Najee / Наджи
Najee (Наджи) — американский smooth jazz-саксофонист, флейтист, клавишник, композитор, аранжировщик и продюсер. Наджи является знаковой фигурой среди музыкантов, определяющих современное звучание жанра smooth jazz. Полагаясь исключительно на коммерческую ротацию, импровизация в его студийных работах сведена к минимуму. При этом каждая его новая пластинка становится бестселлером, занимая высокие позиции в списках популярности Billboard Contemporary Jazz Albums.
Джером Наджи Рашид (Jerome Najee Rasheed), известный под сценическим именем Najee, родился 4 ноября 1957 года в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. Вырос в микрорайоне Джамайка в нью-йоркском боро Куинс. Интерес к музыке проявил еще в начальной школе, отдавая предпочтение ритм-н-блюзовым и джазовым исполнителям.
Источником вдохновения для начинающего исполнителя, изучающего технику игры на флейте и сопрано-саксофоне, являлись работы прославленных мастеров джаза: Чарли Паркера (Charlie Parker), Джона Колтрейна (John Coltrane), Юсефа Латифа (Yusef Lateef) и Хьюберта Лоуса (Hubert Laws). В начале 1970-х годов молодому музыканту посчастливилось принять участие в программе, организованной теперь уже легендарной некоммерческой джазовой организацией Jazzmobile под патронажем доктора Билли Тэйлора (William «Billy» Taylor).
После школы Наджи проходил обучение в Консерватории Новой Англии (New England Conservatory of Music, NEC) в Бостоне, где совершенствовал свое мастерство под патронажем знаменитых преподавателей — джазовых пианистов и композиторов Джорджа Рассела (George Russell) и Джеки Байарда (Jaki Byard).
Завершив свое обучение в начале 1980-х годов, вернулся в Нью-Йорк, и вскоре получил приглашение стать участником музыкального коллектива известной певицы Чака Хан (Chaka Khan).
В 1986 году на студии EMI, подразделении Capitol Records, был издан дебютный альбом музыканта —Najee’s Theme. Дебютная работа Наджи сразу оказалась в списке джазовых бестселлеров, а затем и возглавила рейтинг Billboard Top Contemporary Jazz Albums. Тем временем Наджи отправился в концертное турне в составе группы соул-певца Фредди Джексона (Freddie Jackson).
Второй альбом Day By Day, изданный в 1988 году, а также работа 1990 года Tokyo Blue достигли статуса Gold Record по версии американской ассоциации звукозаписывающих компаний и принесли музыканту признание широкой аудитории. В 1991 и 1993 годах Наджи дважды был удостоен награды Soul Train Music Awards в категории Best Jazz Artist.
В этот период Наджи начинает записываться и выступать на сцене со многими прославленными музыкантами: с Куинси Джонсом (Quincy Jones), Маркусом Миллером (Marcus Miller), а также в составе супергруппы Стэнли Кларка (Stanley Clarke), при участии Ларри Карлтона (Larry Carlton), Билли Кобхэма (Billy Cobham) и Дерона Джонсона (Deron Johnson), результатом чего стал живой альбом Live At The Greek (1994).
Трибьют-альбом The Songs From The Key Of Life, в котором Наджи представил кавер-версии знаменитых композиций из одноименного, ставшим классикой соула, альбома Стиви Уандера (Stevie Wonder), вышел в 1995 году и вновь оказался на верхних строчках чартов Billboard Top Contemporary Jazz Albums. Продюсером трибьюта выступил легендарный Джордж Дьюк (George Duke), а в записи участвовали Стэнли Кларк (Stanley Clarke), Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Патрис Рашен (Patrice Rushen), Шила Э. (Sheila E.).
Вторая половина 1990 годов отмечена для музыканта приобретением уникального опыта общения с политическими деятелями: Наджи выступал на праздновании дня рождения Нельсона Манделы в ЮАР, а также в Белом доме на мероприятии в честь президента Республики Гана в качестве специального гостя президента США Билла Клинтона.
В 2001–2003 годах Наджи работал с музыкальным кудесником и одним из создателей современного ритм-энд-блюза, возобновившим к тому моменту использование своего собственного сценического имени — Принсом (Prince). Саксофонист принимал участие в концертных турне в составе группы суперзвезды и создании альбомов The Rainbow Children (2001) и One Nite Alone… (2002).
Крорме этого, в послужном списке неординарного Наджи — сотрудничество со многими популярными исполнителями, среди которых Патти ЛаБелль (Patti Labelle), Филлис Химэн (Phyllis Hyman), Пол Джексон мл. (Paul Jackson Jr.), Веста Уильямс (Vesta Williams), Джеффри Осборн (Jeffrey Osborne), Charles Earland.
Свои очередные сольные пластинки Embrace (2003), My Point Of View (2005), Rising Sun (2007), Mind Over Matter (2009) саксофонист записывает с участием друзей и коллег, среди которых вибрафонист Рой Айерс (Roy Ayers), соул и R&B-вокалисты Бебе Винанс (BeBe Winans), Уилл Даунинг (Will Downing), Фил Пери (Phil Perry), Эрик Бенет (Eric Benét).
Завоевывая признание все более широкой аудитории, Наджи много выступает в США, участвует в музыкальных фестивалях в ЮАР, Нигерии и Индонезии. Его главные инструменты — сопрано-саксофон и флейта, альт- и тенор-саксофоны музыкант использует гораздо реже.
В 2012 году Наджи начал сотрудничество с лейблом Shanachie Entertainment, на котором изданы его недавние работы The Smooth Side of Soul (2012) и The Morning After (2013). В создании последнего принимали участие продюсеры и музыканты Демонте Поуси (Demonte Posey) и Брайан Бромберг (Brian Bromberg).