Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Guy Barker / Гай Баркер

Этот трубач – одна из звёзд британского джаза, тонкий интерпретатор джазового наследия, самобытный продолжатель традиций джазового мейнстрима, развивающий его главные художественные ценности, мелодическую выразительность музыкальной темы, вкладывая и интонационное богатство, интенсивный драйв, свингующую экспрессивность, ритмическую изощрённость импровизаций. На музыкальном мышлении Баркера сказалось не только его блестящее знание стилистического языка его предшественников (он замечательно имитирует исполнительскую манеру всех великих трубачей джаза – от Армстронга (Louis Armstrong) и Рекса Стюарта (Rex Stewart) до Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Майлса Девиса (Miles Davis)), но и превосходное знание литературы для трубы и академической музыки. Гай Баркер превосходный исполнитель джазовой баллады. Здесь его мастерство явно питается идеями Клиффорда Брауна (Clifford Brown) и Майлса Девиса (Miles Davis). В звуковой палитре Баркера слышится и эллингтоновское влияние. Недаром с молодых лет исполнительская манера Баркера тяготела к технике и артикуляции эллингтоновских трубачей Баббера Майли (James "Bubber" Miley), Кути Вилльямса (Cootie Williams) и Рекса Стюарта (Rex Stewart). Талант Гая Баркера преимущественно лирического свойства. Его музыкальные орнаментации полны искреннего чувства и неподдельных, нечасто встречающихся у белого музыканта, блюзовых стенаний, уходят корнями в афроамериканский фольклор и джазовую архаику. Гай Баркер родился в Лондоне. Изучать трубу начал в 12 лет. Однажды отец купил ему две пластинки. На одной играл Луи Армстронг (Louis Armstrong), на другой Рекс Стюарт (Rex Stewart). Красочное звучание трубы Старта настолько поразило воображение начинающего музыканта, что с тех пор джаз на всю жизнь стал его всепоглощающей страстью. И когда в Лондоне был организован молодёжный джазовый оркестр National Youth Jazz Orchestra 15-летний Гай был приглашён в этот биг бенд. В 1977 этот оркестр дал серию концертов в Москве и Ленинграде. Музыкальное образование Баркер получил в классе трубы Лондонского королевского музыкального колледжа. Во время учёбы он постоянно исполнял в составе камерных и симфонических оркестров классическую музыку. В 16 лет Баркер впервые выступил в цитадели лондонского джаза – клубе Ронни Скотта (Ronnie Scott), где играл с выдающимся американским трубачом Кларком Терри (Clarke Terry). Терри был так очарован игрой юного английского трубача, что пригласил его выступить на концерте в лондонском Royal Festival Hall. Этот концерт стал незабываемым событием в жизни Баркера. Первый выход в большой джазовый свет в сопровождении Кларка Терри (Clarke Terry) ко многому обязывал. Всё дальнейшее музыкальное становление молодого трубача прошло под знаком этого джазового крещения с участием Терри. Европейскому музыканту трудно сделать международную карьеру, не завоевав родину джаза. Для амбициозного джазмена все пути ведут в Нью-Йорк. Скромный и застенчивый красавчик Гай отправляется в США. Его замечает Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и приглашает в свой ансамбль. Затем Гай Баркер играет в квинтете Фредди Хабборда (Freddie Hubbard), далее работает с Джоном Дэнквортом (John Dankworth) Бесспорной удачей английского трубача стало приглашение войти в состав биг бенда Гила Эванса (Gil Evans), в котором он в 1983 гастролирует и делает записи. Он также сотрудничает с Линой Хорн (Lena Horne) и Бобби Уотсоном (Bobby Watson). В американский период своего творчества Баркер часто выступал в ансамблях, аккомпанировавших известным вокалистам – Френку Синатре (Frank Sinatra), Сэмми Девису мл. (AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">AMM.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html">Amm-88.html="" artists="" href="/artists/sSammy Davis, Jr.). С 1984 по 1992 Баркер был участником квинтета Кларка Трэйси (Clark Tracey), и в дальнейшем продолжил сотрудничество с ним. Как сайдмен Баркер играл со множеством ведущих музыкантов и групп, в числе которых были Орнетт Колмен (Ornette Coleman), Карла Блэй (Carla Bley), Джорджи Фэйм (Georgie Fame), Джеймс Картер (James Carter), Майк Уэстбрук (Mike Westbrook), Колин Таунс (Colin Towns), Натали Мерчант (Natalie Merchant), ABC, The The, Haircut One Hundred, Erasure, Крис Ботти (Chris Botti), Wham!, Kajagoogoo, The Housemartins, Matt Bianco, Alphaville, The Style Council, The Moody Blues, Стинг (Sting), Bucks Fizz, Майк Олдфилд (Mike Oldfield), Клео Лэйн (Cleo Laine), Acoustic Alchemy, XTC и Стэн Трэйси (Stan Tracey). Вернувшись на родину Баркер сразу же вошёл в число ведущих британских джазменов. Квинтет Гая Баркера считается одним из лучших ансамблей современного джаза в Европе. Блестящая инструментальная техника и благородное, глубоко эмоциональное звучание трубы его лидера мгновенно захватывают слушателя, вовлекая его в магический мир баркеровской образности. В составе его коллектива играли испанский альт саксофонист Перико Сэмбит (Perico Sambeat), португальский пианист Бернардо Сассетти (Bernardo Sassetti), английский басист Джиофф Гаскойн (Geoff Gascoyne) и американский ударник Джин Кальдеразо (Gene Calderazzo). В дальнейшем Баркер создал Guy Barker Jazz Orchestra из 15 участников, в состав которого вошли итальянский альт саксофонист Розарио Джиулиани (Rosario Giuliani) и шведский тенор саксофонист Пер Йоханссон (Per Johansson). Этот коллектив исполнил DZF, переработанное произведение Моцарта «Magic Flute». Гай Баркер становится музыкальным директором/аранжировщиком открытого гала концерта "Jazz Voice : Celebrating a century of song" на ежегодном London Jazz Festival с 2008 по 20014. Он также исполнял подобные обязанности на нескольких музыкальных шоу на BBC Radio 2, проходивших по вечерам в пятницу. В них участвовали Guy Barker Jazz Orchestra совместно с BBC Concert Orchestra. Шоу были посвящены творчеству Билли Холлидей (Billie Holiday), Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Билли Стрэйхорна (Billy Strayhorn), Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Ариты Фрэнклин (Aretha Franklin) и Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield). Была проведена программа Jazz Royalty в честь бракосочетания Уилльяма и Кэтти. В 2013 он был награждён Золотым знаком (BASCA/PRS Gold Badge). В 20015 Баркеру присудили почётное звание Члена Ордена Британской империи (Member of the Order of the British Empire (MBE), что и было объявлено на новогодней церемонии чествования джазовых исполнителей 2015 New Year Honours. Интервью Джеральду Вуду: Д.В. – На каком стилистическом диалекте джаза Вы предпочитаете импровизировать? К какому джазовому стилю Вы тяготеете более всего? К свингу, бибопу, кулу? Г.Б. – Я всегда играл современный джаз. На мою музыку повлияли музыканты, которых я слушал. Начиная с Клиффорда Брауна (Clifford Brown) и до наших дней. Я люблю все стили джаза. Мне кажется, что весь джаз можно назвать современным. Всё, что создано в ХХ веке, можно назвать современным. И, конечно, у джаза есть традиции. Я прекрасно осознаю, что в моей музыке от Рекса Стюарта (Rex Stewart), что от Армстронга (Louis Armstrong). Я верю в то, что в джазе существует преемственность. И вы неизбежно создаёте свой стиль на достижениях своих предшественников. Самое важное при этом оставаться самим собой, и быть честным с собой и другими. Д.В. – Тем не менее, могли бы Вы назвать музыканта больше других оказавшего на Вас влияние? Г.Б. – Музыкант, записи которого я слушаю больше других – это Клиффорд Браун (Clifford Brown). Конечно, я много слушал и Фредди Хабборда (Freddie Hubbard), и Майлса Девиса (Miles Davis) я слушал очень много. Мне нравится игра Уинтона Марсалиса (Wynton Marsalis), нравится и Чет Бейкер (Chet Baker). Боюсь, если я начну перечислять трубачей, которых я люблю и которых много слушал, я вынужден буду назвать имена по крайней мере 40-50 музыкантов. Д.В. – В консерватории Вы изучали классическую музыку и, видимо, много её играли. Интересует ли Вас классика до сих пор и кто именно из композиторов? Г.Б. – Люблю Бартока, Стравинского, Бетховена. Много слушаю французской музыки, особенно композиторов, писавших для трубы вроде Анри Томаси и Андре Жовивье. Какая-то часть моей личности любит играть в симфонических оркестрах, исполнять концерты для трубы. Нередко дома я практикуюсь в исполнении такого рода музыки. Д.В. – И помогает ли это играть джаз? Г.Б. – Честно говоря, не знаю. Но это очень помогает в умении контролировать инструмент. Не имеет значения играете ли вы при этом джаз или классику. Многие вещи, которые вам приходится исполнять, улучшают вашу инструментальную технику. Что же до джаза, то чтобы его хорошо играть, вы должны его играть ежедневно. Оба эти вида музыки требуют от музыканта решения зачастую различных, если не противоположных технических проблем. Они требуют различного инструментального опыта. Д.В. – Видимо, возможен и китайский джаз. Как возможен джаз французский или русский. И, тем не менее, английский джаз многих удивляет. Как Вы видимо знаете, во многих странах существует устойчивый стереотип представления об англичанах, как об холодном и не способном на спонтанное поведение народе. Совместимо ли это с искусством джаза? Г.Б. – Такое представление об англичанах совершенно ничем не обосновано. Это ложное обобщение. Такие обобщения вообще очень опасны. Они обычно имеют мало общего с действительностью. Я живу с американкой, которая часто говорит своим друзьям, что я не похож на англичанина, потому что я играю джаз. Каким же должен быть англичанин, чтобы играть джаз? Англичане вовсе не холодный народ. Мы, скорее, сдержанный народ. Но под сдержанностью у нас не меньше эмоций, чем у создателей джаза. Английский национальный характер вовсе не противопоказан джазу. Я побывал во многих странах и многие люди не соответствовали тому стереотипу, который у меня изначально сложился об этих странах.
14:00