Gil Evans / Гил Эванс
Канадский джазовый пианист, аранжировщик, композитор и руководитель оркестра. Один из наиболее значительных аранжировщиков в истории джаза. Сотрудничество Эванса с Майлсом Девисом (Miles Davis) воплотилось в трёх альбомах (MILES AHEAD, PORGY AND BESS и SKETCHES OF SPAIN), которые все стали классическими. Как и Майлс, в 70-х Гил начал широко использовать электронные инструменты и предпочитал не оглядываться назад, воспроизводя прошлое.
Родители Эванса выходцы из Австралии. В детстве его фамилия была изменена на Evans по имени его отчима. Его семья поселилась в Stockton, California, где и проходит большая часть его молодости. После 1946 он живёт и работает в основном в Нью-Йорке.
Несмотря на то, что он был самоучкой и никакого музыкального образования не получил, Эванс стал необычайно профессиональным пианистом и композитором, хотя наибольшие его таланты лежали в области аранжирования музыки. Свой первый оркестр он собирает в 1933 в городе Stockon в Калифорнии. Он пишет практически все аранжировки, и когда в 1938 оркестр возглавляет популярный певец Скинни Эннис (Skinnay Ennis), Эванс остаётся в нём в качестве аранжировщика. До этого момента работы Эванса следовали линии общепринятой для танцевальных, коммерчески ориентированных оркестров, но его музыкальные амбиции простирались совсем в другом направлении.
В 1941 начинается сотрудничество с Клодом Торнхиллом (Claude Thornhill), у которого он работает в качестве ведущего аранжировщика оркестра (1941-1942 и 1946-1948). Торнхилл предоставляет ему возможность исследовать различные звуковые фактуры и необычные текстуры, а к 1946 использовать элементы бопа. Склонность Торнхилла к мягким, медленно меняющимся пастельным формам, как основе для его деликатного пианино, стали интересной мастерской для Эванса, который всегда отмечал этот опыт, повлиявший на его дальнейшие работы. В 1946-1947 он пишет выдающиеся аранжировки таких композиций, как "Anthropology", "Donna Lee", "Yardbird Suite" и "Robbins' Nest". В этих и других работах Эванс в дополнение к стандартному набору инструментов оркестра свинг эры добавляет два французских рожка и тубу. Такой подбор инструментов, наряду с умеренным вибрато саксофонов и секции медных духовых, создаёт богатые, насыщенные текстуры, "прохладное" ("cool") оркестровое звучание. Придавая больше значения ансамблевой игре, чем импровизированным соло, материал, созданный Эвансом для Торнхилла, нельзя назвать аранжировками в обычном понимании – это были скорее "рекомпозиции" или "оркестровые импровизации" оригинального материала (к примеру, как обработка Картинок С Выставки Мусоргского).
Однако Эвансу не терпится попробовать что-нибудь новое, чувствуя, что музыка, которую он вынужден писать для оркестров, становится слишком статичной и мрачной. В это время участником оркестра Торнхилла был Джерри Маллиген (Gerry Mulligan), который тоже писал прекрасные аранжировки. Их обоих очаровывает развивающееся радикально новое направление бибоперов в лице Чарли Паркера (Charlie Parker) и Майлса Девиса (Miles Davis) (который в свою очередь восхищался талантом Эванса).
Скромное полуподвальное жилище Эванса позади китайской прачечной в Нью-Йорке вскоре становится местом встреч музыкантов, стремящихся найти новые музыкальные стили вне доминирующего в те дни бибопа. Частенько там появлялся и выдающийся бибопер Чарли Паркер (Charlie Parker). Летом 1948 Эванс вместе с Майлсом Девисом (Miles Davis), Джерри Маллигеном (Gerry Mulligan) и другими пишут партитуру для нонета. В сентябре 1948 группа из 9 исполнителей была собрана, чтобы играть в течение 2 недель в клубе Royal Roost в антрактах между выступлениями оркестра Каунта Бейси (Count Basie). В состав группы вошли молодой баритон саксофонист Джерри Маллиген (Gerry Mulligan), альт саксофонист Ли Конитц (Lee Konitz), а также пианисты Эл Хейг (Al Haig) и Джон Льюис (John Lewis), тромбонист Кай Уиндинг (Kai Winding).
Подписав контракт с Capitol Records, группа в январе 1949 отправляется в студию, где за три сессии записывает 12 композиций с аранжировками Маллигена, Льюиса, Джонни Каризи (Johnny Carisi) и Гила Эванса. Эванс делает запоминающиеся аранжировки композиций "Boplicity" и "Moon Dreams". Именно так началось сотрудничество Майлса с Гилом Эвансом, с которым в течение последующих двадцати лет было создано множество основных работ Дэвиса. 11 композиций из 12 были изданы фирмой Capitol лишь в феврале 1957 под названием THE BIRTH OF THE COOL. (Более поздние издания этого альбома включали все 12 композиций). Критика в целом похвалила альбом и отметила тот парадоксальный эффект, который он произвёл не только на участников записи, в числе которых были Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson) и Кенни Кларк (Kenny Clarke), но и на джазовую сцену в целом.
Несмотря на новое качество материала, созданного Эвансом, в этот момент его карьеры он остаётся практически незамеченным ни критиками, ни широкой джазовой публикой, и находится вдали от коммерческого успеха. Некоторое время он работает на телевидении и радио, затем вновь возвращается к джазу. Ближе к концу 50-х Эванс пишет для Хелен Меррилл (Helen Merrill). Когда Девис подписал контракт с Columbia Records, его продюсер Джордж Авакян (George Avakian) сказал, что тот может выбрать себе любого аранжировщика. Не задумываясь, Девис называет имя Гила Эванса. Их сотрудничество приводит к появлению трёх альбомов MILES AHEAD (1957), PORGY AND BESS (1958) и SKETCHES OF SPAIN (1960). Его аранжировки для Девиса представляли собой очень эффектную смесь концепций, разработанных во время работы с Торнхиллом, и всё больше ограничивали исполнительский стиль Девиса. В этих и в последующих аранжировках Эванс использует такие инструменты, как тубы и басовые тромбоны, что расширяет палитру оркестровых красок, находящихся в его распоряжении, и приводит к созданию его уникального звука и стиля.
Эванс записывает несколько превосходных и чрезвычайно оригинальных сетов в качестве лидера, в числе которых Gil Evans AND TEN (или BIG STUFF) (1957), NEW BOTTLE OLD WINE (1958) и GREAT JAZZ STANDARDS (1959), OUT OF THE COOL (1960). В 1961 Эванс продолжает сотрудничество с Майлсом, которое включает запись концерта в Carnegie Hall. Ещё одной работой этого периода становится диск QUIET NIGHTS (1962), который был выпущен против желания Девиса. Майлс из-за этого даже порвал со своим тогдашним продюсером Тео Масеро (Teo Macero). Хотя эти записи были выпущены под именем Майлса (точнее, как Miles Davis AND THE Gil Evans BIG BAND), вклад Эванса в эти работы был не менее важным, чем Девиса. Эти работы представляли собой музыку и аранжировки Эванса для классического джазового оркестра с добавлением соло Девиса. Кроме того, "за сценой" Эванс делает вклад и в другие альбомы классического квинтета Девиса 60-х.
Как для многих других одарённых аранжировщиков и композиторов, реальной нуждой Эванса был постоянный оркестр для выражения своих идей, но это было чрезвычайно трудно воплотить. Все группы, которые он создал, просуществовали недолго, хотя некоторые, к счастью, сделали записи его оригинальных работ. Он продолжает писать, сочиняет множество расширенных работ, часто сомневаясь в том, будут ли они когда-либо исполнены. В 1963-1964 он записывает несколько сессий для Verve, включая THE INDIVIDUALISM OF Gil Evans (1964), но следующая запись в качестве лидера состоится лишь пять лет спустя.
В 1965 он пишет аранжировки треков с биг бендом для альбома Кенни Баррелла (Kenny Burrell) GUITAR FORMS. Довольно тепло он отнёсся и к росту популярности латиноамериканской и бразильской музыки. В 1966 со своим оркестром он записывает "специальный" альбом LOOK TO THE RAINBOW с бразильской вокалисткой Аструд Джильберто (Astrud Gilberto). В 1969 в альбоме BLUES IN ORBIT он осуществляет свою первую успешную попытку соединить акустические и электронные инструменты.
Начиная с 1970, со своим большим ансамблем он еженедельно выступает в клубах Нью-Йорка. В его составах играют такие звёзды, как Джордж Адамс (George Adams), Лью Солофф (Lew Soloff), Марвин "Ханнибал" Питерсон (Marvin "Hannibal" Peterson), Крис Хантер (Chris Hunter), Ховард Джонсон (Howard Johnson), Пит Левин (Pete Levin), Хирам Баллок (Hiram Bullock), Хемиет Блюиетт (Hamiet Bluiett) и Артур Блис (Arthur Blythe). Хотя составы Эванса были полны талантами, его произведения были всё же слишком растянуты. Он записывается для Artists House, Atlantic (SVENGALI).
Со временем его работы становятся более широко известны и роль его фигуры в современной музыке возрастает. Рост его популярности открыл для большой аудитории тот факт, что его музыка не является эзотерической, а вполне доступна и демонстрирует его уважение к великим традициям раннего джаза. В период 1972-1987 годов Эванс много гастролирует, часто выступая в Европе с концертами и на фестивалях. Дважды посещает Японию, один раз с Жако Пасториусом (Jaco Pastorius). Для человека его поколения и музыкальных интересов Эванс удивительно легко воспринял новые направления со сцены популярной музыки. Следуя за Девисом и многими другими джазменами, Эванс работает в таких новых направлениях, как free jazz и jazz-rock, привлекая к себе внимание поклонников нового поколения. Он планирует встречу с Джими Хендриксом (Jimi Hendrix), на которой хотел предложить гитаристу выступить совместно с его оркестром. Смерть Хендрикса в 1970 не позволила осуществиться этим планам. В 1974 он делает аранжировки и записывает несколько композиций из репертуара Хендрикса.
После 1975 диск THERE COMES A TIME (на котором в числе сайдменов был Девид Сенборн (David Sanborn)) становится одним из целого ряда альбомов, записанных во время живых выступлений. К концу 70-х музыка Эванса становится более тяжёлой для восприятия, в 1977 он записывает PRIESTESS. В 80-х его творческий потенциал не выказывает признаков уменьшения, а даже наоборот, расцветает с новой силой. Он продолжает бесконечную череду гастрольных поездок, записей, радио и телевизионных выступлений, и, кроме всего прочего, продолжает писать новый материал для своего оркестра. Он создаёт такие работы, как "Flute Song", "Las Vegas Tango", "Proclamation", "Variations on The Misery", "Anita's Dance", и (в сотрудничестве с Майлсом Девисом) "Hotel Me" и "General Assembly". При исполнении своих произведений Gil Evans объяснял музыкантам лишь общую структуру композиций, и позволял дальнейшему развиваться спонтанно, скорее вдохновляя всех своей игрой на клавишных, нежели руководя оркестром.
В 1986 Эванс продюсирует и аранжирует музыку к фильму Absolute Beginners. Во время работы над саундтреком Эванс сотрудничает с такими музыкантами, как Шаде Аду (Sade Adu), Patsy Kensit's Eight Wonder, The Style Council, Jerry Dammers, Smiley Culture, Edward Tudor-Pole, и, в особенности, с David Bowie. В 1987 сотрудничает с известным исполнителем Sting, с которым записывает живой диск своих аранжировок песен группы The Police. Кроме того для этого выступления он делает прекрасную аранжировку песни Хендрикса "Little Win".
В дальнейшем Эванс начинает использовать в своих ансамблях электроинструменты (электронные клавишные, бас гитару, синтезатор и т.д.), и стремится в своих аранжировках и композициях предоставлять больше пространства для сольных импровизаций. Это приводит к существенному ослаблению его стиля – как по форме, так и по текстуре, в сравнении с более компактными структурами и завуалированной звучностью его ранних аранжировок. И даже теперь характер его работ остаётся довольно угрюмый, трогательный и интровертивный, что нашло отражение в его пристрастии к композициям в минорных ключах.
С середины и до конца 80-х Gil Evans Orchestra каждый вечер понедельника выступает в джазовом клубе Sweet Basil (Greenwich Village, New York), владельцем которого является джазовый продюсер Хорст Лиепольт (Horst Liepolt). Записи некоторых выступлений Gil Evans and the Monday Night Orchestra были изданы в нескольких успешных альбомах, продюсером которых стал Хорст Лиепольт (Horst Liepolt). Один из этих дисков BUD AND BIRD (1986) в 1989 получает премию Грэмми в категории Лучшее джазовое инструментальное выступление, биг бенд (Best Jazz Instrumental Performance, Big Band).
Незадолго до своей смерти Гил Эванс записывает своё "пианино аранжировщика" в дуэтах с Ли Конитцем (Lee Konitz) и Стивом Лейси (Steve Lacy). В период между 1987 и 1991 было выпущено три фильма, на которых представлены оркестры Эванса. Гил Эванс умер в том же мексиканском городе, где и Чарльз Мингус (Charles Mingus).
Один из выдающихся аранжировщиков и композиторов в истории джаза, Эванс был особенно силён в создании комплексных произведений, которые содержали в своём ядре простую и вполне понимаемую концепцию. На протяжении всей карьеры в его композиторской манере чувствовалось глубокое понимание потребности джазовых музыкантов в проявлении их собственного понимания структуры его работ. Возможно, именно поэтому множество известных музыкантов, в числе которых Стив Лейси (Steve Lacy), Элвин Джоунс (Elvin Jones), Лью Солофф (Lew Soloff), Джордж Адамс (George Adams), Рон Картер (Ron Carter) и Девид Сенборн (David Sanborn), были счастливы играть в составе его оркестра в различные годы. В результате, работы Эванса, даже наиболее искушённые, демонстрируют завидное чувство свободы и спонтанности, которых смогли достичь лишь некоторые аранжировщики его калибра.
Хотя в начале своего творческого пути Эванс находился под влиянием работ Дюка Эллингтона (Duke Ellington) среднего периода, ему удалось разработать собственный стиль, особенно запоминающийся своей богатой насыщенностью, хоть и всегда с тонально ориентированным, гармоническим языком, и, казалось, неистощимым разнообразием тембральных смешений. Создавая совершенные колористические эффекты, что составляло сущность его искусства, он предоставлял своим солистам одарённую богатым воображением основу для импровизаций, что в истории джаза может быть сравнимо лишь с вкладом Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton), Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Чарльза Мингуса (Charles Mingus). Даже в своих самых консервативных работах Эвансу удавалось следовать внутренней спонтанности и импровизационной природе джаза, достигая при этом редкого симбиоза между заранее сочинёнными и импровизационными элементами.