Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Patricia Barber / Патрисия Барбер

Американская пианистка, вокалистка и композитор Патрисия Барбер — это авангард новой женской школы джазовых музыкантов. Лет десять-пятнадцать назад ее коллеги по жанру на свой страх и риск начали осваивать ту интригующую территорию импровизации, которая пролегала между классическими балладами и техникой смешения ритмов, создающей новые стандарты. Она была в числе первопроходцев. Сегодня Патрисия Барбер обладает репутацией артистки, жестко отстаивающей свою независимость и уделяющей максимум внимания "творческой пристрелке", тщательной и всесторонней оценке будущего альбома. Ее интуиция в этом смысле непогрешима, а потому неудивительна любовь многочисленных фанов, которые почти за двадцать лет джазовой карьеры появились у Патрисии сначала в родном Чикаго, а затем по всей Америке и далеко за ее пределами. Начиная с середины 80-х, артистка подготовила и издала семь альбомов, на которых представила не только джазовые обработки поп-мелодий и известные стандарты, но и композиции собственного сочинения.

Патрисия Барбер родилась и выросла в пригороде Чикаго. Ее отец, Флойд «Слим» Барбер (Floyd "Slim" Barber), был профессиональным музыкантом, довольно известным саксофонистом, которому довелось играть с Гленном Миллером (Glenn Miller), и этот инструмент завораживал юную Патрисию: "Когда он играл на саксофоне дома, я засовывала руку в раструб инструмента, чтобы почувствовать музыку". Она начала играть на фортепиано в возрасте шести лет, но к моменту окончания средней школы - в Южном Сиукс-Сити, штат Небраска, куда семья переехала в середине 60-х годов после смерти отца. Но музыка всегда сопровождала девушку, чем бы она ни занималась. Патрисия закончила музыкальную школу по классу классического рояля, в старших классах играла на саксофоне в школьной группе, но о музыкальной карьере поначалу не думала.

"Джаз всё время вертелся у меня в голове", - вспоминала она много лет спустя. "Но я думала, что стать джазовым музыкантом - это такая глупость для женщины - для умной женщины - что я пыталась сопротивляться этому".

Барбер поступила в Университет штата Айова с двойной специализацией - классическая музыка и психология, продолжая при этом потакать своей привычке читать, которую она воспитывала в себе с детства. Но отголоски джаза, которые она думала, что изгнала, становились все громче, и к окончанию университета она решила пойти по пути своего отца. В начале 80-х начинающая исполнительница вернулась в Чикаго и собрала профессиональное джазовое трио. В 1984 Патрисия подготовила собственное шоу, которое положило начало ее музыкальной карьере — пять вечеров в неделю она выступала со своей программой в знаменитом баре Gold Star Sardine. Эти выступления сделали её (и место, где она выступала) национальной джазовой картой: пять вечеров в неделю в интимном баре Gold Star Sardine Bar, который вмещал 60 человек с очередью за квартал, чтобы попасть внутрь, и где публика компенсировала изысканностью то, чего ей не хватало в размере.

Вскоре ее репутация вышла за пределы Чикаго, подстегнутая восторженными откликами на выступления на Чикагском джазовом фестивале (1988) и джазовом фестивале Северного моря в Нидерландах (1989), кульминацией которых стал дебютный альбом SPLIT, вышедший на её собственном лейбле Floyd Records. Диск прошел почти незамеченным, зато в этом же году она получила приглашение снова выступить на джазовом фестивале North Sea Jazz Festival и с тех пор стала его постоянной участницей. Год от года ее известность ширилась по городу и за его пределами.

В 1992 Барбер дебютировала на лейбле-мэйджоре Antilles со вторым альбомом A DISTORTION ОF LOVE, после которого начала заметно расширять свои гастрольные маршруты. К 1994 популярность Патрисии Барбер, в первую очередь на местной клубной сцене, начала приобретать черты устойчивого фанатизма. Это стало видно невооруженным глазом, когда она стала резидентом другого клуба — Green Mill, который был и остается эпицентром джазового движения Чикаго (когда у Барбер нет гастролей, она и по сей день продолжает выходить на сцену клуба Green Mill каждый понедельник).

В поисках большего творческого контроля Барбер подписала контракт с подразделением Blue Note - чикагской компанией Premonition Records. Для большей части нынешних поклонников Патрисии Барбер все началось с третьего альбома CAFЕ BLUE (1994, Premonition). Запись поражала каким-то загадочным, необъяснимым обаянием. Голос артистки один из критиков описал, как "сплошной темный шепот, исходящий из глубины души". Плюс ко всем своим композиторским и продюсерским талантам Патрисия оказалась удивительной шоу-вумен. На концертах она производила впечатление "тонко чувствующего музыканта и впечатляющей интеллектуалки". За альбом CAFЕ BLUE Barber была номинирована в 1995 на международную награду Down Beat International Critics Poll в специальной категории "вокалистка, заслуживающая большего признания". Впервые попав в число номинантов, Патрисия увезла награду домой и с тех пор неизменно оказывалась в числе претендентов.

Будучи студенткой, Барбер вернулась в академическую среду в середине 90-х годов и получила степень магистра джазовой педагогики, изучая музыку ХХ века в Northwestern University. Кроме того она продолжила давать мастер-классы в различных странах по всему миру.

Пауза между третьим и четвертым альбомом растянулась на четыре года, и новый лонг-плей MODERN COOL исполнительница выпустила только в 1998 на том же лейбле Blue Note/Premonition, который тут же разошелся тиражом более 130 000 экземпляров.

В 1999 артистка подготовила первый концертный альбом. Диск COMPANION основан на материалах ее выступлений в родном чикагском клубе Green Mill и включает всего шесть композиций. Хотя исполнительницу нередко критиковали и критикуют за то, что она выходит за рамки строго джазовых традиций и вторгается на территорию ритм-н-блюза, COMPANION остается достойным пополнением ее дискографии.

Большим сюрпризом для поклонников Патрисии оказался пятый альбом NIGHT СLUB (2000), на котором она представила испытанные временем медленные джазовые стандарты в собственной нетривиальной интерпретации. Она по-прежнему не боится вести довольно рискованную игру, сама продюсирует свои альбомы, но ее чутье и доверительный свободный вокал делают ее записи работами мастера. У нее нет никакого рецепта для сочинения хорошей музыки: "Иногда я начинаю с мелодии или какого-то ритмического хода. Иногда отдаюсь на волю эмоциям и просто следую своей интуиции".

Это привлекло внимание знаменитого джазового лейбла Blue Note Records, который арендовал музыку Патрисии у Premonition в 1999 году и начал распространять ее диски как часть уникального партнерства - первого совместного издания в шестидесятилетней истории знаменитого лейбла. Восторженные отзывы продолжились выпуском альбомов COMPANION (1999), NIGHTCLUB, VERSE (2002), LIVE: A FORTNIGHT IN FRANCE (2004), MYTHOLOGIES и THE COLE PORTER MIX (2008), причем последние три были выпущены исключительно на Blue Note, который подписал ее на этот лейбл в 2002 году.

Стремясь максимально избегать повторений, в 2002 Патрисия Барбер выпустила альбома VERSE, впервые полностью построенный на новом оригинальном материале. Ее стремление отказываться от готовых формул проявилось как в музыке, так и в текстах. Например, в балладе "If I Were Blue" она находит свой персональный подход к теме гомосексуализма, делая ссылки на творчество таких художников, как Гойя, Хоппер и Пикассо.

«Это альбом о том, как рождаются песни, — рассказывает Патрисия. — Я постаралась как можно тщательней изучить творчество великих американских композиторов, чьи песни входили в репертуар джазовых мастеров. Но, с другой стороны, все мы продукт своего времени. Я старалась не упускать из виду разные аспекты альтернативной поп-музыки и современной классической музыки. На этом альбоме я отдаю дань уважения многим артистам: Коул Портер (Cole Porter), Джордж Гершвин (George Gershwin), Мозе Аллисон (Mose Allison), Джони Митчелл (Joni Mitchell), Антонио Карлос Жобим (Antonio Carlos Jobim), Стинг (Sting) и другим".

Записывать альбом ей помогала ее постоянная гастрольная команда — гитарист Нил Олджер (Neal Alger), басист Майкл Арнополь (Michael Arnopol) и барабанщик Эрик Монцка (Eric Montzka) — а также приглашенные музыканты.

2003 принес артистке знак особого признания — канадско-американскую премию имени Гуггенхейма. Фонд John Simon Guggenheim Memorial Foundation из 3200 кандидатов выбрал 184 наиболее достойных профессионала, отличившихся в своей области в прошлом либо подающих большие надежды в будущем (это и артисты, и ученые, и лучшие студенты). В разное время обладателями этой награды становились Владимир Набоков, Генри Киссинджер, Филип Рот. Тот факт, что награда в сфере музыки досталась Патрисии Барбер, которая никогда не была строго классическим музыкантом, — исключительное достижение. Свою премию Барбер собирается потратить на углубленное изучение джазовых традиций. В основу ее следующей студийной работы лягут сюжеты греческой мифологии.

Активно сотрудничая с другими артистами, Барбер выступала с вибрафонистом Стефоном Харрисом (Stefon Harris) на Монреальском джазовом фестивале и в Детройтском музыкальном центре Фишера, а с пианистом Кенни Вернером (Kenny Werner) - в таких залах, как Пик-Стайгер-холл в Эванстоне и Maison Symphonique в Монреале. Дуэтное выступление Барбер и Вернера можно увидеть на DVD Live in Concert, который, наряду с другим DVD, Patricia Barber, Live: France 2004, остался в свободной продаже.

Верующий в музыку, присущую языку, а также чрезвычайно одаренный вокалист и мастер игры на клавишах, Барбер обладает опытным глазом и слухом поэта. В эссе 2005 года в журнале Poetry Magazine под выразительным названием "Болты мелодии" Барбер объяснила свои художественные убеждения.

"Музыка - это сложная, но таинственная дисциплина... Это дар, который дается от крови, а затем совершенствуется огромным желанием и упорством... Но для меня искусство не может быть создано ни логикой, ни усердием. Как и музыка, поэзия создается во рту, в ушах и в воздухе. Как поэзия - это музыка, а музыка - это магия, так и поэзия - это магия".

Патрисия Барбер относится к числу тех музыкантов, чье творчество трудно классифицировать. Певица с необычным голосом, талантливая джазовая пианистка, она всегда стремилась расшатать границы того репертуара, которым пользуются сегодня джазовые исполнительницы. Поэтому она никогда не отгораживалась от поп-музыки и грамотно использовала новейшие достижения в этом жанре, для этого же в один прекрасный день Патрисия Барбер начала писать собственные композиции. И опять не ошиблась.

Её альбом MYTHOLOGIES (2006, Blue Note Records) – это сборник песен, основанных на произведении Овидия "Метаморфозы". В этой работе впервые проявился новый подход Барбер к композиции. Названный критиками "единственным моментом в джазе, когда вся музыка движется вперед" и "шедевром Барбер на сегодняшний день", этот проект был также поддержан легендарным президентом Blue Note Records, покойным Брюсом Лундваллом (Bruce Lundvall), которого Барбер считает тем, кто дал волю ее воображению: "Он был гораздо больше, чем друг - он был наставником, очень важным для меня".

В 2007 лейбл Premonition Records представил набор из трёх CD под названием THE PREMONITION YEARS: 1994-2002. На дисках слушатели могут познакомиться с записями стандартов, поп музыки и оригинальными композициями Барбер. Есть как ранее не издававшийся ранее материал, так и песни, вошедшие в ранее выходившие альбомы CAFE BLUE, MODERN COOL, COMPANION, NIGHTCLUB и VERSE. Эти пять альбомов были переизданы лейблом Mobile Fidelity Sound Lab на SACD и в лимитированной серии на 180-граммовом виниле на 45 оборотов.

В 2007 году она была удостоена стипендии резидента Центра гуманитарных наук Дорин Б. Таунсенд при Калифорнийском университете в Беркли, где она обучала студентов и выступала с концертами.

В сентябре 2008 она выпустила THE COLE PORTER MIX, сборник её уникального исполнения классических вещей Кола Портера (Cole Porter), плюс три оригинальные композиции, созданные под вдохновением музыки Портера. Барбер лесбиянка. В различных интервью она никогда не скрывала этого факта, но она устала от интереса публики к её сексуальной ориентации и ей не нравится, что всё это является частью её известности. В ноябре 2008 она дала откровенное интервью Греггу Шапиро (Gregg Shapiro) из журнала Gay & Lesbian Times, который выпускается в San Diego.

Новое инновационное направление Барбера продолжилось в 2013 году выпуском альбома SMASH на лейбле Concord Records. Назвав его "выдающимся достижением", Том Юрек (Thom Jurek) из Allmusic.com отметил: "Главной темой этих песен является потеря любви: неудовлетворенное желание, горе, принятие, тоска и исцеление, которое наступает после этого. Барбер так же эмпатична и проницательна, как глубинный психолог. Ее язык богат, точен и лишен банальной сентиментальности".

Успешный тур 2015 года с выдающимся американским сопрано Рене Флеминг (Renée Fleming) под названием "Higher: Renée Fleming and Patricia Barber Perform the Music of Patricia Barber" еще больше уверил Барбер в перспективности нового направления. "Рене вселила в меня уверенность. Она заверила меня, что то, что я делаю, моя гармоническая эволюция, не является безумием".

О новых песнях Барбер рассказала газете "Чикаго Трибьюн": "Я сидела там [в Green Mill] год назад и сказала: "Боже мой, это художественные песни", - ... метко описывая высокое мастерство и многослойные смыслы лучших композиций Барбера. Это действительно что-то особенное".

В то же время Барбер продолжила работать над укреплением своей репутации в чикагском клубе Green Mill, заведении с характером, которое в 1920-х годах принадлежало лейтенанту Аль Капоне, а сегодня считается ведущим джазовым залом города. Когда она не на гастролях, она продолжает выступать там каждый понедельник вечером. Она также выступала на большинстве крупнейших джазовых фестивалей мира, а в 2016 году открыла фестиваль новой музыки Ear Taxi в театре Харриса в чикагском парке Миллениум.

В своем следующем альбоме HIGHER (ArtistShare 2019) пианистка и вокалистка Патрисия Барбер смело стирает потусторонние границы между поэзией, джазом и художественной песней. Сочетая грамотную целостность с мощной музыкальной изобретательностью, она создала неизменно блестящую и оригинальную новую музыку, которая не поддается простой классификации и излучает то, что подразумевается в названии одного из ее самых известных альбомов, - явную "современную прохладу".

Журнал Downbeat восторженно отозвался о манящем, бескомпромиссном творчестве Барбер: "Барбер вплетает изнурительную, элементарную поэзию в личный музыкальный язык, созданный из тоскливой боли фортепиано Билла Эванса, зигзагообразных интроспекций Джони Митчелл, подмигивающей смеси философии Жобима и пастельной мелодии, а иногда и взрыва скрока и фанка".

Как первый в истории неклассический автор песен, получивший в 2003 году годовую стипендию на композицию от Фонда Гуггенхайма, Барбер недавно была названа американским композитором - честь и титул, к которым она относится очень серьезно. С выходом альбома HIGHER, включающего ее оригинальный цикл песен "Ангелы, птицы... и я", Барбер достигла новых высот смелости и воображения. Вокалисты всего мира исполняют песни Патрисии, а недавно и классические певцы, следуя примеру Флеминг, стали включать их в свои программы сольных концертов.

В 2019 году Барбер отправилась в турне в поддержку альбома HIGHER, начав его с выступлений в Чикаго, Нью-Йорке и продолжив во многих других местах в стране и за рубежом.

"Гармонический язык джаза, как и язык Великой американской книги песен, безусловно, богат - посмотрите, сколько всего было создано, - но он ограничен. Мне захотелось услышать что-то другое".

"Слушая Дебюсси, Равеля, Рейнальдо Хана и особенно Форе, я начала думать, почему бы мне не использовать некоторые из этих аккордов в песнях, которые я хочу написать? В то же время, мои тексты становились все более похожими на поэзию, поэтому было логично, что для того, чтобы соединить эти две вещи вместе, вместо того, чтобы писать текст и музыку для мелодии в 32 такта, которую я по-прежнему люблю, эта история должна быть более символичной, более похожей на поэму, и гармоническое средство для нее должно быть другим".

16 апреля 2019 года Патриция Барбер была избрана в прославленную Американскую академию искусств и наук - общество, основанное в 1780 году для того, чтобы отмечать выдающиеся достижения и собирать лидеров из всех областей человеческой деятельности для продвижения общего блага. Среди других избранных в этом году - Мишель Обама, Джонатан Франзен, судья Меррик Гарланд, гендерный философ Джудит Батлер, актриса Анна Девир Смит, поэт и президент Фонда Меллона Элизабет Александр.

Среди джазовых лауреатов последних лет - Кит Джарретт (Keith Jarrett), Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и Уэйн Шортер (Wayne Shorter), которые присоединились к числу музыкантов Боба Дилана, Рене Флеминг, Шуламит Ран, Риккардо Мути, Мицуко Учида, Даниэль Баренбойм и Стивен Сондхайм.

13:56