Grover Washington, Jr. / Гровер Вашингтон мл.
Американский джазовый саксофонист, один из наиболее популярных саксофонистов за последние четверть века, музыкант, заслуживший любовь у широкого круга слушателей за счёт исключительной теплоты и доходчивости своего исполнения.
Роберт Палмер (Robert Palmer) в журнале "Rolling Stone" назвал Гровера Вашингтона "наиболее популярным саксофонистом, работающим в джаз-фьюжн идиоме". В тоже время Вашингтон часто подвергался критике джазовыми пуристами за откровенный коммерческий подход при создании своих записей. Что бы ни говорили, Вашингтон без сомнений талантливейший музыкант, который всегда окружал себя высококлассными исполнителями и сумевший создать довольно большую последовательность хитовых альбомов.
Как писал Albert De Genova в журнале "Down Beat": "Гровер Вашингтон нашёл свою нишу, и хотя некоторые обижены на него за коммерческий подход, никто не может отрицать его способностей (или способностей музыкантов, играющих с ним). Он создаёт музыку настроения, успокаивающую и пасторальную, с оттенками городского фанка, сделанную со вкусом и качеством".
Его мать пела в церковном хоре, отец играл на тенор саксофоне и обладал большой коллекции джазовых пластинок на 78 оборотов. Один брат играл на органе в церкви, самый младший брат Деррил (Darryl) играл на ударной установке. Первый саксофон Гроверу подарили родители. "Мы выходцы из гетто, - рассказал Вашингтон "Encyclopedia of Pop, Rock & Soul", - но, несмотря на этот факт, и то, что в Баффало очень холодно зимой, в городе царила тёплая творческая атмосфера, в которую я и погрузился".
Родители поощряли занятия сына классической музыкой и джазом. "Я начал играть приблизительно в 10 лет, - рассказал он Julie Coryell и Laura Friedman в Jazz-Rock Fusion: The People, The Music, - и моей первой настоящей любовью была классическая музыка". Он учится в Wurlitzer School of Music и изучает различные инструменты. "Мои первые уроки были на саксофоне, затем было фортепиано, ударные и семейство перкуссионных, и бас гитара". На вопрос, как он находил на всё это время, Гровер ответил: "В принципе, это было то, чем я хотел заниматься с самого раннего возраста, так что у меня находилось время. И я действительно изучил все эти инструменты на базовом уровне".
Его навыки чтения с листа и увлечение композицией позже пригодилось ему в карьере. В 12 лет Гровер начал играть профессионально. Юношей Вашингтон просиживал в джазовых клубах и даже выступал с блюзовой группой. "Я играл в клубах до трёх часов ночи, а без пятнадцати восемь был в школе, - вспоминал он. Его брат Деррил (Darryl) стал джазовым ударником, который играл на одной сцене с такими звёздами, как Анжела Бофилл (Angela Bofill) и Гато Барбиери (Gato Barbieri). Вашингтон также мечтал о карьере в баскетболе, но от этой идеи пришлось отказаться из-за недостаточно большого роста.
В старших классах школы Гровер играл на баритон саксофоне в составе общегородского школьного оркестра. Он также изучал аккордовые последовательности у преподавателя Элвина Шеферда (Elvin Shepherd). Окончив школу, Вашингтон покинул Баффало и присоединился к р-н-б группе Four Clefs. Группа располагалась в Columbus, Ohio и большую часть времени проводила в гастролях по среднему западу США.
Four Clefs распалась в 1963 и Вашингтон присоединился группе органиста Кита МакАлистера (Keith McAllister). Он также играл в составе Mark III Trio из города Mansfield, Ohio. В 1965 он был призван на военную службу, так как Америка развязала войну во Вьетнаме. Вашингтгон думал, что его, как и всех, отправят сражаться в юго-восточную Азию, но музыкальный талант спас его от отправки: он получил назначение в оркестр 19-ой армии. Его направили в Fort Dix, New Jersey.
В свободное время он играл в различных коллективах в Филадельфии. В этот период он сошёлся с барабанщиком Билли Кобэмом (Billy Cobham), который позже ввёл его в среду музыкального Нью-Йорка. В этот период он познакомился и со своей будущей супругой Кристин (Christine), которая работала помощником редактора. В интервью журналу "People" Кристин рассказала: "Мы познакомились в субботу, а в следующий четверг он уже переехал ко мне". Свадебная церемония состоялась в 1967. Она стала для него не только супругой, но и партнёром. В их семье появились сын Гровер третий (Grover III), ставший также музыкантом, и дочь Шана (Shana).
Вашингтон уволился из армии в 1967, и молодая семья перебралась в Филадельфию. В 1967-1968 Гровер играет в группе Sonotones под лидерством Дона Гарднера (Don Gardner). В 1969-1970 работает в Филадельфии дистрибьютором музыкальных записей, параллельно выступая в различных коллективах Нью-Йорка, и постепенно зарабатывает репутацию джазового баритон саксофониста. "Я полностью погрузился в джаз в то время, - рассказал он Coryell и Friedman, - и это открыло мне другую сторону музыки. Я открыл для себя такие имена, как Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Jethro Tull и Джон Майялл (John Mayall)".
В 1971 он возвращается к исполнению музыки в составе группы Чарльза Ёрланда (Charles Earland). Кроме того, как сайдмен он записывается с различными исполнителями, среди которых были Джо Джонс (Joe Jones), Джонни Хаммонд (Johnny HAMMond), Мелвин Спаркс (Melvin Sparks). Он присутствует на первых двух альбомах Леона Спенсера (Leon Spencer) для лейбла Prestige Records. Настоящий прорыв в музыкальной карьере Вашингтона произошёл в 1971 совершенно случайно. Продюсер Крид Тейлор (Creed Taylor) подобрал несколько поп-фанк мелодий для альт саксофониста Хенк Кройфорд (Hank Crawford) и собрал для этого в студии коллектив музыкантов.
Но Кроуфорд был неожиданно арестован по делу двухлетней давности и в последнюю минуту продюсер пригласил никому не известного Вашингтона на замену для записи в студию лейбла Kudu. Вашингтону пришлось играть альт-саксофоне - инструменте, который он не брал в руки со времён армейской службы. Своего сакса у него не было. Пришлось одолжить. Записанный материал было решено выпустить под именем Вашингтона под названием INNER CITY BLUES. По словам критика Роберта Палмера (Robert Palmer) из "New York Times" диск "продался сотнями тысяч копий и очень много сделал для разрушения барьеров между джазом и миром поп музыки". Позже Вашингтон заметил: "Мой большой прорыв был делом слепой удачи".
В 1971 он становится президентом музыкальной издательской компании G.W. Jr. Music, Inc. и производственной компании G-Man Productions, Inc. Он продолжает записываться в качестве сайдмена с Ренди Уэстоном (Randy Weston), Доном Себески (Don Sebesky), Эриком Гейлом (Eric Gale), Бобом Джеймсом (Bob James) и другими, как и записывать собственные альбомы. В 1972 он выпускает ALL THE KING’S HORSES, за которым в 1973 следует SOUL BOX.
Следующий альбом для лейбла Kudu MISTER MAGIC вышел в 1974 и получил отличную критику за оригинальный, утончённый звук. Именно этот диск принёс ему статус восходящей звезды джаза и открыл дорогу в самые престижные концертные залы. Он стал первым его альбомом, поднявшимся до 10 места в списках популярности Billboard's Top 40 и получившим статус золотого. Заглавная композиция поднялась до 16 места в списках R&B синглов и заняла 54 место в категории pop. В создании ранних альбомов практически всегда присутствовал гитарист Эрик Гейл (Eric Gale).
Следующая работа FEELS SO GOOD снова поднялась до 10 места в списках альбомов. В число бестселлеров попали LIVE AT THE BIJOU и NEED SEED. Вашингтон без устали работал над продвижением своих записей и к концу 70-ых в поисках более сильного лейбла сначала перешёл под опеку Motown, а позднее к Elektra. Вашингтон был не первым джазовым музыкантом, поддавшимся влиянию R&B и поп музыки, но он сделал это особой свежестью и убедительностью. Как и другие инструменталисты, он исполнял джазовые импровизации поверх роковых или современных городских ритмов, что можно отнести к стилям jazz-pop или jazz-rock fusion.
Он явственно находился под влиянием таких мастеров, как Джон Колтрейн (John Coltrane), Джо Хендерсон (Joe Henderson) и Оливер Нелсон (Oliver Nelson). Его импровизации были музыкально сложными, но никогда не теряли непосредственности популярных форм, на которых они были основаны. Жена Вашингтона Christine слушала в основном популярную музыку и тем самым тоже оказывала на него своё влияние. Кристин рассказала журналу "Rolling Stone": "Он стремился играть джаз, но вскоре начал слушать и популярную музыку, и однажды он сказал мне, что просто хочет играть то, что чувствует, без наклеивания всяких ярлыков".
Йоахим Берендт (Joachim Berendt) написал в "The Jazz Book: From New Orleans to Rock and Free Jazz", что он исполнял современную музыку "не беспокоясь о стилях и школах". Разносторонний музыкант Вашингтон играл на тенор, альт, сопрано и баритон саксофонах, кларнете, бас гитаре и фортепиано. Он также пишет часть исполняемого материала. Вскоре Гровер обнаружил, что его музыка регулярно звучит на различных радиостанциях города, причём разных современных форматов. И это был не временный феномен. Многие его альбомы периода 1980-х, вышедшие на Elektra, оставались в печати до конца 1990-х.
Популярность музыки в исполнении Вашингтона помогла стилю jazz-pop стать популярным. Клавишник Боб Джеймс (Bob James) сказал Wansley: "Гровер был одним из тех людей, которые запустили всё это crossover движение. Конечно же, есть люди заинтригованные джазом, но большая часть этой музыки такая сложная, что людям зачастую тяжело наладить с ней отношения. Гровер достиг очень высокого уровня музыкальности и ещё его исполнение было очень мелодичным и непосредственным". Критики выказали смешанную реакцию на музыку Вашингтона, одни восхваляли, другие порицали. "Коммерционализм" в его музыке – вот что обычно подвергалось нападкам.
В обзоре альбома SKYLARKIN’ (1979), Френк-Джон Хедли (Frank-John Hadley) из "Downbeat" написал, что "если бы саксофонистов коммерческого джаза возвысили до монархического уровня, то Гровер Вашингтон стал бы королём". Критик добавил, что "кредо Вашингтона может звучать так: Позвольте моей музыке проистекать и распространять любовь. Увы, его прошлые записи … были столь же поверхностны, надуманы и нечестны как романсы Арлекина". С другой стороны, SKYLARKIN’ получил высокую оценку от Хедли за эмоциональность игры Вашингтона.
"Время от времени его фразы предсказуемы, тремоло звучат как клише, но его игра вызывает достаточно неожиданное волнение и сочувствие, которые часто сложно обнаружить в записях всё возрастающего числа претендентов на олимп в коммерческом джазе". Уважаемый критик Рон Уэлбум (Ron Welbum) отметил в "Radio Free Jazz", что "Гровер, возможно, самый сильный молодой фьюжн саксофонист в традициях Хэла Сингера (Hal Singer), Уиллиса Джексона (Willis Jackson) и Джуниор Уолкера (Junior Walker). Некоторая предсказуемость его музыки с лёгкостью нивелируется силой и ... искренностью его выступлений".
Хотя некоторые критики рассматривали его музыку как "fuzak", Палмер (Palmer) в журнале "Rolling Stone" отметил: "Мощнейшие концертные выступления чётко дают понять, что независимо от его коммерческих склонностей, Вашингтон основательно знает свои сопрано, альт, тенор и баритон саксофоны. Особенно на сопрано и альте его звук привлекательно личный; он сочетает в себе текучее изящество с едва заметным присутствием R&B". Даже некоторые коллеги из числа джазовых музыкантов бросили камень в музыку Вашингтона. Уэнсли (Wansley) сообщил, что басист Перси Хис (Percy Heath) обвинил Вашингтона в исполнении "вырождающегося" джаза.
Защищаясь от нападок, он сказал: "Моя музыка для обычных людей – человеческая музыка. В ней нет притворства. Она честная. Она передаёт чувства и настроения. Вот и всё, что вы можете получить от неё". Второй диск для Elektra WINELIGHT (1980) принёс Гроверу титул ведущего исполнителя-инструменталиста и стал самым успешным в карьере Вашингтона. Альбом стал победителем в двух номинациях на премию GrAMMy. Диск был назван "Best Jazz Fusion Performance", а сингл "Just the Two of Us", записанный с вокалистом Билла Уитерса (Bill Withers) был назван "Best R&B Song". Альбом был также номинирован на "Record of the Year" и "Song of the Year".
Диск оставался в списках популярности журнала "Billboard" в течение 102 недель, а на первом месте продержался 31 неделю. Ему сопутствовал отличный коммерческий успех — впоследствии суммарные продажи составили свыше 2 млн. копий. Альбом WINELIGHT получил платиновый статус, а сингл стал золотым. Журнал "People" писал, что две записи "одновременно попали в число пяти бестселлеров в различных категориях: соул синглов и альбомов, поп синглов и альбомов, и джазовых альбомов". На страницах "New York Times" писали: "Коммерческий успех Вашингтона крайне необычен для современных джазовых инструменталистов".
С тех пор, как Вашингтон переехал в Филадельфию, он стал большим поклонником профессиональной баскетбольной команды Philadelphia 76ers. Его любовь к команде, и к её ведущему игроку нашла отражение в альбоме WINELIGHT. Композицию "Let It Flow ("For Dr. J")" он посвятил игроку Джулиусу Эрвингу (Julius "Dr. J." Erving). В это же время он получил согласие команды на исполнение государственного гимна перед матчем. "Почему нет? – сказал он Лизе Тваймен (Lisa Twyman) из "Sports Illustrated". – Я в любом случае прихожу на игры". Кроме того, в 1980 Вашингтон подал запрос на участие в докторской программе по музыкальной композиции в Temple University.
Он объяснил Wansley, что ему "сказали прийти на прослушивание. На следующий день, - он улыбнулся, - я вернулся с кипой своих альбомов и сказал им прослушать их и дать мне знать, как они думают, умею ли я играть". Он был принят. Следующие альбомы Вашингтона предложили слушателю знакомый спелый звук, а реакция критиков продолжала быть смешанной. В 1982 в обзоре его записи COME MORNING, De Genova написал: "Коммерческая? Да. Банальная? Нет. Соответственно названный, этот альбом создаёт настроение "прохладного летнего утра, травы, всё ещё влажной от росы, любимого, лежащего рядом с вами". Он добавил, что "искренность Гровера и его естественные, почти причудливые саксофонные интерпретации делают его освежающе лирическую фразировку приятной для прослушивания". Однако, De Genova отметил: "Некоторые могут назвать эту музыку виниловым валиумом, и в зависимости от личного вкуса, альбом может показаться монотонным. Общие черты в настроении, структуре и тональности часто заставляют некоторые мелодии казаться смешанными вместе".
В дополнение к продюсированию своих альбомов, Вашингтон также работал в качестве продюсера группы Pieces of a Dream. В обзоре их записи WE ARE ONE (1982) Роберт Хеншен (Robert Henschen) из "Downbeat" заявил: "С Гровером Вашингтоном в роли продюсера вы можете быть уверены, что заключительный микс будет как лёгкое, приятное прикосновение". Вашингтон также исполнил соло в одной из композиций и о его игре Хеншен сказал, что она была "такой же сладкой, как и всегда". В обзоре альбома Вашингтона THE BEST IS YET TO COME (1983) "People" предположил, что он определённо способен к лучшему. Этот альбом "более популярный, чем джазовый, вставая на крыло только в редких всплесках от Вашингтона, которые вырываются из степенно прописанных аранжировок".
Дела пошли ещё лучше, когда он посетил ежегодный Pitt Jazz Seminar в University of Pittsburgh и ему вручили ежегодно присуждаемую награду за выдающиеся достижения в искусстве (Outstanding Achievement in the Arts). В 1984 Вашингтон выпускает альбом INSIDE MOVES. Роберт Хилтбранд (Robert Hiltbrand) из "People" отметил, что "Джаз Гровера доступен для слушателей всех музыкальных вкусов. Дайте ему свободу внутри выбранного материала, как в композиции "Inside Moves", и вы увидите, насколько бесподобен его текучий и изящный стиль". Описывая другие композиции Хилтбранд сказал: "Тема "Dawn Song" движется от мягкости и мечтательности к остроте и фанковости.
Заглавный трек претерпевает аналогичные изменения, Вашингтон смешивает альт, тенор и баритон саксофоны в сладком начале, а затем тянет за все стоп-краны поверх басово-ударных рифов, что напоминает пионеров стиля фьюжн ансамбль Weather Report". В следующем году Вашингтон сотрудничает с джазовым гитаристом Кенни Барреллом (Kenny Burrell). В обзоре для "People" Ральф Новак (Ralph Novak) отметил, что "даже у тех людей, которые считают популярные соло-саксофонные альбомы Вашингтона слишком мягкими и несложными, не возникает вопросов по поводу чувства мелодии и тона. Этот диск позволяет ему раскрыть эти таланты со страстью отмщения".
Баррелл и Вашингтон хорошо подходят друг другу по мнению Новака. "Едва ли в джазе существуют более приятные моменты, чем, когда вместе собираются два захватывающих воображение солиста и невероятным образом сочетаются в понимании настроений друг друга, и этот альбом полон таких моментов".
В 1987 Гровер подписывает контракт с лейблом Columbia, что приводит к регулярному появлению его записей. Контрактные обязательства не давали ему ту степень свободы, которая бы позволила ему работать над созданием нового звучания и новой музыки. Некоторое время он был вынужден создавать музыку, которую от него ожидала услышать большая армия его поклонников. Но всё же Вашингтон предпринял некоторые шаги, чтобы успокоить критиков, выражавших сожаление по поводу чрезмерной коммерциализации его стиля.
Гровер создаёт два альбома THEN AND NOW (1988) и ALL MY TOMORROWS (1994), в которых он обозначил движение в направлении чистого акустического джаза, смягчив в своих треках влияние популярных ритмов, которые определяли большую часть его музыки. "Если Вы время от времени не делаете что-нибудь вроде этого, - сказал Вашингтон в интервью журналу "Downbeat" в 1994, - то люди начинают думать, что Вы просто не знаете, как это делается… Но большинство из нас всё же многогранны, как бриллианты".
В создании диска ALL MY TOMORROWS приняли участие пианист Хенк Джонс (Hank Jones), трубач Эдди Хендерсон (Eddie Henderson), басист Джордж Мраз (George Mraz), ударники Билли Харт (Billy Hart) и Льюис Неш (Lewis Nash); кроме того, в проекте значился и вокалист Фредди Коул (Freddie Cole), брат легендарного Нэт Кинг Коула (Nat King Cole). Последующие альбомы, как NEXT EXIT (1992), были более коммерчески ориентированы.
В 1993 его пригласили выступить на концерте посвящённом инаугурации президента Билла Клинтона. Он сотрудничает с Джоном Уилльямсом (John Williams) – дирижёром оркестра Boston Pops, и London Symphony Orchestra во время записи музики из фильма "A Place in the Sun" для альбома THE HOLLYWOOD SOUND. Он продолжает внимательно следить за современными тенденциями в популярной музыке: альбом SOULFUL STRUT (1996) содержал элементы хип-хопа, эйсид джаза и африканские ритмы. В конце 1997 появился его первый рождественский альбом.
На своих концертах он по прежнему исполнял инструментальные композиции в стиле джаз-поп, которые позволили ему найти своё место под солнцем. Критик "Washington Post" от метил в 1997: "лишь несколько людей играют подобную музыку дольше или более успешно, чем Вашингтон".
Гровер Вашингтон-младший умер внезапно 17 декабря 1999 от сердечного приступа. После исполнения четырёх композиций для шоу The Saturday Early Show в телевизионной студии CBS в Нью-Йорке Гровер пошёл отдохнуть в комнату отдыха, где у него случился сердечный приступ. Его доставили в St. Luke's-Roosevelt Hospital и в 19:30 врачи констатировали смерть.
Сонни Роллинс (Sonny Rollins) сказал в интервью журналу "Downbeat": "Он был одним из лучших людей, которые у нас были в этой музыке, и на человеческом уровне, и как величайший исполнитель". Гровер Вашингтон умел играть разную музыку, и традиционный хард-боп, и даже авангардную музыку.
Он приезжал в Москву ещё в 1980-е, в советские времена в составе какой-то культурной миссии, и выступил неофициально в театре им. Вахтангова, где, неожиданно для всех заиграл жёсткий политональный джаз. Но на своих пластинках он всегда звучал одинаково, не отходя от своей манеры, не нарушая своего образа.
Своей игрой он оказал заметное влияние на целое поколение молодых исполнителей, в числе которых Кенни Джи (Kenny G), Уолтер Бисли (Walter Beasley), Стив Коул (Steve Cole), Памела Уилльямс (Pamela Williams), Наджи (Najee) и Джордж Ховард (George Howard). Гораздо проще копировать тех музыкантов, у которых присутствует много сложных, но заученных пассажей, и тогда вы сталкиваетесь лишь с проблемой техники. А в импровизации Вашингтона, напротив, нет места лишним нотам. Главное его достоинство – стильность самой манеры.
В 2001 Джейсон Майлс (Jason Miles) потрудился собрать в студии разных музыкантов для записи альбома, посвящённого Гроверу Вашингтону. Диск получил название TO GROVER, WITH LOVE.