J.J. Johnson / Джей Джей Джонсон
Американский джазовый тромбонист, композитор и аранжировщик. Иногда упоминается как Jay Jay Johnson. Джонсон становится одним из первых тромбонистов, принявших эстетику бибопа. Долгое время он считался лидирующим тромбонистом эры пост-свинга, оказавшим огромнейшее влияние на других музыкантов.
Джонсон с девяти лет начал изучать игру на фортепиано, но к четырнадцати годам останавливает свой выбор на тромбоне. В 1941 в возрасте семнадцати лет он начинает выступать профессионально с Кларенс Лав (Clarence Love), после чего в 1942 играет со Снукамом Расселлом (Snookum Russell). В коллективе Расселла трубач Фетс Наварро (Fats Navarro) знакомит его со стилем игры тенор саксофониста Лестера Янга (Lester Young). В этом же 1942 начинает работать в биг бенде под управлением Бенни Картера (Benny Carter), с которым в октябре 1943 участвует в своей первой студийной записи, исполнив соло в композиции "Love for Sale". В 1944 он участвует в первом концерте знаменитой серии Jazz at the Philharmonic, который был организован Норманом Гранцем (Norman Granz) в Лос-Анджелесе.
Джонсон остаётся с Картером в течение трёх лет и в 1945 становится участником оркестра Каунта Бейси (Count Basie), с которым гастролирует и участвует в записях до 1946.
Хотя тромбон был широко представлен в диксиленде и свинговой музыке, он не пользовался популярностью среди бибоп музыкантов, в основном потому, что считалось, что инструменты с клапанами и клавишами (труба, саксофон) больше подходят для часто быстрых темпов бибопа и спроса на техническое мастерство. В 1946 один из вдохновителей бибопа Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) поддержал молодого тромбониста комментарием: "Я всегда знал, что на тромбоне можно играть по-разному и что кто-нибудь поймёт это в наши дни".
Покинув Бейси в 1946, Джонсон играет в небольших бибоп группах в нью-йоркских клубах, в 1947 гастролирует с Иллинойс Джекетом (Illinois Jacquet). В этот период он делает записи в качестве лидера небольших групп с участием Макса Роуча (Max Roach), Сонни Ститта (Sonny Stitt) и Бада Пауэлла (Bud Powell). 17 декабря 1947 он участвует в исторической сессии для Dial Records с Чарли Паркером (Charlie Parker) после освобождения Паркера из Государственной психиатрической больницы Камарильо.
В 1951 с басистом Оскаром Петтифордом (Oscar Pettiford) и трубачом Говардом МакГи (Howard McGhee) Джонсон совершает поездку по военным базам в Японии и Корее, после чего возвращается в Соединённые Штаты, где устраивается на дневную работу в качестве инспектора. Позже Джонсон признался, что в то время он продолжал думать только о музыке, и, действительно, его классические записи для Blue Note Records и в качестве лидера, и с Майлсом Девисом (Miles Davis) датируются этим периодом. Композиции Джонсона "Enigma" и "Kelo" были записаны Девисом для Blue Note, кроме того Джонсон становится частью сессионной студийной группы Девиса, которая осуществляет запись ставшего классикой джаза альбома WALKIN' (1954).
В 1954 продюсер Оззи Кадена (Ozzie Cadena), работавший в то время с Savoy Records, убеждает Джонсона создать комбо при участии тромбониста Кая Уиндинга (Kai Winding), которое получает название "Jay and Kai Quintet". Исполнительские стили и личные качества двух музыкантов, хотя и очень разные, объединились настолько удачно, что этот творческий союз, который продержался до августа 1956, имел огромный успех как в музыкальном, так и в коммерческом отношении. Они постоянно гастролируют по ночным клубам США и записывают множество альбомов, прежде чем расстаются на дружеской ноте, убедившись, что они полностью исследовали (и использовали) творческие возможности своей новой группы.
Дуэт снова воссоединяется в 1958 для турне по Великобритании, затем для записи студийного альбома для лейбла Impulse! в 1960 и, наконец, в 1968–1969, когда записали два альбома для CTI / A&M Records. В январе 1967 Джонсон и Уиндинг входят в состав оркестра всех звёзд (наряду с такими, как Кларк Терри (Clark Terry), Чарли Шейверс (Charlie Shavers) и Джо Ньюман (Joe Newman)), аккомпанируя Саре Воун (Sarah Vaughan) на её последней сессии для Mercury Records, выпущенной на альбоме SASSY SWINGS AGAIN, с тремя композициями, включая тему Билли Стрейхорна "Take the "A" Train", аранжировки к которым написал сам Джонсон. Дуэт также несколько раз выступал на джазовых фестивалях в Японии в начале 80-х, последний раз незадолго до смерти Уиндинга в мае 1983.
После периода сотрудничества с Уиндингом Джонсон в течение примерно трёх лет возглавляет собственные небольшие составы, с которыми осуществляет ряд гастрольных поездок, охвативших Соединённые Штаты, Великобританию и Скандинавию. В состав этих групп (варьировавшихся от квартетов до секстетов) входили тенор-саксофонисты Бобби Джаспар (Bobby Jaspar) и Клиффорд Джордан (Clifford Jordan), корнетист Нат Аддерли (Nat Adderley), трубач Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), пианисты Томми Фланаган (Tommy Flanagan) и Сидар Уолтон (Cedar Walton), а также ударники Элвин Джонс (Elvin Jones), Альберт "Тути" Хис (Albert "Tootie" Heath) и Макс Роуч (Max Roach). В 1957 он записывает квартетные альбомы FIRST PLACE и BLUE TROMBONE с участием Томми Фланагана (Tommy Flanagan), Пола Чемберса (Paul Chambers) и Макса Роуча (Max Roach). Он также гастролирует в составе проекта Jazz at the Philharmonic в 1957 и 1960. Во время первого турне был записан концертный альбом с участием Джонсона и тенор-саксофониста Стэна Гетца (Stan Getz). В 1958–1959 Джонсон становится одним из трёх истцов в судебном деле, которое ускорило отмену системы кабаре карт.
Этот период совпадает с началом серьёзных набегов Джонсона в область музыки Третьего течения. Периоды написания и записи его музыки чередуются с турами, необходимыми для привлечения внимания к его игре.
После шести месяцев, которые он потратил на написание PERCEPTIONS, Джонсон вошёл в студию для сессии с трио Андре Превина (André Previn) (добавив Джонсона в качестве единственного исполнителя на духовых). Они записали целый альбом музыки Курта Вайля (Kurt Weill). Изобретательные аранжировки и вдохновенная игра обеих звёзд на диске Andre Previn AND J.J. Johnson PLAY 'MACK THE KNIFE' AND OTHER KURT WEILL SONGS подтвердили дальновидность продюсера, но эта запись не была выпущена на CD до его смерти. В 1962 несколько месяцев Джонсон гастролирует с секстетом Майлса Девиса (Miles Davis), хотя ни одно из их совместных выступлений записано не было.
Сольный альбом Джонсона J. J.'S BROADWAY (1963) является примером как его зрелого стиля и звучания тромбона, так и его способностей аранжировщика. В 1964 состоялась последняя запись его небольшого состава в последующие 20 лет - PROOF POSITIVE. Начиная с 1965 Джонсон записывает под своим именем ряд студийных альбомов для больших групп, в которые вошли многие его собственные композиции и аранжировки. Конец 60-х ознаменовался радикальным спадом в судьбе многих джазовых музыкантов, и Джонсона впоследствии можно будет услышать почти исключительно на студийных записях биг бендов, обычно аккомпанирующих одному солисту.
С середины 50-х, но особенно с начала 60-х, Джонсон всё больше и больше времени уделяет сочинению музыки. Он становится активным участником движения Третьего течения в джазе (в который вошли и другие музыканты, такие как Гюнтер Шуллер (Gunther Schuller) и Джон Льюис (John Lewis)), и написал ряд крупномасштабных работ, включающих элементы как классической, так и джазовой музыки. В 1957 он пишет "Poem for Brass" для сборника музыки Третьего течения под названием "Music for Brass", и пишет ряд оригинальных работ, которые были исполнены на джазовом фестивале в Монтерее в конце 50-х и начале 60-х. В 1961 он написал сюиту из шести частей под названием PERCEPTIONS, в которой солировал Гиллеспи (Dizzy Gillespie). На Первом Международном Джазовом Фестивале, состоявшемся в Вашингтоне в 1962, была представлена ещё одна расширенная работа. В 1965 некоторое время он проводит в Вене, где выступает и записывает свою EURO SUITE с джазово-классическим фьюжн-оркестром под управлением Фридриха Гульда (Friedrich Gulda). В 1968 по заказу American Wind Symphony была выполнена работа Джонсона под названием "Diversions".
Джонсон перебирается в Калифорнию, где сочиняет для кино и телевидения. В этот период он почти не выступает на концертах, за исключением 1977 и 1982 в Японии и 1984 в Европе. Несмотря на сдержанную активность, в период с 1977 по 1984 он записывает шесть альбомов в качестве лидера (включая альбом дуэта тромбонов в 1984 с Элом Греем (Al Grey)) и несколько альбомов в качестве сайдмена - два с Бейси (Count Basie) и саундтрек к фильму "The Sting II". В течение калифорнийского периода он также играет в оркестре Cocoanut Grove Сэмми Девиса-младшего (Sammy Davis, Jr.) и в телевизионном оркестре Кэрол Барнетт (Carol Burnett).
Джонсон вернулся к выступлениям и записям в ноябре 1987, начиная с ангажемента в Village Vanguard в Нью-Йорке. Затем последовали туры по Соединенным Штатам, Европе и Японии, а также возвращение в Vanguard в июле 1988, когда был записан материал, которого хватит на два альбома.
Во время гастролей в Японии в декабре 1988 Джонсон узнаёт, что его жена Вивиан перенесла тяжелый инсульт, после которого она прожила три с половиной года. В этот период Джонсон оставил всю работу, посвятив свою энергию заботе о своей больной жене. После её смерти в 1991 он посвятил ей альбом, вышедший на лейбле Concord. Год спустя бывшая Кэролин Рейд (Carolyn Reid) становится его второй женой, и Джонсон снова начинает активно выступать.
После этого второго возвращения в 1992 Джонсон подписывает контракты с различными звукозаписывающими лейблами, включая Verve и Antilles, что приводит к появлению его пяти альбомов в качестве лидера: от небольших групп до отдельных записей духового и струнного оркестров, а также выступления в качестве сайдмена со своим ведущим учеником тромбонистом Стивом Турре (Steve Turre) и вокалисткой Эбби Линкольн (Abbey Lincoln). B течение этого периода он получает несколько номинаций на премию Grammy.
Он оставляет активные выступления и гастроли в конце 1996, после того как 10 ноября 1996 он дал свой последний концерт в William Paterson College. В дальнейшем он проживает в своём доме в Индианаполисе, где занимается сочинением музыки и аранжировками с помощью компьютеров и MIDI.
Позже, с диагнозом рак простаты, Джонсон проходит курс лечения. Он пишет книгу оригинальных упражнений и этюдов для джазовых музыкантов, опубликованную позднее Хэлом Леонардом (Hal Leonard). Биография под названием "The Musical World of J. J. Johnson" была опубликована в 2000. 4 февраля 2001 он покончил жизнь самоубийством. На его похоронах в Индианаполисе присутствовали джазовые музыканты, друзья и члены семьи.
Ведущая фигура среди джазовых тромбонистов, Джонсон один из нескольких мастеров своего инструмента, которые смогли преуспеть в бибопе. В начале своей карьеры, особенно когда он играл бибоп в группах с такими артистами, как Чарли Паркер (Charlie Parker), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Фетс Наварро (Fats Navarro) и Макс Роуч (Max Roach), его экстраординарная техника часто доминировала в контексте его соло; однако в более поздний период его соло стали более содержательны, зрелы и расширены, в то время как техника не выказала ни малейших признаков увядания. Джонсон остаётся одним из ведущих тромбонистов в современном мейнстрим джазе.
Как резюмировал тромбонист Стив Турре (Steve Turre): "Джей Джей сделал для тромбона то, что Чарли Паркер (Charlie Parker) сделал для саксофона. И все мы, кто сегодня играет, не играли бы так, как мы играем, если бы не то, что он сделал. И, конечно, он является не только мастером тромбона - безусловным мастером этого века - но и как композитор и аранжировщик, он также находится в верхнем эшелоне".
Джазовое комбо из двух тромбонов, впервые предложенное Джонсоном и Виндингом, было скопировано более поздними тромбонистами в таких комбинациях, как Джим Пью / Дейв Тейлор (Jim Pugh / Dave Taylor), Конрад Хервиг / Стив Дэвис (Conrad Herwig / Steve Davis) и Майкл Девис / Билл Райхенбах (Michael Davis / Bill Reichenbach).
Некоторые из произведений Джонсона, в том числе "Wee Dot", "Lament" и "Enigma", стали джазовыми стандартами.
С середины 50-х годов Джонсон был постоянным фаворитом в опросах в джазовых кругах, выигрывая звание "Тромбонист года" в журнале "Down Beat" в течение многих лет, даже когда он не был активным. В 1995 по результатам ежегодного опроса читателей он был избран в Зал Славы журнала "Down Beat".