Don Ewell / Дон Юэлл
Американский джазовый страйд пианист, возможно, наиболее известен своей работой с такими ведущими новоорлеанскими музыкантами, как Сидней Беше (Sidney Bechet), Кид Ори (Kid Ory), Джордж Льюис (George Lewis), Джордж Брунис (George Brunis), Маггси Спениер (Muggsy Spanier), Банк Джонсон (Bunk Johnson), Тёрк Мёрфи (Turk Murphy), Джек Тигарден (Jack Teagarden) и The Dukes Of Dixieland.
Хотя он получил классическое образование по классу фортепиано, Юэлл заинтересовался джазом и исполнял музыку новоорлеанских мастеров раннего джаза. Его карьера началась в середине 30-х, когда многие формы исполнительского искусства страдали от снижения популярности под коммерческим прессом эры свинга. В 1945 Юэлл присоединяется к оркестру Банка Джонсона (Bunk Johnson) для выступлений в Stuyvesant Casino в Новом Орлеане. Позднее продолжает работать с Магси Спениером (Muggsy Spanier) и Сиднеем Беше (Sidney Bechet). Стилистически он находился под влиянием таких пианистов, как Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton), Фетс Уоллер (Fats Waller) и Джимми Янси (Jimmy Yancey). В 1952 Юэлл становится ведущим солистом в оркестре Джека Тигардена (Jack Teagarden), и играет в нём вплоть до смерти тромбониста в 1964.
Несмотря на то, что Юэлл практически не записывался в середине 60-х, он занимает первую строчку в первом опросе, проведённом журналом Jazzology, опередив таких более известных пианистов, как Ёрл Хайнс (Earl Hines) и Ральф Саттон (Ralph Sutton). Когда результаты Jazzology Poll были опубликованы, Биг Билл Биссонетт (Big Bill Bissonnette) (тромбонист, ударник и владелец лейбла Jazz Crusade) решает создать оркестр из победителей опроса. Он заручился поддержкой Джорджа Бака (George Buck), который дал ему разрешение на использование результатов опроса и попросил связаться с Юэллом, с которым Биссонетт никогда не встречался. В апреле 1965 Юэлл прилетает из Флориды в Новый Орлеан и вместе с Альбертом Бёрбенком (Albert Burbank) и Джимом Робинсоном (Jim Robinson) играет две сессии для Jazz Crusade. В состав Jazzology Poll Winners также вошли Кид Томас (Kid Thomas) (занявший второе место после Луи Армстронга (Louis Armstrong), который по условиям контракта не мог записываться на стороне), Джордж Льюис (George Lewis), Джордж Геснон (George Guesnon), Слоу Драг Паваго (Slow Drag Pavageau) и Си Фрейзиер (Cie Frazier). Обе записи приобретает GHB и сейчас диск POLL WINNERS числится в каталоге под номером BCD-200.
В июне 1966 состоялся уникальный звукозаписывающий марафон, устроенный тремя компаниями. К GHB (расположена в Columbia SC) присоединились Pearl Records (из Salisbury NC управляемая Сонни Феггартом (Sonny Faggart) и Center Records (из Kannapolis NC под руководством Леонарда Брекетта (Leonard Brackett). Они разделили затраты на аренду комнаты с террасой над рестораном Vaucresson's Bourbon Street и арендовали помещение для студии звукозаписи в Boyden High School. Идея состояла в том, чтобы записать небольшие составы из участников Jazzology Poll Winners. В частности, квартет, состоящий из Джима Робинсона (Jim Robinson) (тромбон), Джорджа Льюиса (George Lewis) (кларнет), Дона Юэлла (Don Ewell) (пианино) и Джосай Си Фрейзиер (Josiah CieFrazier) (ударные). Записывали на оборудовании, которое нашлось в репетиционной комнате школьного оркестра. Сессией руководил Сонни Феггарт (Sonny Faggart), ему ассистировал Джордж Эф Уилсон (George F. Wilson) – руководитель школьного оркестра.
Запись начали около 15:00 5 июня 1966 и записали 18 композиций для лейбла Pearl, которая так и не издала их. В середине 70-х Pearl была куплена Delmark Records и записи пролежали на полке до 1990, когда были выпущены как Don Ewell'S NEW ORLEANS REUNION (номер по каталогу Delmark DE-220).
Следующая сессия началась в 19:30 для лейбла Center, которым владел Леонард Брекетт (Leonard Brackett). Записали 12 треков в составе трио (без тромбона Джима Робинсона (Jim Robinson)) и 7 треков в составе квартета. Леонард издал 10 треков практически сразу (летом 1967) с аннотацией Джеймса Снайдера (James Snyder) и фотографией Сонни Феггарта (Sonny Faggart). В середине 70-х Center был куплен лейблом Biograph и диск был переиздан по номером Biograph/Center 3. Сейчас записи принадлежат английскому лейблу Lake Records, который выпустил диск PORTRAIT OF GEORGE LEWIS (LACD-50), куда также была включена сессия Джорджа Льюиса (George Lewis) с Ди Ди Пирсом (De De Pierce), также записанная лейблом Center. Остались неизданными два трека из этой сессии ("Rose Room" и "Maple Leaf Rag") и шесть альтернативных проб.
GHB приобрела также ночную сессию квартета. 8 записанных номеров были изданы в 1970 как GHB-68, номер 68 выбрали потому, что Джордж Льюис (George Lewis) умер 31 декабря 1968. Аннотацию к диску написал не кто иной, как Руди Блеш (Rudi Blesh), автор Shining Trumpets и других книг о джазе.
В 1968 Дон Юэлл записывается дуэтом с Уилли Зе Лайон Смитом (Willie the Lion Smith). После этого Юэлл много гастролирует, несколько раз посещает Европу, иногда в составе оркестров, иногда вместе с приятелем пианистом Уилли Зе Лайон Смитом (Willie the Lion Smith), но в основном как солист. Тяжело пережив смерть своей дочери от рака, Юэлл получает два удара и 9 августа 1983 умирает.