Поиск

Don Sebesky / Дон Себески

Don Sebesky / Дон Себески
Also known as:
Donald J. Sebesky
Date of birth (creation):
10 декабря 1937
Place of birth (creation):
Perth Amboy, New Jersey, USA
Bio:

Американский джазовый тромбонист, клавишник, аранжировщик и композитор.

Имея в своём арсенале 22 номинации на премию Grammy и три премии Grammy, композитор и аранжировщик Дон Себески оставил свой след в истории, начиная с музыки биг бендов в 1960-х, затем в записях классического джаза в 1970-х, в музыке для многочисленных сценических постановок, кино и телевизионным фильмам. Чрезвычайно плодовитый автор, Себески оставил тромбон, чтобы полностью посвятить себя сочинению и созданию аранжировок, специализируясь в оркестровой музыке, в частности, для биг бендов, играющих свинг и джаз. Этот универсальный композитор-аранжировщик выпустил более восьми альбомов, включая получившие Grammy I REMEMBER BILL: A TRIBUTE TO Bill Evans и JOYFUL NOISE: A TRIBUTE TO Duke Ellington.

В школе Себески был удостоен званий "Наиболее музыкальный" ("Most Musical") и "Идеальный старшеклассник" ("Ideal High School Boy"). Во время учёбы в старших классах он изучал тромбон и на выходных играл в Нью-Йорке вместе с Уорреном Ковингтоном (Warren Covington). Его первая композиция, аранжировка и соло на тромбоне были записаны в 1954 с Ковингтоном. По окончании школы в 1955 он получает стипендию на обучение в Manhattan School of Music, где изучает композицию.

В 1958 входит в состав септета Кая Уиндинга (Kai Winding Septet), заменив Карла Фонтана (Carl Fontana). В этом же году присоединяется к оркестру Мейнарду Фергюсону (Maynard Ferguson Orchestra), с которым делает записи многих своих композиций, аранжировок и соло до 1964. Именно с Фергюсоном Себески впервые упоминается как автор. В 1959 также становится участником оркестра Стена Кентона (Stan Kenton Orchestra), с которым записывает три альбома. В 1960 Себески практически оставляет тромбон и полностью посвящает себя сочинению музыки и написанию аранжировок. В числе вокалистов и инструменталистов, с которыми он работал в начале 1960-х, были Хьюго Монтенегро (Hugo Montenegro), Кармен МакРэй (Carmen McRae), Андре Костеланетз (Andre Kostelanetz) и оркестр Томми Дорси (Tommy Dorsey Orchestra). Заметный прорыв происходит в 1965 с выходом альбома Уэса Монгомери (Wes Montgomery) BUMPIN'. В 1965 он ворвался на телевидение, когда присоединился к команде, работавшей над шоу Джимми Дина (Jimmy Dean Show) на ABC-TV. Он сочинил основную тему шоу, написал все аранжировки и исполнял обязанности музыкального директора в 1967-1968.

Себески начинает много писать для телевидения и кино. Он пишет музыку для номинированных на Emmy Allegra’s Window на канале Nickelodeon, для мыльных опер Guiding Light на CBS и Edge of Night на ABC, для номинированного на премию Emmy Irving Berlin 100th Birthday и Public Broadcasting System (PBS) специальное A Sondheim Celebration в Carnegie Hall, в числе других. Кроме того, он пишет музыку и джинглы для рекламы продукции и услуг таких компаний как Hanes, Hallmark, Ford, Nike, Hershey’s, Duracell и Cheerio’s, и получает награду рекламщиков Clio за мелодии, написанные для Corning, General Electric и Calvin Klein. Себески нравилось участвовать в краткосрочных рекламных проектах, что он и отметил в интервью журналу Shoot. "Хорошей стороной является то, что я всегда работаю над другими продолжительными проектами. А работа над рекламой относительно короткая. Мне определённо нравится разнообразие".

Свой путь в кинематографе Себески начал в 1968 с музыки к короткому фильму Jim Henson "Time Piece", номинированному на Academy Award. В числе других фильмов, для которых он писал музыку, были "The Rosary Murders", в главной роли с Donald Sutherland в 1988, "The People Next Door" в главной роли с Eli Wallach и Julie Harris, и документальный фильм о Чете Бейкере (Chet Baker) "Let’s Get Lost".

1968 стал для Себески наиболее важным в музыкальном смысле. Он начинает сотрудничество с продюсером Кридом Тейлором (Creed Taylor) и сочиняет, пишет аранжировки, дирижирует оркестрами и со-продюсирует множество альбомов легендарных джазовых артистов на лейблах Verve, CTI и A&M. В этот период он работает над созданием записей Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), Хьюберта Лоуса (Hubert Laws), Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard), Бадди Рича (Buddy Rich), Гровера Вашингтона (Grover Washington, Jr.), Куинси Джонса (Quincy Jones), Ненси Уилсон (Nancy Wilson), Дока Северинсена (Doc Severinsen), Рона Картера (Ron Carter), Аирто Морейры (Airto Moreira), Пола Десмонда (Paul Desmond), Чета Бейкера (Chet Baker), Патти Остин (Patti Austin), Аструд Джильберто (Astrud Gilberto), Джорджа Бенсона (George Benson), Милта Джексона (Milt Jackson), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Роберты Флек (Roberta Flack), Ёрла Клу (Earl Klugh) и многих других. Наиболее заметными примерами работ Себески для ведущих джазменов можно назвать THE SHAPE OF THINGS TO COME Джорджа Бенсона (George Benson), FROM THE HOT AFTERNOON Пола Десмонда (Paul Desmond) и FIRST LIGHT Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard). Его песня "Memphis Two-Step" стала заглавной композицией в одноименном альбоме Херби Манна (Herbie Mann) в 1971.

Несмотря на глубокое уважение со стороны коллег по музыкальному цеху, Себески оставался в тени, за сценой. Ситуация изменилась в 1973 с появлением амбициозного двухдискового альбома GIANT BOX, выпущенного лейблом CTI. Для работы над диском Себески Крид Тейлор (Creed Taylor) задействовал практически всех ведущих артистов лейбла и указал имя малоизвестного широкой публике композитора-аранжировщика на обложке. All Music Guide to Jazz назвал состав музыкантов "сборищем богов". В него вошли Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Пол Десмонд (Paul Desmond), Гровер Вашингтон (Grover Washington, Jr.), Милт Джексон (Milt Jackson), Джордж Бенсон (George Benson), Рон Картер (Ron Carter), Аирто Морейра (Airto Moreira), Хьюберт Лоус (Hubert Laws), Ренди Брекер (Randy Brecker), Джо Фаррелл (Joe Farrell), Боб Джеймс (Bob James), Джек ДиДжонетт (Jack DeJohnette), Билли Кобэм (Billy Cobham), Джеки Кейн (Jackie Cain) и Рой Край (Roy Krai). За эту работу Себески получил 12 номинаций на Grammy. Диск поднялся до 16 места в списках популярности U.S. Billboard Jazz Albums. Кроме того, Себески является автором книги "The Contemporary Arranger", изданной в 1975.

В 1980, несмотря на появление записи THREE WORKS FOR JAZZ SOLOISTS AND SYMPHONY ORCHESTRA, период сотрудничества с Тэйлором закончился. Запись с солистами Джоном Феддисом (Jon Faddis), Бобом Брукмайером (Bob Brookmeyer), Алексом Фостером (Alex Foster) и Лондонским Королевским Филармоническим оркестром (London Royal Philharmonic) получает две номинации на Grammy. Номинации на эту премию также получали альбомы RAPE OF EL MORRO в 1975, MOVING LINES в 1984 и JOYFUL NOISE в 1999. В целом работы Себески были номинированы на Grammy 31 раз.

Отдельно нужно отметить другого номинанта на Grammy – диск FULL CYCLE (1982). Эта запись отразила перемены в звуке Себески. Он собрал биг бенд для записи 5 джазовых стандартов и композиции Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard) "Intrepid Fox", которая "должна быть стандартом", по мнению писателя Richard S. Себески отошёл от обычного для него использования сильных тромбонов, труб и саксофонов и добавил электронную ритм секцию. В результате, писал Ginell, получилась "мягкая мутация" в стиле работ с Кридом Тейлором (Creed Taylor).

В 1984 Себески дебютирует на Broadway с "Peg". Далее следуют "Sleight of Hand" с Керлай Саймон (Carly Simon) в 1987, "The Prince of Central Park" в 1989, "Stepping Out" в 1991, "Will Rogers Follies" и "Tommy Tune Tonite" в 1992, "The Goodbye Girl" в 1993 и "Cyrano" в 1994. Его хитовое бродвейское шоу "Parade" получает сразу две награды — Drama Desk Award и Tony Award в 1999. Он также получил Drama Desk Award за "Выдающуюся оркестровку" (Outstanding Orchestrations) и награду Tony за "Лучшую оркестровку" (Best Orchestrations) в "Kiss Me Kate" (2000). В число его бродвейских постановок вошли "Porgy and Bess (лондонская постановка Тревора Нанна (Trevor Nunn)", "Sinatra At The Palladium", "Sweet Charity", "Kiss Me Kate", "Bells Are Ringing", "Flower Drum Song", "The Life", "Sinatra At Radio City", "Pal Joey", "Come Fly Away", "Baby It's You".

В то время как в 2000 его оркестровки звучали в шоу "Kiss Me Kate", Себески работает в Rhythm Club. Начиная с 1991, он сочиняет и аранжирует для таких артистов, как Liza Minnelli, the Boys Choir of Harlem, Michael Feinstein, Sinead O’Connor, Prince, Тони Беннетт (Tony Bennett), Christina Aguilera, Britney Spears, Джон Пицарелли (John Pizzarelli), Майкл Бубле (Michael Buble), Seal и Barbra Streisand. Он работал с оркестрами London Symphony, the Chicago Symphony, the Boston Pops, The New York Philharmonic, the Royal Philharmonic of London и the Toronto Symphony.

В 90-х Себески получает три Grammy за свои композиции: в номинации Best Instrumental Arrangement за "Waltz for Debby" (1998) и за "Chelsea Bridge" (1999) и в номинации Best Instrumental Composition за "Joyful Noise Suite" (1999). Также в 1999 он получает Grammy Award за диск I REMEMBER BILL: A TRIBUTE TO Bill Evans – дань уважения легендарному пианисту, оказавшему глубочайшее влияние на звучание джаза в 1950-х и 1960-х. Не отрицая влияние Эванса на свою музыку, Себески сделал попытку показать свою любовь, переделав оригинальные композиции, которые любил исполнять Эванс. Себески попытался соответствовать музыкальной индивидуальности Эванса использованием более мягкой оркестровой палитры с привлечением сопрано саксофонов, флейт, кларнетов и засурдиненных тромбонов и труб. Издание Entertainment Weekly отметило случайные оплошности в работе, но нашло её "вдумчивой и смело задуманной", в целом очень трогательным посвящением.

Следующий альбом-посвящение Дюку Эллингтону (Duke Ellington) стал ещё более успешным. JOYFUL NOISE: A TRIBUTE TO Duke Ellington получил 2 Grammy Awards в 2000. Себески интерпретировал мелодии Эллингтона и добавил свои работы, созданные под влиянием музыки Дюка. Одной из последних работ становятся аранжировки для мюзикла Chick Soup: A Musical Recipe for Friendship.

Дон Себески впервые женился в 1959. Брак продержался до 1975. С 1986 он женился вновь на Janina Serden, которая родила ему двух дочерей Olivia и Elizabeth. От предыдущего брака у него есть два сына Ken и Kevin.

Author of publication:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:58
1941