Herb Geller / Херб Геллер
Американский джазовый саксофонист, композитор и аранжировщик.
Его мама Francis играла на пианино в кинотеатрах, аккомпанируя немым фильмам. Другом семьи Геллеров был преподаватель музыки и владелец местного магазина музыкальных инструментов. В его магазине и был куплен первый альт саксофон для Херба, который кто-то сдал на продажу. Двумя годами позже Херб начал изучать кларнет. Он был учеником Dorsey High School, расположенной в юго-западной части Лос-Анджелеса. В средних классах он присоединился к школьному оркестру, в котором также играли Эрик Долфи (Eric Dolphy) и Ви Рэдд (Vi Redd). В четырнадцать лет он побывал на одном из концертов в Orpheum Theatre в Лос-Анджелесе, где услышал игру Бенни Картера (Benny Carter). Он был настолько поражён, что решил сделать карьеру в музыке, специализируясь на альт саксофоне.
Двумя годами позже прошло его первое профессиональное выступление в коллективе джазового скрипача Джо Венути (Joe Venuti). Вскоре он открывает для себя музыку Чарли Паркера (Charlie Parker), который тут же попадает в список его идолов, вместе с Бенни Картером (Benny Carter) и Джонни Ходжесом (Johnny Hodges). В 1949 Геллер первый раз отправляется в Нью-Йорк, где выступает в составе оркестров Джека Фина (Jack Fina), (с Полом Дезмондом (Paul Desmond) в секции саксофонов), Клода Торнхилла (Claude Thornhill), Джерри Уолда (Jerry Wald) и Лаки Миллиндера (Lucky Millinder). В этот период в Лос-Анджелесе он встречает пианистку Лоррейн Уолш (Lorraine Walsh). Позднее в Нью-Йорке она становится его супругой и важным музыкальным партнёром. Она также продолжает музыкальную карьеру под собственным именем.
Проведя три года в Нью-Йорке, Геллер в 1952 входит в состав оркестра Билли Мэя (Billy May) и после выступлений в Лос-Анджелесе решает вернуться в родной город. В дальнейшем Геллер выступает и записывается с различными группами, включая коллективы Шорти Роджерса (Shorty Rogers), Мейнарда Фергюсона (Maynard Ferguson), Билла Холмана (Bill Holman), Шелли Манна (Shelly Manne), Марти Пейча (Marty Paich), Барни Кессела (Barney Kessel), Андре Превина (André Previn), Куинси Джонса (Quincy Jones), Уорделла Грэя (Wardell Gray), Джека Шелдона (Jack Sheldon) и Чета Бейкера (Chet Baker). Его супруга Lorraine работает штатной пианисткой в Lighthouse Jazz Club, где приходилось играть с Майлсом Девисом (Miles Davis), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Чарли Паркера (Charlie Parker), Стэна Гетца (Stan Getz), Зута Симса (Zoot Sims), Джека Тигардена (Jack Teagarden), Билла Холмана (Bill Holman), кроме того аккомпанирует вокалистке Кей Старр (Kay Starr).
Геллер записывает три альбома в качестве лидера для лейбла Emarcy, плюс создаёт несколько работ с Дайной Вашингтон (Dinah Washington), Максом Роучем (Max Roach), Клиффордом Брауном (Clifford Brown), Кларком Терри (Clark Terry), Мейнардом Фергюсоном (Maynard Ferguson) и Кенни Дрю (Kenny Drew). В 1955 он выигрывает "New Star Award" от журнала "Down Beat" и получает всемирное признание благодаря записям с Клиффордом Брауном (Clifford Brown). Позднее Геллер работает в оркестрах Луи Беллсона (Louie Bellson) и Бенни Гудмена (Benny Goodman). В 1958 от острого приступа астмы умирает супруга Лоррейн Геллер (Lorraine Geller). Известие о её смерти повергло Геллера, который в этот момент находился в Бразилии на гастролях в составе оркестра Бенни Гудмена (Benny Goodman), в глубокую депрессию и он решает не возвращаться в Соединённые Штаты.
Шесть недель он проводит в São Paulo, где исполняет боса нову в местных клубах, после чего на пассажирском судне перебирается в Европу. Прибыв в Париж, Геллер играет с Кенни Кларком (Kenny Clarke), Кенни Дрю (Kenny Drew), французским пианистом Мартиалем Солялем (Martial Solal), бельгийским гитаристом Рене Томасом (René Thomas) и другими артистами, гастролирует в составе французского радио шоу Musique Aux Champs-Elysées. В 1962 ему предлагают работу в биг бенде на радиостанции (RIAS) в американском секторе Берлина. Он принимает предложение и выступает с оркестром, к которому присоединяются и другие репатрианты из Америки, включая Бенни Бейли (Benny Bailey), Джо Харриса (Joe Harris) и Нэта Пека (Nat Peck), как и такие европейские музыканты, как Джерри ван Роойен (Jerry van Rooyen), Эйк Першон (Ake Persson) и Фенси Боланд (Francy Boland).
В Берлине он встречает свою вторую жену Кристин Рабш (Christine Rabsch). Геллер работает в этом ключе три года, а затем подписывает контракт на место лидирующего альт саксофониста и аранжировщика в составе биг бенда NDR в Гамбурге. Здесь он задержался на 28 лет и Гамбург становится его домом. За это время биг бенд NDR прошёл путь трансформаций от послевоенного танцевального оркестра до лидирующего современного ансамбля. Список музыкантов, с которыми играл оркестр, огромен – от Дона Байяса (Don Byas), Джо Пасса (Joe Pass), Слайда Хемптона (Slide Hampton), Билла Эванса (Bill Evans), Рэда Митчелла (Red Mitchell), Арта Фармера (Art Farmer), Джорджи Фейма (Georgie Fame) и Чета Бейкера (Chet Baker) до авангардных и рок/фьюжн музыкантов, и практически всеми крупными музыкантами европейского джаза. Работая с NDR, Геллер не прекращает записи и концертные туры под своим именем.
В этот период он также участвует в записях и выступает с такими известными артистами как Рей Чарльз (Ray Charles), Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Питер Хербольцхаймер (Peter Herbolzheimer) и Джордж Грантц (George Gruntz). За это время Геллер изучает другие духовые инструменты, включая кларнет, флейту, альтовую флейту, басовую флейту, пикколо флейту, гобой и английский рожок. На флейте он играл и записывался с пианистом Биллом Эвансом (Bill Evans) и бразильским гитаристом Баденом Пауэллом (Baden Powell). Он также пишет музыку и слова для двух мюзиклов: "Playing Jazz" (музыкальная автобиография) и "Jazzy Josie B" (основана на жизни Джозефин Бейкер (Josephine Baker)). В 1996 сенат правительства Гамбурга присвоил ему звание "Профессор".
Он преподавал в Hochschule für Musik в Гамбурге, затем продолжил преподавать джазовую импровизацию и композицию, иногда проводил семинары в различных национальных и международных институтах. Он пишет учебник по методам импровизации называемый "crossover" для Schott And Sons. Геллер регулярно выступал в Германии и за её пределами как солист на фестивалях и в ночных клубах в различных формациях, включая биг бенды.
Он выходил на сцену с такими артистами, как Кнут Кайзеветтер (Knut Kiesewetter), Ленни Ниехаус (Lennie Niehaus), Джиггс Уигхемом (Jiggs Whigham), Рольф Кун (Rolf Kühn), Слайд Хемптон (Slide Hampton), Бадди ДеФранко (Buddy DeFranco), Лу Солофф (Lew Soloff), Чарли Мариано (Charlie Mariano) и Ян Лундгрен (Jan Lundgren). Он очень гордился своей дружбой с героем его молодости Бенни Картером (Benny Carter), с которым делал записи и выступал. В 1997 Геллер был приглашён на концерт, посвящённый 90-у дню рождения Картера, который отмечался в Hollywood Bowl. 26 ноября 2005 за достижения в джазе Геллер был возведён в рыцарское звание и получил титул “Ritter der Ronneburg” из рук Fürst Johann-Georg zu Ysenburg und Büdingen.
Скромный, как обычно, это событие он прокомментировал так: "Мои друзья по-прежнему зовут меня Херб". 24 ноября 2008 Херб Геллер был награждён "Louis-Armstrong-Gedächtnispreis 2008" ассоциацией "Swinging Hamburg" за то, что в течение многих лет он настоящим послом джаза от имени Гамбурга.
Геллер умер от пневмонии в одном из госпиталей Гамбурга в возрасте 85 лет 19 декабря 2013. Последние 12 месяцев он проходил лечение от лимфомы. Его похоронили в Forest Lawn Memorial Park, Glendale, California.
Талантливый бибопер, использующий концепцию Чарли Паркера (Charlie Parker), Геллер избрал такой образ жизни, который ограничил его широкую известность среди широкой аудитории.