James Carter / Джеймс Картер
Американский джазовый музыкант, саксофонист, кларнетист и флейтист.
Картер начал играть в 11 лет и учился у трубача Маркуса Белгрэйва (Marcus Belgrave). Сначала изучал кларнет и флейту, потом саксофоны, причём все сразу. Он продолжил обучение под руководством Дональда Вашингтона старшего (Donald Washington, Sr.) и был участником его молодёжного джазового ансамбля Bird-Trane-Sco-NOW!! Картер выиграл право стать участником престижного Blue Lake Fine Arts Camp, стал самым молодым участником этого лагеря, и участвовал в летней программе Interlochen Center for the Arts. В 1985 он совершил первые гастроли по Скандинавии в составе International Jazz Band в возрасте 16 лет. С декабря 1985 по июль 1987 Картер нерегулярно играл в оркестре и выступал в клубах с Уинтоном Марсалисом (Wynton Marsalis).
31 мая 1988 Лестер Боуи (Lester Bowie) пригласил Картера в Detroit Institute of Arts (DIA). Впоследствии это воплотилось в участие в новом квинтете Боуи (предшественнике New York Organ Ensemble) в Нью-Йорке, а в ноябре они выступили в джазовом клубе Carlos 1. Эти события стали поворотными в карьере Картера, помогли ему установить необходимые контакты в мире музыки и через два года он перебирается в Нью-Йорк.
Ключевым моментом для Картера становится знакомство с великим альт саксофонистом и композитором Джулиус Хэмпфилл (Julius Hemphill). Джеймс сыграл особую роль на двух последних альбомах его секстета FAT MAN AND THE HARD BLUES и FIVE CHORD STUD (оба вышли на Black Saint). Это привело к сотрудничеству и записям с одним из его музыкальных героев – Френк Лоуи (Frank Lowe) и его группой the Saxemble.
С конца 80-х он занимает видное место на джазовой сцене как исполнитель, играя на всех видах саксофонов, флейте и кларнетах. Несколько лет подряд он занимает первые места по результатам опросов критиков и читателей журналом Down Beat в категории баритон-саксофонистов.
В 1991 вышел нашумевший альбом TOUGH YOUNG TENORS, который представил публике пять молодых тенор-саксофонистов, каждый из которых обещал своей игрой сделать целую эпоху в мировом джазе. Но сдержал своё обещание, кажется, только выходец из соул-столицы Америки, Города Моторов — Детройта - Джеймс Картер.
В октябре 1994 Джеймс Картер посетил Нью-Йорк. Один из американских джазовых критиков назвал этот период “бенефисом дебюта” Джеймса Картера. Это не случайная тавтология, а скорее наиболее удачное определение того ажиотажа, который охватил известный нью-йоркский джаз-клуб "Iridium". Нескольким десяткам фанов необыкновенно повезло: они на протяжении 5 дней могли наслаждаться игрой Картера. Давно Нью-Йорк, самый искушённый в отношении джаза город, не проявлял такого воодушевления по случаю выступлений молодого музыканта. Уже несколько месяцев, как богемная около джазовая среда сосредоточила на нём внимание — с момента его появления в "Time Cafe" вместе с Mingus big band, его джэмов в "Family", небезызвестном гарлемском клубе, его выступлений, подобных раскатам грома, в Lincoln Centre Jazz Orchestra. Но, наверное, никогда на “философа современного джаза” не обрушивался такой шквал аплодисментов, как в те дни в "Iridium".
Изобилие, водопады невероятных импровизаций, каскады звуков, “неограниченность лиризма” — невозможно описать словами игру этого мастера. Воодушевление охватывало публику. Баллады и всем известные стандарты исполняются Картером пронзительно прекрасно. Когда зрители видят этого невероятного музыканта, они просто вскакивают со своих мест. Появление Джеймса Картера, провинциала из Детройта, на нью-йоркской джазовой сцене вызвало большой переполох в музыкальных кругах Америки.
Связи Боуи помогают Картеру пробить запись его дебютного альбома JC ON THE SET (DWI/Columbia). В 1992 диск вышел в Японии, а в следующем году был издан в США и был восторженно принят критиками как лучший дебют десятилетия.
Это может показаться странным, что Картер был связан как с Марсалисом, так и с Боуи, если взять во внимание то, что эти два музыканта часто исповедовали диаметрально противоположное видение джазовых традиций. Но Картер всегда находит свой путь из любой музыкальной ситуации, в которую он попадает. Будь то работа с оперной дивой, или выступление со знаменитым чикагским трубачом, или с классическим композитором с богатой фантазией.
"Вы должны абсолютно комфортно чувствовать себя везде, - говорит Картер. - Я чувствую, что музыка равна жизни, именно так учили меня мои преподаватели. Вы просто не можете идти по жизни и испытать её полноту с зашоренными глазами. Я думаю, что есть особая красота в пересечении традиций - переопылении музыки и влияний".
Картер становится музыкальной сенсацией 1994 и по мнению критиков входит в тройку лучших джазовых саксофонистов 1995. Его альбом JURASSIC CLASSICS (1994) попадает в топ джазовых альбомов. Успех сопутствует и последующим работам мульти инструменталиста: THE REAL QUIET STORM (1995), CONVERSIN’ WITH THE ELDERS (1996), IN CARTERIAN FASHION (1998).
В 2000 он практически одновременно выпускает два альбома. CHASIN’ THE GYPSY - страстную, лирическую сессию, частично вдохновлённую незабываемым дуэтом Джанго Рэйнхардта (Django Reinhardt) и Стефана Граппелли (Stephane Grappelli), для записи которой он собрал захватывающее группу с участием своей кузины, виртуозной джазовой скрипачки Реджины Картер (Regina Carter) и бразильского гитариста Ромеро Лумамбо (Romero Lubambo). Проект родился во время одного из саунд-чеков с Лумамбой и бразильским перкуссионистом Сайро Баптиста (Cyro Baptista) во время турне с Кэтлин Бэттл (Kathleen Battle).
На альбоме LAYIN’ IN THE CUT представлена бывшая ритм секция Джеймса Блад Алмера (James Blood Ulmer) - бас-гитарист Джамааладин Такума (Jamaaladeen Tacuma) и ударник Келвин Уэстон (Calvin Weston). Проект объединил свободу хармолодикса с глубоким погружением в фанк, и получил развитие из музыки легендарного гитариста Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).
Тремя годами позже он отдал дань уважения и любви легендарной Билли Холидей (Billie Holiday) в альбоме GARDENIAS FOR LADY DAY (2003). Он переходит из Columbia к Warner Bros., и весной 2004 выходит его следующая концертная работа LIVE AT BAKER'S KEYBOARD LOUNGE. В 2004 Картер получил одну из самых престижных наград — The Dr. Alaine Locke Award, присуждаемую за развитие и продвижение афроамериканской культуры.
В следующем 2005 выходит следующий концертный диск OUT OF NOWHERE, записанный с органным комбо и вышедший на независимом лейбле Half Note. В 2008 он выпускает диск PRESENT TENSE на лейбле Universal Jazz, показавший Картера строгим традиционалистом. 8, 9 мая 2009 он записывает следующую работу HEAVEN ON EARTH, представившую супергруппу джазменов, в числе которых, среди прочих, были органист Джон Медески (John Medeski) и басист Кристиан МакБрайд (Christian McBride).
В 2011 Картер предоставляет на суд слушателей свою CARIBBEAN RHAPSODY, композицию "Concerto for Saxophone and Orchestra" из которого он создал в сотрудничестве с классическим композитором Роберто Сиерра (Roberto Sierra). Он вновь объединил усилия со своим Organ Trio (приятелем органистом Джерардом Гиббсом (Gerard Gibbs) и ударником Леонардом Кингом (Leonard King, Jr.) для их третьего альбома AT THE CROSSROADS, вышедшего на лейбле Emarcy и спродюсированного Майклом Кускуной (Michael Cuscuna).
Он привык обращаться с саксофоном как с неким живым существом, предметом культа. Сейчас он коллекционирует винтажные саксофоны, посвящая этому увлечению часть свободного времени, ремонтирует, чистит их, играет на саксофонах, разговаривает с ними и даёт им имена. Его коллекция довольно обширна.
Музыкант невероятной эрудиции и огромнейшей исполнительской культуры. Картер безупречно владеет (а это редкость) сопрано, альт, тенор и баритон саксофонами. Кроме того, досконально знает всё наследство лучших представителей этих инструментов. Его исполнительская манера базируется на традициях 60-х. Плюс невозможно определить какому инструменту он отдаёт предпочтение. Все саксофоны в его руках звучат с одинаковой страстью и виртуозностью.
Он выступал, гастролировал и принимал участие в записи альбомов Кетлин Бэттл (Kathleen Battle), The World Saxophone Quartet, Сайруса Честната (Cyrus Chestnut), Уинтона Марсалиса (Wynton Marsalis), Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater), Родни Уикстакера (Rodney Whiххtaker), поп джазовой певицы Маделин Пейро (Madeleine Peyroux), Рональда Шеннон Джексона (Ronald Shannon Jackson), the Mingus Big Band, the Lincoln Center Jazz Orchestra, Tough Young Tenors.
Критики называют Джеймса Картера объединителем противоположных течений неотрадиционализма и авангарда. Стилистика его студийных работ так же невозможно описать рамками какого-то определённого жанра. Его художественная зрелость и мастерство вызывает недоумение – энергетика и мощь живых концертов – ошеломляет слушателей.