Maynard Ferguson / Мейнард Фергюсон
Канадский джазовый музыкант и руководитель джазового оркестра.
Также как его мать и отец, которые были музыкантами, Мейнард начал изучать игру на фортепиано и виолончели с четырёх лет. Когда ему было девять лет, в одной из местных церквей он впервые услышал корнет, и попросил родителей приобрести ему такой музыкальный инструмент. В тринадцать лет, как "одарённый ребёнок", он в качестве солиста впервые выступил с Canadian Broadcasting Corporation Orchestra. В дальнейшем часто выступает на CBC, где в частности исполнил "Serenade for Trumpet in Jazz", написанную для него Моррисом Девисом (Morris Davis). Фергюсон выиграл стипендию на обучение в Conservatoire de musique du Québec à Montréal, где он учится с 1943 по 1948, и где одним из его преподавателей был Бернард Бейкер (Bernard Baker).
В возрасте пятнадцати лет он оставляет учёбу в High School of Montreal для того, чтобы больше времени уделять развитию своей музыкальной карьеры. Он играет в оркестрах Стэна Вуда (Stan Wood), Роланда Девида (Roland David) и Джонни Холмса (Johnny Holmes). Одновременно с трубой, которая была его основным инструментом в этот период, он осваивает игру на других духовых и язычковых инструментах.
Вскоре он возглавляет биг бенд, организованный его братом саксофонистом Перси (Percy), с которым выступает в округе Монреаля и открывает концерты гастролирующих звёзд Америки и Канады. Благодаря этому его имя становится известным многим американским руководителям оркестров, и он начинает получать множество приглашений из США.
В 1948 Фергюсон решается отправится в Штаты, где присоединяется к оркестру Стэна Кентона (Stan Kenton), завораживая всех своими виртуозными пассажами в верхних регистрах. В отличие от многих трубачей-высотников, Фергюсон доказывает возможность исполнения музыки, а не простого выдавливания из трубы визжащего шума. Однако, не все поклонники по достоинству оценили его навыки и мастерство.
К сожалению, Кентон вскоре распускает свой коллектив и Фергюсон находит работу у ряда бендлидеров, включая Бойда Раебёрна (Boyd Raeburn), Джимми Дорсей (Jimmy Dorsey) и Чарли Барнета (Charlie Barnet). Оркестр последнего был известен своей секцией труб, в которой играли Док Северинсен (Doc Severinsen), Рэй Уэтзел (Ray Wetzel), Джонни Хоуэлл (Johnny Howell) и Рольф Эриксон (Rolf Ericson). Превосходная игра Фергюсона в вернем регистре представлена на яркой записи композиции "All The Things You Are", написанной Джеромом Керном (Jerome Kern). По некоторым сведениям, эта запись крайне не понравилась вдове Керна, и пластинка была снята с продажи. Когда в 1949 Барнет временно ушёл в отставку и распустил свой оркестр, Фергюсон принял предложение присоединиться к Innovations Orchestra Стэна Кентона (Stan Kenton). Первая репетиция оркестра из 40 музыкантов состоялась 1 января 1950. Несмотря на то, что оркестр в целом был коммерчески безуспешным, он сделал ряд замечательных записей, включая композицию "Maynard Ferguson", одну из названных по имени ведущих солистов. Когда Кентон вернулся к более практичному формату оркестра из 19 музыкантов, Фергюсон остался с ним, хотя и потерял место ведущего солиста. Он занимал третий стул в секции труб. В числе известных записей этого периода можно назвать "Invention for Guitar and Trumpet", "What's New?" и "The Hot Canary".
О популярности Фергюсона в составе оркестра Кентона свидетельствует тот факт, что три года подряд – 1950, 1951 и 1952 – он становится победителем среди трубачей по результатам опросов читателей журналом Down Beat.
В 1953 Фергюсон расстаётся с Кентоном, находит работу в студиях Paramount Pictures в Лос-Анжелесе и очень скоро становится одним из самых востребованных трубачей. Он принимает участие в записи 46 саундтреков, включая фильм "The Ten Commandments".
Хотя по контракту с Paramount ему нельзя было выступать в джазовых клубах, он всё же делает джазовые записи, используя псевдонимы "Tiger Brown", "Foxy Corby" и другие. Несмотря на регулярные чеки от Paramount, Фергюсон испытывал некоторый душевный дискомфорт из-за отсутствия концертных выступлений, и уходит из киностудии в 1956.
В феврале-марте 1956 он уже записывается в составе оркестра Переза Прадо (Pérez Prado) на диске HAVANA 3 A.M. Затем он создаёт и возглавляет свои коллективы - иногда биг бенды, иногда небольшие составы. Умелое написание и квалифицированное использование аранжировок позволяет его оркестру производить впечатление большого коллектива.
В 1956 он становится лидером оркестра всех звёзд из 14 участников Birdland Dream Band, который был собран Моррисом Леви (Morris Levy) для выступлений в нью-йоркском клубе Birdland, принадлежавшем Леви. Хотя оркестр просуществовал недолго и за год успел сделать запись двух альбомов, ядро этого состава стало основным коллективом, с которым Фергюсон работал в течение последующих девяти лет. В различное время в коллективе играли Слайд Хемптон (Slide Hampton), Дон Эллис (Don Ellis), Дон Себески (Don Sebesky), Уилли Мейден (Willie Maiden), Джон Банч (John Bunch), Джо Завинул (Joe Zawinul), Джо Фаррелл (Joe Farrell), Джаки Баярд (Jaki Byard), Ленни Морган (Lanny Morgan), Руфус Джонс (Rufus Jones), Нино Темпо (Nino Tempo), Нэт Павоне (Nat Pavone), Билл Берри (Bill Berry), Билл Чейс (Bill Chase) и Дон Менза (Don Menza). В числе его аранжировщиков были Слайд Хемптон (Slide Hampton), Джей Четтеуэй (Jay Chattaway), Боб Брукмайер (Bob Brookmeyer), Джимми Джуффри (Jimmy Giuffre), Билл Холман (Bill Holman) и Марти Пайч (Marty Paich).
Оркестр из 12 музыкантов, которым он руководил во время выступления на Newport Jazz Festival в 1958, обладал особой мощью и производил впечатление, как коллективы, вдвое превосходившие их по размеру. В конце 60-х Фергюсон перебирается в Великобританию, где формирует биг бенд, с которым много гастролирует. В 70-х вновь возвращается в Америку, смещается в джаз-рок и завоёвывает новую аудиторию, которую чрезвычайно привлекает его музыка и та яркость, с которой эта музыка исполняется. С равной степенью мастерства Фергюсон овладел и другими инструментами медной группы, но именно с трубой он производит наибольший вклад в развитие джазового искусства. Его техническое совершенство сделало его своеобразным эталоном для многих молодых музыкантов.