Django Bates / Джанго Бейтс
Британский джазовый музыкант, композитор, руководитель группы, мультиинструменталист и педагог.
Он играет на фортепиано, клавишных инструментах и тенор-рожке. Бейтса называют "одним из самых талантливых музыкантов Британии... Его творчество охватывает весь спектр джаза - от раннего джаза, бибопа и свободного джаза до джаз-рок-фьюжн".
Помимо джазового творчества, он также является известным классическим композитором (пишет как крупные, так и небольшие композиции на заказ), театральным композитором, преподавал в качестве профессора в различных европейских музыкальных школах. В качестве лидера он играл в таких группах, как Human Chain, Delightful Precipice, Quiet Nights, Powder Room Collapse Orchestra и Belovèd, а также был одним из ведущих участников Loose Tubes и Earthworks Билла Бруфорда (Bill Bruford).
Начальное образование Джанго получил в Sedgehill Secondary School. Пианист-самоучка Бейтс формально изучал фортепиано, трубу и скрипку в Центре для Молодых Музыкантов в Лондоне (1971-1977). В 1977-1978 он посещал курсы для начинающих музыкантов при Morley College. В 1978 после двух недель обучения был исключён из Royal College of Music за то, что играл джаз, используя нотную тетрадь, на которой было написано: "Не использовать для исполнения джазовой музыки".
Бейтс сотрудничал со многими ведущими английскими и африканскими молодыми музыкантами, которые стали украшением расцветающей сцены британского джаза 80-х. Он играл с Тимом Уайтхеадом (Tim Whitehead) в составе группы Borderline, с Биллом Бруфордом (Bill Bruford), Гарри Бекеттом (Harry Beckett), в группе Zila под управлением Дуду Пуквана (Dudu Pukwana) и Стива Аргуеллеса (Steve Arguelles), с которым в 1979 году организовал трио Human Chain. В 1983 году стал известен своим участием в составе джазового оркестра Loose Tubes.
В 1986 Бейтс был приглашён для участия в английском турне оркестра Джорджа Расселла (George Russell), в это же время он играл в квартете First House с альт саксофонистом Кеном Стаббсом (Ken Stubbs), в джаз-рок группе Earthworks, которую основал Билл Бруффорд (Bill Bruford), сотрудничал с Джорджем Грантзом (George Gruntz). Выступал с такими артистами, как Майкл Брекер (Michael Brecker), Тим Берне (Tim Berne), Кристиан Джарви (Christian Jarvi), Винс Мендоза (Vince Mendoza), Девид Сенборн (David Sanborn), Кейт Русби (Kate Rusby) и Дон Элиас (Don Alias).
Широта музыкальных вкусов Бейтса находила отражение в его исполнительской манере и сочинениях. Его игра на фортепиано, равно как и на тенор валторне, которая была необычным инструментом в джазовых кругах и с которой Бейтс управлялся довольно искусно, свидетельствовала о том, что он выдающийся музыкант или, по крайней мере, исполнитель, не способный плохо и неинтересно играть.
В 1990 сюита MUSIC FOR THE THIRD POLICEMAN, написанная Бейтсом по новелле Фланна О'Бриена (Flann O'Brien), была записана специально созданным для этого случая Powder Room Collapse Orchestra. В начале 1991 он совершил турне по Великобритании в составе группы норвежской вокалистки Сидсел Эндрессен (Sidsel Endresen). Летом 1991 он собрал ещё один джазовый оркестр из 19 участников - Delightful Precipice (по названию альбома Loose Tubes). Также он стал создателем музыкально-циркового шоу Circus Umbilicus.
В дальнейшем как композитор Бейтс сконцентрировал свои усилия на написании композиций крупного формата под заказ. Список его произведений включает "Dream Kitchen" для перкуссионистки Эвелин Гленни (Evelyn Glennie); "Fine Frenzy" для Shobhana Jeyasingh Dance Company; концерт для фортепиано для Джоанны МакГрегор (Joanna MacGregor) и Royal Philharmonic Orchestra озаглавленный "What It's Like to be Alive". Также он стал первым композитором, написавшим концерт для электронных клавишных. Он получил название "2000 Years Beyond UNDO" и был исполнен на Barbican Festival.
Он тесно сотрудничал с режиссером Люси Бейли (Lucy Bailey) над созданием нескольких театральных проектов, включая "Gobbledegook" для The Gogmagogs, "Baby Doll", (Birmingham Rep, National Theatre, AlberyTheatre), "Stairs to the Roof" (Chichester Festival Theatre), "The Postman Always Rings Twice" (West Yorkshire Playhouse, Albery Theatre) и "Titus Andronicus" (The Globe Theatre). Они работали вместе и над коротким фильмом "You Can Run". Среди других театральных работ необходимо отметить "As You Like It" режиссёра Грега Дорана (Greg Doran) (RSC) и "Out There!" в постановке Кемпбелла Грехема (Campbell Graham).
В 2004 году он стал первым художественным руководителем музыкального фестиваля FuseLeeds. Он использовал эту возможность, чтобы инициировать первый оркестровый заказ для Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) из Radiohead.
Также Джанго отправил заказ 60 композиторам, в числе которых были Лори Андерсон (Laurie Anderson), Гавин Брайярс (Gavin Bryars), сэр Патрик Мур (Sir Patrick Moore) и Джон Зорн (John Zorn), написать по одному такту. Затем он объединил эти такты в единую композицию Premature Celebration, которая была представлена Эваном Паркером (Evan Parker) и оркестром London Sinfonietta на праздновании 60-летия Эвана.
Преподавание
В 2002 году он был преподавателем джазовой программы Banff Centre вместе с Джимом Блэком (Jim Black) и Дэйвом Дугласом (Dave Douglas). В июле 2005 года он был назначен профессором ритмической музыки в Консерватории ритмической музыки (RMC) в Копенгагене. В сентябре 2010 года он был назначен приглашенным профессором джаза в Королевской академии музыки в Лондоне. В сентябре 2011 года Джанго Бейтс был назначен профессором джаза в HKB Берн Швейцария.
Хотя в качестве лидера он записывался нечасто, в 2017 году он выпустил два альбома с интервалом в месяц. Первым стал июльский SALUTING SGT. PEPPER ON EDITION. Бейтс аранжировал, дирижировал и играл с биг-бэндом радиостанции Frankurt, исполняя современный джаз на протяжении всего альбома. В ноябре он выпустил THE STUDY OF TOUCH, свой дебютный релиз в качестве лидера на лейбле ECM, в сопровождении своего давнего трио Beloved со шведским басистом Петтером Эльдом (Petter Eldh) и датским барабанщиком Петером Брууном (Peter Bruun). В дополнение к этим двум датам Бейтс также выступил в качестве сайдмена Ануара Брахема (Anouar Brahem) на альбоме Blue Maqams для ECM, вместе с басистом Дэйвом Холландом (Dave Holland) и барабанщиком Джеком ДеДжонеттом (Jack DeJohnette).
Награды и почести
Журнал "The Wire" назвал Джанго лучшим британским композитором в 1987 и 1990 годах. В 1995 он стал почётным членом Leeds College of Music и был удостоен стипендии этого музыкального колледжа. Сольное творчество Бейтса включает шесть заметных записей, в том числе звездный альбом QUIET NIGHTS на лейбле Тима Берна (Tim Berne) Screwgun (за который он получил престижную датскую премию Jazzpar) - единственную международную награду в мире джаза. В 2008 году он был номинирован на премию PRS New Music Award. В 2019 году он получил джазовую премию Айвора.
Музыка Джанго Бейтса затрагивает широчайший стилистический спектр. Основой его музыкальных интересов служит философский подход, самой высокой ценностью которого является попытка всегда находиться на переднем крае творчества и новаторства. Возможно, именно поэтому большинство его работ лежат в области авангардного джаза и постмодернистской музыки.
Его стиль игры на фортепиано явно подвергся влиянию таких исполнителей как Билл Эванс (Bill Evans), Кит Джарретт (Keith Jarrett) и Джон Тэйлор (John Taylor). Одним из качеств его исполнительской манеры является чрезвычайно лиричный подход с особым акцентом на гармонию и утончённую аккордовую вокализацию.