Pheeroan akLaff / Фироан акЛафф
Американский джазовый барабанщик и перкуссионист, работающий в основном в направлении авангардного джаза. Фероан АкЛафф выступал с самыми авантюрными музыкантами в джазе последних 20 лет.
Он второй из семи детей Тельмы и Джо Мэддоксов. Его младший брат - Тимоти, а старший брат Эрик - классический пианист и дирижер хора. У него есть четыре сестры: Харриет, Уинифред, Эрта и Хильда, которая замужем и имеет семерых детей. В раннем возрасте на него повлияла игра Эрика на фортепиано, а также джазовые и классические пластинки родителей. Он играл на барабанах в оркестре средней школы, занимался спортом в старших классах. Его интерес к поэзии и музыке Элис (Alice Coltrane) и Джона Колтрейна (John Coltrane) поощрял учитель английского языка Честер Литтлджон.
Он изучал речь и драму в Восточно-Мичиганском университете в 1972-1974 годах. Там он познакомился с коллегой своего брата, Трэвисом Биггсом (Travis Biggs), молодым аранжировщиком, получившим образование в Мотауне, который сразу же стал его наставником и принял на работу.
Профессиональную карьеру начинал в родном Детройте, выступал в городке Ann Arbor, Michigan. В 1975 он переехал в New Haven, Connecticut и собрал джаз - регги-группу DeJaVu вместе с уроженцем Детройта и наставником преподобным Дуайтом Д. Эндрюсом (Dwight Andrews). В том же году он познакомился с Рашидом Али (Rashied Ali), работал в клубе Ali's Alley в Нью-Йорке и регулярно выступал в группе New Dalta Ahkri под руководством Вадады Лео Смита (Wadada Leo Smith) и Энтони Дэвисом (Anthony Davis). В последнем коллективе завязались длительные творческие отношения с Оливером Лейком (Oliver Lake), которые включали создание нескольких композиций для его джаз фьюжн ансамбля Jump Up. Затем был период работы с Биллом Бароном (Bill Baron).
История его выступлений и записей включает в себя сотрудничество с Тревисом Биггсом (Travis Biggs), Ars Nova, The Ebony Set, The Last Days и Родом Лампкином (Rod Lumpkin), записывался с Меджором Лански (Major Lansky), Эндрю Хиллом (Andrew Hill), Реджи Уоркманом (Reggie Workman), участие в группе New Air (где он пришёл на замену Стива МакКолла (Steve McCall) и принял участие в нескольких последних записях этого коллектива в течение 1983-1986), с Джорджем Адамсос (George Adams), Сонни Шерроком (Sonny Sharrock), Энтони Девисом (Anthony Davis), Джеймсом Ньютоном (James Newton), Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), Майрой Мелфорд (Myra Melford) и многими другими. АкЛафф записывался как лидер для Gramavision (малоизвестный EP в 1983 году) и Mu (1989).
Его духовная работа (не религиозная, как иногда сообщают) с наставниками Тони Натаниэлем Харпом (Toni Nathaniel Harp), Акуа Одри Фиклином (Akua Audrey Ficklin) и ее супругом Адом Теотисом Холландом (Ad Theotis Holland), побудила его сменить имя на Pheeroan akLaff во время проживания в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, с 1975 по 1978 год.
Он обучался игре на ударных частным образом у Билли Харта (Billy Hart) и Рашида Али (Rashied Ali) в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, с 1975 по 1981 год. Он изучал городскую популярную музыку, народные барабаны и танцы в Абиджане, Кот-д'Ивуар (где он работал с танцевальной компанией Marie Rose Guiraud), и Лагосе, Нигерия, в 1981 году.
В 1978 году он переехал в Нью-Йорк и с 1983 по 1985 год был женат на Дейрдре Б. Роуз (Deirdre B. Rose) (у них не было детей). В 1988 году он женился на Лус Марине Буэно (Luz Marina Bueno). Они вырастили своего единственного ребенка Камиллу в Бруклине, где и проживают в настоящее время.
Он руководил группами на фестивалях, концертах и в клубах по всей Северной Америке, а также на таких крупных зарубежных мероприятиях, как фестиваль в Сью (Нидерланды), джазовый фестиваль в Виллисау (Швейцария), фестиваль в Моерсе, фестиваль "Восток-Запад" в Нюрнберге (Германия) и фестиваль в Монтсальвате (Австралия). Выступал в Того, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Свазиленде и Малави в 1982 году с группой Оливера Лейка (Oliver Lake) "Jump Up" и в Индии, Сирии, Иордании, Судане, Египте и Марокко в 1985 году с группой Джея Хоггарда (Jay Hoggard), оба концерта проходили при поддержке Информационного агентства США.
В 1981 году он аккомпанировал танцевальной труппе Мари Роз Гиро (Marie Rose Guiraud) во время выступлений в четырех городах Кот-д'Ивуара, а в 1984 году был участником секстета Генри Треджилла (Henry Threadgill), выступавшего на индийском фестивале Jazz Yatra. С 1989 года он ежегодно выступал в Японии и в Нью-Йорке в составе Нью-Йоркского трио Йосуке Ямасита (Yosuke Yamashita) и Сесила МакБи (Cecil McBee). В этой группе выступали приглашенные артисты различных направлений.
Среди его театральных работ - собственная пьеса "Хроники Фредерика Дугласа" (Frederick Douglass Chronicles), представленная в Культурном центре Карвера в Сан-Антонио в середине 1996 года. Он выступал с поэтом Амири Баракой (Amiri Baraka) в ансамбле Blue Ark и с бас-вокалистом Кевином Мэйнором (Kevin Maynor). Играл в премьерном исполнении оперы Энтони Дэвиса (Anthony Davis) "Жизнь и времена Малкольма Икса" ("The Life and Times of Malcolm X") в Нью-Йоркской городской опере. Работал с драматургом Оямо (Чарльзом Гордоном) (Oyamo (Charles Gordon)) в 1980 и 1981 годах в Манхэттенской театральной компании и Йельском репертуарном театре в спектакле "Воскрешение леди Лестер" ("The Resurrection of Lady Lester"). Работал с авторами Тулани Дэвис (Thulani Davis), Джессикой Хагедорн (Jessica Hagedorn) и Нтозаке Шанге (Ntozake Shange) и режиссером Реджи Лайфом (Reggie Life) в спектаклях "Где Миссисипи встречается с Амазонкой" ("Where The Mississippi Meets the Amazon") на Нью-Йоркском Шекспировском фестивале в 1976 и 1977 годах и "Манго Танго" (Mango Tango") в 1978 году. Он также сотрудничал с танцевальными компаниями и визуальными художниками.
Как педагог он принимал участие в курсах "История джаза", организованных Советом по развитию молодежи Бруклина в 1980-х годах. В 1991-92 годах он проводил мастер-классы на джазовой программе Новой школы. С 1993 года он обучает студентов игре на барабанах и афроамериканской музыке в Wesleyan University. С 2001 года руководит программой "Парк искусств" для Real Art Ways.org в Хартфорде, штат Коннектикут. В 2006 он стал одним из основателей Seed Artists Inc. в Бруклине.
В 2009 году он восстановил свое творческое партнерство с Вададой Лео Смитом (Wadada Leo Smith) после тридцатилетнего перерыва и с тех пор записывает с ним альбомы, включая TEN FREEDOM SUMMERS, финалиста Пулитцеровской премии в 2013 году.
Награды:
New York Foundation for the Arts award for music composition, 2000.Участвовал во многих проектах, финансируемых за счет грантов, таких как:
Collaborations with Rob Fisher (sculptor), Dr. Julian Thayer (psycho-physiologist) and Scott Robinson (musician); S.C.I. Carnegie Mellon University 1996, University of Pennsylvania, Central Pennsylvania Arts Festival in Bellefonte; Pennsylvania Arts Council 1993, 1992, 1991.
Mickey Davidson Dance Company; Henry Street Theater/Carnegie Foundation 1996, New York City Schools 1996 -1999
Записи: House of Spirit: Mirth (1980); Fits Like a Glove (1983); Sonogram (1988); Hanshin Lament (1992); Global Mantras (1997); Drum Color (1998); Hang Pinochet (1998); Brooklyn Waters (1999); Akamidas (2003); Samoa New York [film score] (2003); Сотрудничал с: Anthony Davis: The Life and Times of Malcolm X (Opera), Episteme; Hemispheres: Of Blues and Dreams, The Enemy of Light, Hidden Voices; Baikida Carroll: Door Of The Cage, Marionettes, Shadows and Reflections; Oliver Lake: Cloth, Live at Willisau, Virtual Reality, Again and Again, The Prophet, Gallery, Clevont Fitzhubert, Impala, Expandable Language, Shine, Life Dance of Is, Holding Together; Oliver Lake's Jump Up Band - Plug It, Jump Up; Yosuke Yamashita: Pacific Crossings, Field Of Grooves, Wind of the Age, Canvas In Vigor, Spider, Ways of Time, Dazzling Days, Kurdish Dance, Sakura Live, Sakura, Plays Gershwin, Crescendo; Henry Threadgill: Makin' a Move, Slippin' Into Another World, Subject to Change, You Know the Number, Just the Facts, When Was That; Mal Waldron: My Dear Family; Geri Allen: Maroons; Don Byron: Bug Music, Tuskegee Experiments; Tom Pierson: The Hidden Goddess, Left Right, Planet of Tears; Jerome Harris: Algorithms; Anthony Braxton: Revolutionary Quill (2002), Charlie Parker Project, Live Piano Quartet; Sonny Sharrock: "Live" New York, Seize The Rainbow; Carlos Ward: Faces, Live At The Bug; James Newton: Romance and Revolution, African Flower; Fred Simmons: Going Forth; Marty Ehrlich: The Long View, The Welcome; Craig Harris: Shelter; New Air: Live at Montreal, Air Show; Jay Hoggard: The Right Place, Somethin' Bout Believin', Love Is The Answer, Riverside Dance, Love Survives; Rob Reddy: Songs You Can Trust, Post War Euphoria; Mark Helias - Desert Blue; Amina Cludine Myers: Song for Mother E; Ray Anderson: What Because; David Murray: Karmen Gei [film score], Yonn De, Quartet Live; Leo Smith: Song O Humanity, Spirit Catcher
Broadcasts, Films: Subject to Change by Mark Hureux - France 1991 Merry Clayton video "Yes" from Dirty Dancing 1988 Bird Now by Mark Hureux - France 1988 The Steve Rhodes Show - Lagos, Nigeria 1981
Bibliography: Coda Magazine cover article July/August 1997 Signature Magazine (Japan), by Dr. Tekemura interview April 1996 The Sydney Morning Herald, by Peter Jordan interview, January 1996 The Villager, interview New York, N.Y. February 1996 Modern Drummer, Noah Howard interview 12/95 Drums Magazine (Japan), Interview 1991 Marie Claire Japan, CD review 1990,Jazz Podium, Germany 1989 Musician Magazine, by Ted Drozdowski interview June 1989 RYTMI Magazine (Finland) #9-10 interview November1987 Midday Times Bombay, interview January 1984 Ivoire Dimanche Magazine (Ivory Coast) #537 J.S. Bakiono interview June 1981 Ophelia Magazine (Nigeria) Volume 2 Frank Fairfax interview January 1981 R. Riggins: Pheeroan akLaff, in: Coda, #186 (1982) Chip Stern: Pheeroan akLaff. Groovin' Free, in: Modern Drummer, 8/5 (May 1984) Bill Milkowski: Update. Pheeroan akLaff, in: Modern Drummer, 15/8 (Aug.1991) Ken Vos: Pheeroan akLaff. De zwarte traditioe als gekleurd slagwerk, in: Jazz Nu, #171 (Apr.1993)
Contact Information: pheeroan@aklaff.com www.aklaff.com voice mail 860 685-4121 management: royfrasier@aol.com