса (Hank Jones), с которым ему уже приходилось выступать. Джоунс представил Брауна Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), который искал контрабасиста. Гиллеспи согласился взять молодого музыканта на одно выступление без прослушивания. На следующий день 19-летний Браун, который ещё не был знаком со многими новаторами бибопа, пришёл на репетицию и обнаружил в числе коллег по группе Чарли Паркера (Charlie Parker), Бада Пауэлла (Bud Powell) и Макса Роуча (Max Roach). "Если бы я знал об этих парнях немного больше, вероятнее всего, я бы не пришёл на репетицию, - вспоминал Браун в интервью для Jazz Journal International. – Я лишь слышал немного о Дизи, так как его записи изредка попадали на юг, где я играл в местных группах".
С 1945 по 1951 Браун играет в боповом оркестре Гиллеспи, который немедленно распознал талант своего молодого контрабасиста. Вскоре Гиллеспи берёт в состав вибрафониста из Детройта Милта Джексона (Milt Jackson). Браун вспоминал: "Мы были неразлучны. Все называли нас близнецами". Вместе с барабанщиком Кенни Кларком (Kenny Clarke и пианистом Джоном Льюисом (John Lewis) они сформировали ритм секцию оркестра Гиллеспи.
В 1945 Браун выступает с Гиллеспи в ночном клубе Billy Berg в Hollywood, California. Их выступления, за исключением небольшой когорты сторонников бибопа, не произвели впечатления на местную публику. Гиллеспи писал в своих мемуарах "To Be or Not to Bop": "Музыка в целом была воспринята не очень хорошо. Они не знали то, что мы играли; они просто не понимали её". Зимой 1946 Гиллеспи вернулся в Нью-Йорк и на 52 улице начал выступать в Spotlite, принадлежавшем Кларку Монро (Clark Monroe), с группой, в которую вошли Браун, Милт Джексон (Milt Jackson), Стэн Ливи (Stan Levey), Эл Хэйг (Al Haig) и альт саксофонист Сонни Ститт (Sonny Stitt). Браун вспоминал: "Я был наименее компетентным парнем во всей группе. Именно они сделали что-то из меня". В мае 1946 секстет сделал записи для лейбла Musicraft, нарезав такие темы как "One Bass Hit", "Oop Bop Sh’ Bam’" и "That’s Earl Brother". 5 февраля 1946 Браун принял участие в одной из сессий Чарли Паркера (Charlie Parker) для лейбла Dial, записав среди прочих "Diggin’ Diz".
В 1946 Гиллеспи собирает второй биг бенд, пригасив в его состав и свой секстет. 22 февраля 1946 Браун в составе оркестра участвует в записи для RCA/Victor, организованной пианистом и джазовым критиком Леонардом Фэзером (Leonard Feather). Фезер писал позднее в своей работе "Inside Jazz": "Victor хотели звёздный состав, включающий некоторых победителей опросов журналом Esquire, так что мы пригласили за ударную установку Джей Си Хёрда (J.C. Heard) и Дона Байяса (Don Byas) на тенор саксофоне, и Диззи вместе с его парнями – Милтом Джексоном (Milt Jackson), Рэем Брауном (Ray Brown) и Элом Хэйгом (Al Haig) – и потом ещё нового гитариста из Cleveland Билла ДеАранго (Bill DeArango)". Во время сессии записали номера "52nd Street Theme", "Night in Tunisia", "OI’Man Rebop" и "Anthropology". Между маем и июлем 1946 Браун появляется в таких записях Гиллеспи как "Our Delight", "Things to Come" и "Rays Idea" (написанной совместно с Гилом Фуллером (Gil Fuller). В ноябре этого года была записана классическая тема Гиллеспи "Emanon".
В этот же период он принимает участие в серии концертов Jazz at the Philharmonic, организованных Норманом Гранцем (Norman Granz). На этих концертах он знакомится с Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald). В 1947 они женятся и усыновляют ребёнка сводной сестры Фитцджеральд Фрэнсис (Frances). При крещении мальчик получает имя Рэй Браун младший (Ray Brown, Jr.).
"Когда я ушёл от Диззи, - отметил Браун в книге "Ella Fitzgerald", - турне собиралось отправиться в Европу, а я не мог. Я только женился на Элле и хотел быть с ней. Она тоже хотела, чтобы я гастролировал в её трио; Хэнк Джоунс (Hank Jones) играл у неё на пианино. В итоге я решил остаться в Нью-Йорке".
На серии концертов Jazz at the Philharmonic в сентябре 1949 Браун выступает с канадским пианистом Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson). По словам Брауна они уже играли раньше на неформальной вечеринке в Канаде. С 1950 по 1966 Браун работает в составе трио Питерсона, гастролирует с ним (в частности, по Японии в 1964).
В 1950 Браун записывается с Чарли Паркером (Charlie Parker), и между 1950 и 1952 выступает в составе квартета Милта Джексона (Milt Jackson). Пианист квартета Джон Льюис (John Lewis) вспоминал в "The Great Jazz Pianists": "Мы все были друзьями и могли играть вместе, когда оркестр Диззи был без работы". В августе 1951 на другой сессии Паркера Браун оказался в компании трубача Рэда Родни (Red Rodney), Джона Льюиса (John Lewis) и ударника Кенни Кларка (Kenny Clarke). Вместе они записали "Swedish Schnapps", "Si Si", "Back Home Blues" и "Lover Man". Несколько месяцев спустя Браун появился с квартетом Милта Джексона (Milt Jackson), а 25 марта 1952 Брауна пригласили выступить в составе группы Паркера (Charlie Parker) в Hollywood, California.
В 1952 Браун и гитарист Ирвинг Эшби (Irving Ashby) становятся участниками трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson). Эшби, который в группе заменил гитариста Барни Кэссела (Barney Kessel), выступал год, пока Питерсон не пригласил на место гитариста Хёрба Эллиса (Herb Ellis), и вместе с Брауном они стали самым знаменитым джазовым трио 50-х. "Хёрб и я репетировали всё время, - вспоминал Браун в книге "Oscar Peterson: The Will to Swing". – Для трио, в котором не было ударника, мы выполняли его работу. Хёрб и я жили в одной комнате и играли каждый день. Не только музыку. Мы играли в гольф по утрам, и на гитаре и контрабасе в предобеденное время, затем могли принять душ, вздремнуть, пообедать, и отправиться на гиг. Вот так всё и было". Под лидерством Питерсона Браун и Эллис прошли настоящее музыкальное испытание. На страницах Jazz Journal International Браун высказал своё восхищение репутацией Питерсона, как мастера сложнейших заданий: "Если вас не пугает абсолютный профессионализм, тогда у вас не будет никаких проблем. Конечно, время от времени он будет бросать вас из стороны в сторону, объявляя номера, которых не было в программе, или неожиданно удваивая темп, но, если ты недостаточно хорош, чтобы справиться с этим, ты не останешься с Оскаром никогда".
В 1953 брак Фитцджеральд и Брауна распадается. Браун настойчиво считал, что его карьера будет успешно развиваться только с Питерсоном. Пара виделась всё реже и реже, и они решили развестись. Свой развод они оформили 28 августа 1953 в Juarez, Mexico. Они остались друзьями на всю оставшуюся жизнь. В ноябре 1953 с Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson) Браун выступил с концертами в Японии.
В 1958 Питерсон заменил Эллиса ударником Джином Гаммаджем (Gene GAMMage), который оставался с трио несколько месяцев, пока Оскар не заменил его Эдмундом Тигпеном (Edmund Thigpen). К счастью, Браун был в состоянии оставаться в трио и зарабатывать на комфортную жизнь. Однако, к началу 60-х группа начала испытывать трудности с работой. Браун рассказывал Jazz Journal International: "Некоторые туры были очень трудными – мы прибыли в Европу и дали 62 концерта за 65 дней".
После 15 лет работы в составе Oscar Peterson Trio, Браун в 1965 покинул группу, и поселился в Hollywood, где начал работать в сфере издательского дела, управления и производства записи. Он пользуется большим спросом, работает в Голливуде в составе различных оркестров на телевизионных шоу. Он также аккомпанирует различным ведущим исполнителям, в числе которых Френк Синатра (Frank Sinatra), Билли Экстайн (Billy Eckstine), Тони Беннетт (Tony Bennett), Сара Воун (Sarah Vaughan) и Ненси Уилсон (Nancy Wilson). Спродюсировал несколько шоу для Hollywood Bowl. Опубликовал учебник для исполнителей на контрабасе. Разработал основы игры на джазовой виолончели. Кроме того, Браун начинает деятельность менеджера и промоутера: руководит делами своих бывших музыкальных партнёров по Modern Jazz Quartet. В 1971 он продюсирует альбом молодого Куинси Джонса (Quincy Jones) SMACKWATER JACK.
В 1974 он становится со-основателем группы The L.A. Four с саксофонистом Бадом Шанком (Bud Shank), бразильским гитаристом Лауриндой Алмейдой (Laurindo Almeida) и ударником Шелли Манном (Shelly Manne) (после 1977 его заменил Джефф Гамильтон (Jeff Hamilton). Примером студийной работы Брауна этого периода может послужить альбом Dizzy Gillespie BIG 4 (1974), а позднее два альбома с Милтом Джексоном (Milt Jackson) BAGS’ BAG (1980) и BIG MOUTH.
В 1976 Браун выступает четыре дня в неделю в составе Merv Griffin Show. Годом позже после двух десятилетий работы в качестве сайдмена на лейбле Contemporary, Браун записал сольную работу SOMETHING FOR LESTER в компании пианиста Седара Уолтона (Cedar Walton) и ударника Элвина Джонса (Elvin Jones). В журнале "Downbeat" критик Зан Стюарт (Zan Stewart) дал альбому пять звёзд. Кроме того, Браун проявил себя как музыкальный издатель и композитор. Он пишет музыку к фильмам и телевизионным шоу. Получает премию GrAMMy за композицию "Gravy Waltz", которая позже становится заглавной темой The Steve Allen Show.
В 1980 в интервью для "Jazz Journal International" Браун рассказал Майку Хеннесси (Mike Hennessey): "Мне очень везёт. Я всё ещё могу путешествовать и играть в разных странах, и всё ещё нравлюсь публике. Я могу играть то, что мне нравится играть и так долго, пока люди захотят это слушать, а я и не возражаю". В начале 80-ых он открывает джазовому миру имя Дайяны Кролл (Diana Krall), которую он услышал в одном из ресторанов в Nanaimo, British Columbia.
В 80-х Браун записывает для лейбла Concord как сольные альбомы, так и в составе The L.A. Four, и участвовал в многочисленных сессиях с пианистом Джином Харрисом (Gene Harris). В 1983 он вновь объединяет свои силы с Джексоном и записывает классический альбом JACKSON, JOHNSON, BROWN & COMPANY, в записи которого принимают участие Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson) на тромбоне, Том Раниер (Tom Ranier) на фортепиано, гитарист Джон Коллинс (John Collins), и барабанщик Рой МакКёрди (Roy McCurdy). В 1989-1990 становится участником оркестра-всех-звёзд Philip Morris Superband под управлением Джина Харриса (Gene Harris). В октябре 1989 в составе этого оркестра Браун посещает СССР.
С момента первого появления на Telarc Records в 1989, в числе его альбомов для этого лейбла можно назвать диск в составе трио с пианистом Бенни Грином (Benny Green) и ударником Джеффом Хамильтоном (Jeff Hamilton) BASS FACE (1993), LIVE AT KUUMBWA, SEVEN STEPS TO HEAVEN (1995) (с Грином и ударником Грегом Хатчинсоном (Greg Hutchinson), SUPER BASS (1997). Браун продолжает выступать как лидер, и как аккомпаниатор на фестивалях и концертах. "В последнее десятилетие звук Брауна и его навыки не выказывали признаков ослабления, - писал Thomas Owens в своей книге "Bebop: The Music and Its Players" (1995). – Он живой, изобретательный, часто с юмором солист. Его техника превосходна, хотя он редко демонстрирует это. Но наиболее ярко он сияет как аккомпаниатор. И тому есть множество примеров". Херб Эллис (Herb Ellis) в интервью для "The Guitar Player Book" тоже отзывался хвалебно о своём бывшем партнёре: "[Ray Brown] сам по себе является классом. Для меня во всём мире не существует других басистов, и множество исполнителей чувствуют то же самое. На большинстве инструментов, когда вы попадаете в высший эшелон, всё сводится к личному вкусу, но я скажу вам, многие парни плетутся у него в хвосте, но Рэй всех их держит позади".
В течение своей долгой карьеры Рэй Браун записывался со многими известными музыкантами. В 90-х Браун создаёт свой всемирно известный проект "Some of My Best Friends Are…", в котором он играет с самыми именитыми музыкантами старого и нового джаза.
Рэй Браун умер в Индианаполисе во сне, когда решил вздремнуть после партии в гольф. Вечером он должен был играть на концерте в Jazz Kitchen. В соответствии с его инструкциями на случай смерти, на похоронах была организована вечеринка — джем-сейшн продолжался весь вечер.
"Я просто играю на контрабасе уже почти шестьдесят лет. Я думаю… Басист должен всегда иметь прежде всего отличный ритм и отличный звук. Хорошо взаимодействовать с ансамблем.
Что такое джаз? Джаз — это чувство. Это зависит от тебя, от того, что эта музыка для тебя означает. Для разных людей — по-разному. Для меня джаз — доброе чувство, оно заставляет меня улыбаться, двигаться, притоптывать ногой.
Разные ощущения джаза чаще всего и не пересекаются, потому что те, кто по-другому чувствует, по-другому и играют. Я играю вот так — со свингом. И в коллективах, где я играл, всегда ценили именно это, иначе меня бы и не приглашали".
Выдающийся представитель мэйнстрим-джаза. Внёс весомый вклад в развитие свинга, бибопа, кул-джаза. Остался верен классике модерн-джаза до последнего времени (является видным сервайвл-музыкантом). Один из крупнейших представителей школы Джимми Блентона (Jimmy Blanton) (наряду с Оскаром Петтифордом (Oscar Pettiford) и Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), продолжил начатые им попытки превратить контрабас в полноправный солирующий инструмент. Ещё в период работы с Гиллеспи осуществил совместно с ним запись большой концертной программы для контрабаса и биг бенда (диск ONE BASS HIT, “Verve”, конец 1940-х). Показал неограниченные возможности контрабаса как лидирующего мелодического инструмента и в записях со своим биг бендом (включая соло без сопровождения). Использовал как пиццикатную, так и смычковую технику игры на контрабасе, в ряде случаев применял и виолончель (как сменный инструмент). Играя в ритм-группе ансамбля или оркестра, зачастую выходил за рамки бэкграунда, создавая контрапунктический голос, дополняющий партии мелодических инструментов. В анкетах джазовых журналов в течение многих лет занимал ведущие места среди басистов.
Его песня "Gravy Waltz" в 1963 была удостоена Grammy как лучшая джазовая композиция, и дважды (1990, 1991) Рэй Браун в составе трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson Trio) был лауреатом премии в номинации "лучшее джазовое выступление".