Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Marilyn Crispell / Мерилин Криспелл

Одна из лучших пианисток современного джаза, волнующая и смелая солистка и композитор Криспелл впервые появилась на сцене фри джаза в начале 1980-х. На протяжении 1980-х и 1990-х она была участницей квартета Энтони Брекстона (Anthony Braxton), также в этот период принимала участие во множестве других выступлений (в основном для Leo and Music & Arts). Хотя она не была удостоена того внимания, на которое заслуживала, Криспелл, будучи мягко говорящим и скромным человеком, тем не менее заслужила глубокое уважение критики. Особенностью творчества Криспелл можно назвать тот факт, что она не проявляла интереса к таким стилям, как хард боп, джаз-хип-хоп или фьюжн. Хотя она никогда не играла чистый джаз, импровизация для Криспелл не была чем-то незнакомым, т.к. она всегда использовала её как композиционный инструмент в классической идиоме. Фри джаз, зародившийся в конце 1950-х, стал своеобразным ответом музыкантов, чувствовавших структурные ограничения таких предшествовавших джазовых направлений как бибоп, хард боп, фьюжн, регтайм или свинг. И хотя иногда это находило отражение в музыке, которая полагалась на атональность или авангард, фри джаз часто опирался на импровизацию, которая временами определённо уходила от установленных темпа и мелодии. Её стиль, отличающийся рубящими фразами, ударной манерой звукоизвлечения и скоростью, многие обозреватели сравнивают со стилем Сесила Тейлора (Cecil Taylor), (которого она глубоко уважает), тем не менее далёк от простого копирования. Её использование пространства, африканских ритмов и аккордовости также напоминает исполнительскую манеру Телониуса Монка (Thelonious Monk) и Пола Блэя (Paul Bley), которых она, наряду с Лео Смитом (Leo Smith), называет в числе повлиявших на её творчество музыкантов. Её отец Милтон Эй. (Milton A.) работал таксатором в администрации социальной службы, мать Френсис (Frances) вела домашнее хозяйство. В интервью Contemporary Musicians Криспелл вспоминала: "Мои первые музыкальные воспоминания связаны с игрой на игрушечном ксилофоне (что вдохновило моих родителей отдать меня изучать фортепиано). Конечно же я слушала записи моих родителей (популярные мелодии того времени и классическую музыку) и детские записи. Мелодии, которые я более всего запомнила с тех времён это песенка об уродливом утёнке, ‘O My Papa’ и ‘Buttons and Bows’ – а также фортепианные концерты Чайковского и Рахманинова. Как всё это, в конечном счёте, повлияло на мою музыку, я оставляю решать вашему воображению". Играть на пианино Криспелл начала в возрасте семи лет. Она изучает фортепиано, теорию и композицию в Peabody Music School в Baltimore, Maryland (1957-1960), затем учится в Peabody Junior Conservatory Camp в Lyndonville, Vermont (1960-1964). Своё образование она продолжает в Бостоне в New England Conservatory of Music. В 1967 она выходит замуж за Гарета Криспелла (Gareth Crispell). Получив степень бакалавра в 1968, она отказывается от музыкальных амбиций, и становится медицинским работником. Детей они не заводят, и это, возможно, становится причиной их развода в 1972. Ей исполнилось 28 и она уезжает в Cape Cod, где местный пианист Джордж Кан (George Kahn) знакомит её с записями современного джаза. Ночи напролёт они слушают диск Джона Колтрейна (John Coltrane) A LOVE SUPREME. "Что-то в этой музыке - её чувственность, её энергия - поймало меня и невероятным образом влекло куда-то. Я сказала самой себе, я должна научиться играть эту музыку. Я страстно полюбила её". Колтрейн всегда оставался её кумиром и её версии его композиций "Dear Lord" и "After The Rain" продемонстрировали её удивительную мощь и красоту. Также одним из основных своих влияний она всегда называла Сесила Тейлора (Cecil Taylor) с его феноменальной силой, скоростью и интенсивностью. Она также цитирует МакКой Тайнера (McCoy Tyner), Кита Джарретта (Keith Jarrett), Абдуллу Ибрагима (Abdullah Ibrahim), Лео Смита (Leo Smith), африканскую поп музыку (её ритмические качества) и Брекстона (Anthony Braxton) (за его использование пространства и структур). Тейлор хвалил её работы за необычайный 'новый лиризм', хотя её музыка выходила далеко за рамки просто лиризма. В 1975 она берёт частные уроки джазовой гармонии у бостонского преподавателя Чарли Банакоса (Charlie Banacos) (1975-1977). Затем переезжает в город Woodstock, где учится и преподаёт в Creative Music Studio под руководством Карла Бергера (Karl Berger) (1977-1982). Именно здесь она встречает Энтони Брекстона (Anthony Braxton) и в 1978 посещает с гастролями Европу в составе его Creative Music Orchestra. В 1981 принимает участие в записи его альбомов COMPOSITION 96 и COMPOSITION 98. В начале 1980-х она начинает разрабатывать свой собственный музыкальный язык как соло (RHYTHMS HUNG IN UNDRAWN SKY, CONCERT IN BERLIN), так и в составе группы, в состав которой вошли Билли Бенг (Billy Bang) и барабанщик Джон Бетч (John Betsch) (SPIRIT MUSIC, LIVE IN BERLIN). Затем последовала серия альбомов на английском лейбле Music & Arts and Leo Records: AND YOUR IVORY VOICE SINGS (дуэт с барабанщиком Дагом Джеймсом (Doug James), QUARTET IMPROVISATIONS - PARIS 1986 и GAIA трио с Джеймсом и Реджи Уоркменом (Reggie Workman). Последний был зачислен журналом Wire в список пятидесяти лучших альбомов 1980-х. Криспелл продолжает сотрудничество с Брекстоном и в 1983 становится постоянным участником его квартета. Кроме того Уоркмен приглашает её войти в состав своей группы Reggie Workman Ensemble (альбомы SYNTHESIS и IMAGES). Иногда она выступает с концертами с широким кругом исполнителей: Эндрю Сайриллом (Andrew Cyrille) (композиция на сборнике LIVE AT THE KNITTING FACTORY VOLUME THREE), Лео Смитом (Leo Smith), Энтони Девисом (Anthony Davis) (его опера X при участии New York City Opera), Паулин Оливерос (Pauline Oliveros), Тимом Берне (Tim Berne), Марсио Маттосом (Marcio Mattos) и Эдди Превостом (Eddie Prevost), с которым она гастролировала дуэтом по Великобритании в 1991. В числе её сольных работ этого периода можно отметить LABYRINTHS и LIVE IN SAN FRANCISCO (1990); дуэты с Брекстоном и Ирен Швайзер (Irеne Schweizer); THE KITCHEN CONCERT в формате трио с коллегами по квартету Брекстона Марком Дрессером (Mark Dresser) и Джерри Хемингуэйем (Gerry Hemingway); LIVE IN ZURICH с Уорменом и Полом Мотианом (Paul Motian) и диск 'CircleS' с Уоркменом, Хемингуэйем и саксофонистами Питером Буеттнером (Peter Buettner) и Оливером Лейком (Oliver Lake). Также она сотрудничает с Георгом Грейвом (Georg Graewe), Гари Пикоком (Gary Peacock), Фредом Андерсоном (Fred Anderson) и London Jazz Composers Orchestra. Становится участницей New Orchestra Барри Гайя (Barry Guy), так же как и трио Генри Граймса (Henry Grimes), европейского Quartet Noir (с Урсом Леймгрубером (Urs Leimgruber), Фритцем Хаусером (Fritz Hauser) и Джоэлль Леандре (Joelle Leandre). Её пятнадцатилетнее сотрудничество с квартетом Энтони Брекстона (Anthony Braxton) заканчивается в 1993. Начиная с 1992, она выступает со скандинавскими джазовыми музыкантами. "В 1992 я отправилась в Скандинавию в первый раз, чтобы выступить в Стокгольме на фестивале под названием 'Solo 92', - отметила она в пресс-релизе фирмы ЕСМ. – Также там был басист Андерс Джормин (Anders Jormin). В процессе выступления, в контексте моей сольной музыки, я исполнила несколько баллад, хотя основной фокус моей музыки - энергия и интенсивность. Когда я услышала Андерса, его игра затронула какие-то струны, которые сильно срезонировали во мне". Это музыкальное прозрение привело к появлению особого лиризма в её композиционной и импровизационной игре. "Мне нравится та манера, в которой скандинавские музыканты используют элементы фолк музыки в своих импровизациях, нравится их эстетика пространства, красоты и нежности. Почему-то это было отсутствующим элементом моей музыки, и, впитав его, я почувствовала, что моя музыка стала более цельной – не так изменилась, как расширилась, включила в себя всё то, что я чувствовала и хотела выразить". В 1996 с выходом альбома NOTHING EVER WAS, ANYWAY, на котором была представлена музыка Аннетт Пикок (Annette Peacock), начинает сотрудничество Криспелл со знаменитым европейским лейблом ЕСМ. "Первоначально я подписала контракт с ЕСМ, когда у меня родилась идея записать музыку Аннетт, - рассказала она в интервью Contemporary Musician. – Конечно, я была знакома с лейблом долгое время, и питала глубочайшую признательность как за качество издаваемой им музыки, так и за красоту саунда". Альбом был спродюсирован основателем ЕСМ Манфредом Эйхером (Manfred Eicher). "Работать с Манфредом было превосходно, - продолжила она в интервью. – Он чрезвычайно вовлечён в музыку, имеет замечательный слух, полон очень хороших идей, и музыкальных, и даже в каком порядке расположить композиции. Он действительно является частью записи, а не просто продюсером, сидящим в сторонке". Обсуждая различия между студийными и живыми записями, Криспелл сказала Contemporary Musicians: "Большая часть моих записей, предшествовавших работе на ЕСМ, были живыми. Единственное, о чём я сожалею, что иногда композиции не были исполнены должным образом, и если бы они записывались в студии, то была бы возможность вернуться назад и исправить их. Что сказать, тем не менее, я очень довольна большинством сделанных мною записей. Конечно, моя игра и мои концепции прошли через множество изменений, с тех пор как я начала записываться, поэтому я играю сейчас совсем не так, как играла тогда, хотя, я думаю, существует определённая последовательность". Криспелл приняла участие во множестве джазовых и авангардных фестивалей, в основном в качестве сольной исполнительницы, как, например, на FIMAV 2000 (или Victoriaville 2000), где её выступление предшествовало сольному выступлению Сесила Тейлора (Cecil Taylor). После записи на фирме ЕСМ очередных двух альбомов: AMARYLLIS (2001) с Гари Пикоком (Gary Peacock) на басу и Полом Мотианом (Paul Motian) на ударных, и STORYTELLER (2004) с Мотианом и Марком Хелиасом (Mark Helias), в 2008 Криспелл выпуском диска VIGNETTES избирает сольное направление. "Я хотела, чтобы эта запись была по-настоящему подлинно чувственной, - отметила она в пресс-релизе. – Очень чистой, безо всяких излишеств в ней, и одновременно, чтобы эта музыка была из самого сердца… Вместо этого я хотела сфокусироваться на энергетике, когда каждая нота, и звук, и тишина имеют свою направленность". Объясняя далее свои намерения, Криспелл привела такую аналогию: "Недавно я читала книгу о теории 5 элементов в китайской акупунктуре, в которой утверждалось, что во времена хаоса и перемен вместо того, чтобы пытаться форсировать перемены, лучше найти тихое место, где вы сможете позволить всем преобразованиям проявиться самостоятельно. БОльшая часть моего опыта с ЕСМ была основана именно на этом - на позволении музыкальному направлению самостоятельно проявляться, нежели на попытках искусственно принуждать его проявление". В 2005 она выступает и делает записи с NOW Orchestra в канадском Ванкувере. В 2006 становится со-директором Vancouver Creative Music Institute, преподаёт в Banff Centre International Workshop in Jazz. Также Криспелл много исполняет и записывает музыку современных композиторов, таких как Джон Кейдж (John Cage), Паулин Оливерос (Pauline Oliveros), Роберт Коган (Robert Cogan), Поззи Эскот (Pozzi Escot) и Манфред Ниехаус (Manfred Niehaus). В дополнение к исполнительству, она учит импровизации в мастерских, читает лекции в университетах и центрах искусств Соединённых Штатов, Европы, Канады и Новой Зеландии, сотрудничает с графиками, режиссёрами, танцорами и поэтами. Криспелл становилась обладательницей трёх грантов сообщества New York Foundation for the Arts (1988-1989, 1994-1995 и 2006-2007), комитета Mary Flagler Cary Charitable Trust (1988-1989) и Guggenheim Fellowship (2005-2006). В 1996 она была удостоена награды как Выдающийся выпускник (Outstanding Alumni Award) New England Conservatory, а в 2004 её имя было названо в числе 100 выдающихся выпускников за последние 100 лет. Важным компонентом её музыки становится, как она сама отметила в 1988, контрапункт, пуантилизм и, особенно, энергия: "Я думаю об энергии, как о силе, стремящейся вперёд (в музыке), она может быть целенаправлена, но не может принимать решения... Когда вы действительно вовлечены в музыку, вы можете достичь нового уровня энергии, которая выходит за рамки просто механики; это чувство полёта вверх к немирскому состоянию". Криспелл является одной из будоражащих воображение импровизаторов 1990-х. Она первая и, возможно, единственная подлинная представительница пост-Тейлоровской эры джазового пианизма. Она не просто ассимилировала элементы его стиля в своей музыке, она использовала его язык, как стартовую площадку для разработки своей собственной, полностью индивидуальной и крайне отличительной музыки. Цитируя Брекстона: "...она имеет такую гибкость, которая просто устрашает".
18:49