Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Chris Barber / Крис Барбер

Британский джазовый тромбонист и бендлидер.

Наряду с тем, что композиции в его исполнении попадали в Тор20 британских хит парадов традиционного джаза с песней "Petite Fleur", Барбер помог взлёту не одной карьеры. В частности, благодаря его содействию известность получила блюзовая вокалистка Оттили Патерсон (Ottilie Patterson), одно время бывшая его супругой, и вокалист/банджоист Лонни Донеган (Lonnie Donegan), который с группой Барбера записал свой первый трансатлантический хит "Rock Island Line" и чьи выступления с Барбером вызвали увлечение скиффлом в середине 1950-х годов. Он стал протеже Донегана и, позднее, Алексиса Корнера (Alexis Korner), а также спонсировал визиты афроамериканских блюзовых музыкантов в Великобританию, что сделало Барбера значимой фигурой в запуске британского ритм-энд-блюза и "бит-бума" 1960-х годов.

Барбер родился в Уэлвин Гарден Сити, графство Хартфордшир. Его отец, Дональд Барбер, был страховым статистиком, который через несколько лет стал секретарем Социалистической лиги, а мать была директором школы. Его родители придерживались левых взглядов, отец учился у Джона Мейнарда Кейнса, а мать стала, по словам Барбера, "единственным социалистическим мэром Кентербери".

Барбер начал учиться игре на скрипке в семь лет. До 15 лет он учился в гимназии Hanley Castle Grammar School, недалеко от Малверна, Вустершир, и начал проявлять интерес к джазу. После окончания войны он посещал школу Святого Павла в Лондоне и начал посещать клубы, чтобы послушать джазовые группы. Затем он провел три года в Guildhall School of Music, и начал играть музыку с друзьями, которых встретил там, включая Алексиса Корнера (Alexis Korner).

В 1950 году Барбер создал New Orleans Jazz Band, непрофессиональную группу из восьми музыкантов, включая Корнера на гитаре и Барбера на контрабасе, для исполнения традиционных джазовых и блюзовых мелодий. Он получил образование актуария, но в 1951 году решил оставить работу в страховой конторе, а в следующем году стал профессиональным музыкантом.

В конце 1952 года Барбер и кларнетист Монти Саншайн (Monty Sunshine) создали группу, в которой, среди прочих, играл трубач Пэт Халкокс (Pat Halcox), начали выступать в лондонских клубах, а в начале 1953 года приняли предложение выступить в Дании. Одновременно выяснилось, что Хэлкокс не сможет поехать, но Кен Колайер (Ken Colyer), посещавший Новый Орлеан, свободен. Колайер присоединился к группе, которая затем получила название Ken Colyer's Jazzmen. В состав группы также вошли Лонни Донеган (Lonnie Donegan), Джим Брэй (бас Jim Bray), Рон Боуден (ударные Ron Bowden) и Барбер на тромбоне. В апреле 1953 года группа дебютировала в Копенгагене, Дания.

С этим удивительно согласованным составом группа Барбера вскоре становится одним из лидирующих британских коллективов традиционного джаза, популярность которого выросла ещё больше на волне интереса к этой форме джаза в конце 50-х - начале 60-х. Снижение интереса к традиционному джазу в связи со взрывом популярности рок-музыки имело драматический эффект для многих британских джазовых групп, но Барбер и в этой ситуации выглядел лучше, чем другие. Частично, это было благодаря его проницательности и бизнес-чутью; частично, благодаря его острому пониманию музыкальных тенденций и его готовности приспосабливаться к другим музыкальным формам, не снижая высоко уровня музыкальных стандартов.

Там Крис Альбертсон (Chris Albertson) записал несколько пластинок для нового датского лейбла Storyville, в том числе несколько с участием только Саншайна (кларнет), Донегана (банджо) и Барбера (бас) в качестве трио Монти Саншайна. Группа играла диксиленд-джаз, а позже регтайм, свинг, блюз и R&B. Пэт Халкокс (Pat Halcox) вернулся на место трубача в 1954 году, когда Колайер ушел после музыкальных и личных разногласий с Барбером и Донеганом, и группа стала называться "The Chris Barber Band".

На первой сессии записи группы в 1954 году был выпущен LP NEW ORLEANS JOYS, в который вошла песня "Rock Island Line" в исполнении Донегана. Выпущенная в качестве сингла под именем Донегана, она стала хитом, положив начало сольной карьере Донегана и британскому буму скиффла. В 1950-е годы группа Барбера записала несколько пластинок IN CONCERT, которые критик Ричи Унтербергер назвал "запечатлевшими раннюю группу Барбера в ее расцвете. Здесь есть определенная четкость и живость как в акустике, так и в исполнении, что делает это в некотором смысле предпочтительнее их более крахмальных студийных записей той же эпохи".

В коротком документальном фильме Momma Don't Allow, снятом в 1956 году, Chris Barber Band выступают вместе с ирландской блюзовой певицей Оттили Паттерсон (Ottilie Patterson) в трад-джаз клубе на севере Лондона. В фильме запечатлена зарождающаяся "молодежная культура" того периода. Барбер женился на Паттерсон в 1959 году.

В 1959 году сделанная группой в октябре 1956 года запись песни Сидни Беше (Sidney Bechet) "Petite Fleur", соло на кларнете Монти Саншайна (Monty Sunshine) с Диком Смитом (Dick Smith) на басу, Роном Боуденом (Ron Bowden) на ударных и Диком Бишопом (Dick Bishop) на гитаре, провела двадцать четыре недели в чартах синглов Великобритании, добравшись до № 3 и продав более миллиона копий, и была удостоена золотого диска. После 1959 года Барбер несколько раз гастролировал в США (где "Petite Fleur" заняла 5 место в чарте).

В традиционный репертуар своей группы он включал рэгтаймы, также сотрудничал со многими современными музыкантами как, например, с Джо Харриоттом (Joe Harriott). Среди наиболее важных аспектов его деятельности в это время было активное продвижение блюза и р-н-б, которое он осуществлял, приглашая ведущих американских артистов в Соединённое Королевство часто за свой счёт.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов Барбер в основном отвечал за организацию первых гастролей в Великобритании блюзовых исполнителей Биг Билла Брунзи, Сонни Терри, Брауни МакГи и Мадди Уотерса. Это, при поддержке местных энтузиастов, таких как Алексис Корнер (Alexis Korner) и Джон Мэйолл (John Mayall), дало толчок молодым музыкантам, таким как Питер Грин (Peter Green), Эрик Клэптон (Eric Clapton) и Rolling Stones.

Исполняя старые формы блюза, Барбер, тем не менее, смог привлечь интерес к блюзу у современных рок исполнителей. Он приглашал на свои выступления Джона Слаутера (John Slaughter) и Пита Йорка (Pete York) (бывшего участника Spencer Davis Group).

Британский ритм-энд-блюз способствовал британскому вторжению в чарты США в 1960-х годах. В январе 1963 года британский музыкальный журнал "NME" сообщил о крупнейшем в Британии мероприятии, посвященном традиционному джазу, которое состоялось в Alexandra Palace. В нем участвовали Джордж Мелли (George Melly), Диз Дисли (Diz Disley), Акер Билк (Acker Bilk), Алекс Уэлш (Alex Welsh), Кенни Болл (Kenny Ball), Кен Колайер (Ken Colyer), Саншайн (Sunshine), Боб Уоллис (Bob Wallis), Брюс Тернер (Bruce Turner), Мик Маллиган (Mick Mulligan) и сам Барбер.

Он гастролировал с такими исполнителями как Расселл Прокоуп (Russell Procope), Уайлд Билл Девис (Wild Bill Davis), Трамми Янг (Trummy Young) и Джон Льюис (John Lewis). Никогда не забывая своих джазовых корней, он исполнял и современные формы блюза, предприняв широкие гастроли со своим шоу "Take Me Back To New Orleans", в котором принял участие Мэк "Доктор Джон" Ребеннек (Mac 'Dr. John' Rebenneck).

В 1964 году Барбер ошеломил традиционалистов, введя в состав блюзового гитариста Джона Слотера (John Slaughter), который (за исключением перерыва с апреля 1978 по август 1986 года, когда его место занял Роджер Хилл (Roger Hill)) играл в группе до самой своей смерти в 2010 году. Затем Барбер добавил второй кларнет/саксофон, и этот состав просуществовал до 2000 года.

Запись композиции Леннона-Маккартни "Catswalk" можно услышать под названием "Cat Call" на альбоме THE SONGS LENNON AND MCCARTNEY GAVE AWAY. Песня, написанная Полом Маккартни, была записана в конце июля 1967 года и выпущена в качестве сингла в Великобритании 20 октября 1967 года. В 1969 году Барбер подписал контракт с прогрессивным лейблом Marmalade Records и выпустил альбом BATTERSEA RAIN DANCE с участием Маккартни и Брайана Оже (Brian Auger).

На протяжении 1960-х годов The Chris Barber Band были очень популярны в Германии, включая части коммунистической Восточной Европы. В 1968 году они выпустили альбом LIVE IN EAST BERLIN.

С гитаристом Рори Галлахером (Rory Gallagher) Барбер и его группа записали в 1972 году альбом DRAT THAT FRATLE RAT, который Боб Стэнли (Bob Stanley) назвал "маловероятным, но потрясающим альбомом в стиле трад-джаз/блюз-рок-фьюжн". Группа гастролировала с американским кларнетистом Расселом Прокопом (Russell Procope) в 1976 году и с Доктором Джоном (Dr. John) в 1981 году. Занимаясь классической музыкой, Барбер заказал и написал в соавторстве с Ричардом Хиллом (Richard Hill) Concerto for Jazz Trombone в 1986 году, премьера которого состоялась за Берлинской стеной в Palast der Republik 2 октября 1986 года. Он также записал альбом UNDER THE INFLUENCE OF JAZZ с Лондонским духовым оркестром Габриэли в 1991 году.

В 1998 году Барбер начал расширять свой ансамбль, отчасти для того, чтобы иметь возможность играть музыку оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington) раннего периода, одного из его любимых. К нему присоединился его коллега тромбонист/аранжировщик Боб Хант (Bob Hunt) и добавились еще один кларнет/саксофон и труба. После своего единственного "Down Under Tour" по Австралии и Новой Зеландии в 2000 году он увеличил состав группы до 11 человек, в итоге переименовав ее в 2001 году в "Big Chris Barber Band". Это открыло группе более широкий диапазон музыки, хотя в программе по-прежнему оставалось место для традиционного новоорлеанского состава из шести человек.

В 2014 году Барбер опубликовал свою автобиографию "Jazz Me Blues" в соавторстве с Алином Шиптоном (Alyn Shipton). Он объявил о своем решении уйти на пенсию 12 августа 2019 года, после примерно 70 лет выступлений. Группа продолжила свою деятельность под музыкальным руководством Боба Ханта (Bob Hunt). Состав Big Chris Barber Band в сентябре 2019 года, который продолжал выступать при полной поддержке Барбера, был следующим: Боб Хант (Bob Hunt) (тромбон/аранжировщик), Майк Генри (Mike Henry) и Габриэль Гаррик (Gabriel Garrick) (трубы), Ник Уайт (Nick White), Тревор Уайтинг (Trevor Whiting) и Ян Киллоран (Ian Killoran) (язычковые), Джон Уотсон (John Watson) (ударные), Джон Дэй (John Day) (контрабас), Джо Фарлер (Joe Farler) (банджо и гитара).

Работы Барбера, как исполнителя на тромбоне, отличались богатым звуком и плавным сольным стилем. Свой самый большой вклад в развитие джаза Барбер внёс в качестве руководителя оркестра и как человек, остро чувствующий тенденции развития джазовой культуры и в Великобритании, и в мире в целом. В начале 90-х он счастливо вошёл в пятое десятилетие творческой деятельности с неослабевающим энтузиазмом и с возрастающим интересом публики к его музыкальному наследию.

В 1991 году Барбер был удостоен OBE (Орден Британской империи) за заслуги в музыке. В июне 2006 года он получил степень почетного доктора Даремского университета, а в сентябре 2013 года на "Lahnstein Blues Festival" (Германия) он был удостоен "Блюзового Луи" за заслуги в популяризации блюза в Европе. В 2014 году он был отмечен за труд всей своей жизни наградой "German Jazz Trophy".

Долгосрочные музыкальные партнерства

Пэт Хэлкокс (Pat Halcox), трубач в оркестре Криса Барбера с 31 мая 1954 года, ушел на пенсию, сыграв свой последний концерт с Большим оркестром Криса Барбера 16 июля 2008 года. Халкокс и Барбер были вместе в группе 54 года — это самое долгое непрерывное сотрудничество в истории джаза, превосходящее даже сотрудничество Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Гарри Карни (Harry Carney) (48 лет с 1926 по 1974 год). Тони Картер (Tony Carter) (тростниковые) также покинул группу в это время.

Джон Крокер (John Crocker) (тростниковые) ушел из группы в 2003 году после 30 лет работы. Вик Питт (Vic Pitt) (контрабас) ушел в январе 2007 года после 30 лет работы в группе. Его дуэт с барабанщиками того времени - "Big Noise From Winnetka" - был характерен не только для концертов Барбера, но и для его работы с группой Кенни Болла (Kenny Ball) непосредственно перед этим.

Личная жизнь

Барбер был женат четыре раза: на танцовщице и певице Наиде Лейн (Naida Lane); на блюзовой певице и участнице группы Оттили Паттерсон (Ottilie Patterson) (с 1959 года до их развода в 1983 году); на Ренате Хильбих (Renate Hilbich) (с которой у него было двое детей, Кэролайн и Кристофер-младший); и, наконец, на Кейт Грэй (Kate Gray), которая пережила его.

Помимо музыкальной жизни, Барбер увлекался автогонками. Его первая гонка состоялась в Брэндс Хэтч в 1957 году за рулем Lotus Mark IX. Он также владел несколькими винтажными Lagondas. Среди его близких друзей были основатель Lotus Колин Чепмен и Кен Тиррелл.

Он умер 2 марта 2021 года в возрасте 90 лет, страдая от старческой дименции.

14:03