Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Hamiet Bluiett / Хамиет Блуитт

Американский джазовый саксофонист, кларнетист и композитор.

Самый известный баритон-саксофонист своего поколения, он также использует бас саксофон, альт кларнет, контр-альт кларнет и деревянную флейту. Игра Хамита Блуетта сочетает в себе слегка изменённую атаку с текучей, агрессивной техникой и (возможно, что самое главное) одинаково сильную силу звука, которая простирается от самого низкого регистра его сакса до самых высоких регистров, которые находятся гораздо выше обычно используемых на баритоне. Вероятно, ни один другой баритонист не играет так высоко и с таким контролем. Диапазон Блуетта вверху простирается в области, обычно зарезервированные для сопрано или даже сопранино.

Его техническое мастерство позволяет ему находится в стороне от остальных исполнителей, и поэтому голос его инструмента вряд ли может быть сравним с другими. Как и его давний соавтор, тенор-саксофонист Девид Мюррей (David Murray), Блуетт включает в свою версию фри джаза множество элементов бибопа.

По правде говоря, музыка Блуетта - это не свободный джаз, а скорее простое пересказывание мейнстрим традиций. Блуетт был музыкантом-самоучкой. Его первым учителем была его тётка, которая руководила хором. В детстве он изучал фортепиано и трубу. В 9 лет начал изучать игру на кларнете. Через год его внимание привлёк баритон саксофон. Первый исполнительский опыт он получает, играя на флейте на танцах в Brooklyn, Illinois.

Позже он изучает флейту и баритон саксофон в Southern Illinois University Carbondale, но, не защитив диплом, отправился на службу в рядах военно-морского флота, где играет в составе военного оркестра. В этот период ему довелось услышать игру Гарри Карни (Harry Carney) (баритон саксофониста в составе оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington) на одном из концертов в Бостоне. Услышанное оказало глубокое впечатление на молодого Блуетта, который впервые увидел баритон саксофониста, выступавшего не только как аккомпаниатор, но и как солист.

По окончании службы он возвращается в St. Louis, где учится у Джорджа Хадсона (George Hudson) и становится участником креативного движения темнокожих, получившего позже название BAG (Black Artists Group), деятельность которого была направлена на поддержку деятелей театрального и визуального искусства, танцоров, поэтов и музыкантов. В 1968-1969 Блуетт руководит оркестром Black Artists Group. В конце 1969 он перебирается в Нью-Йорк, где работает в Large Ensemble Сэма Риверса (Sam Rivers), в оркестре Тэда Джонса/Мэла Льюиса (Thad Jones/Mel Lewis Big Band), с Абдуллой Ибрагимом (Abdullah Ibrahim), Джулиусом Хемпфиллом (Julius Hemphill), Доном Пулленом (Don Pullen) и с такими звёздами музыки соул, как Арита Френклин (Aretha Franklin) и Стиви Вандер (Stevie Wonder).

В 1972 Блуетт входит в состав группы Чарльза Мингуса (Charles Mingus) и отправляется с ним в гастрольную поездку по Европе. В дальнейшем он периодически играет с Мингусом, отлучаясь в другие проекты. В 1974 Блуетт входит в квинтет Мингуса, играет в нём вместе с Джорджем Адамсом (George Adams) и принимает участие в концерте, состоявшемся в знаменитом зале Carnegie Hall, запись которого была выпущена на диске MINGUS AT CARNEGIE HALL.

В декабре 1976 в Новом Орлеане Блуетт помогает в организации небольшого концерта, в котором он участвует наряду с Джулиусом Хемпфиллом (Julius Hemphill), Оливером Лейком (Oliver Lake) и мульти-саксофонистом Девидом Мюррэем (David Murray). Этот состав решает продолжить совместные выступления под названием World Saxophone Quartet. Именно в составе этого проекта Блуетт вносит свой наиболее значимый вклад в плане аранжировки и исполнительского мастерства на баритон саксофоне.

В 1981 он записывает впечатляющую серию альбомов в качестве лидера с участием таких музыкантов как Дон Пуллен (Don Pullen), Фред Хопкинс (Fred Hopkins), Дон Мойе (Don Moye), Джон Хикс (John Hicks) и Марвин "Смити" Смит (Marvin "Smitty" Smith). Нужно отметить серию замечательных концертов с его кларнетной группой Clarinet Family, состоящей из восьми кларнетистов, использующих различные виды кларнетов.

С 1990-х Блуетт возглавляет квартет виртуозов Bluiett Baritone Nation, состоящий из баритон саксофонистов и ударника. В 2002 он возвращается в свой родной Бруклин (другое название Lovejoy), продолжая активно выступать, включая участие в New Haven Jazz Festival 22 августа 2009. Блуетт выступает со студентами из Neighborhood Music School в New Haven, CT. Группа становится известна как Hamiet Bluiett and the Improvisational Youth Orchestra.

В 2012 он снова переезжает в Нью-Йорк. В 2016 он переносит серию ударов, после которых прекращает концертную деятельность. Семья перевозит его в Сент-Луис и 16 сентября в свой 78 день рождения он попадает в St. Louis University Hospital. Позднее родны приняли решение отключить его от аппаратов поддержки жизни.

14:13