Chris Anderson (piano) / Крис Андерсон
Американский джазовый пианист, оказавший влияние на становление исполнительского стиля Херби Хенкока (Herbie Hancock).
Родился в Чикаго и практически самостоятельно научился играть на фортепиано. Практически всю жизнь увлекался изучением гармонии, любовь к которой проснулась в раннем возрасте при прослушивании музыки из фильмов. Он самостоятельно учился игре на семейном пианино, причём настолько хорошо, что никогда не брал уроков - ключ к поразительной оригинальности его гармонического мышления и музыкальным идеям. Ещё до того, как Крис закончил среднюю школу, он давал блюз-концерты в барах South Side. Работа после окончания школы в музыкальном магазине познакомила его с Нэтом Кингом Коулом (Nat King Cole), Артом Татумом (Art Tatum) и Дюком Эллингтоном (Duke Ellington); с тех пор его музыкой стал джаз.
После тех первых трёх великих наставников Крис редко слушал пианистов. Как он выразился: "Мне было бы более интересно послушать аранжировщика, чем пианиста. Например, Гил Эванс (Gil Evans) или Нельсон Риддл (Nelson Riddle) - они меня очаровали. То, что Риддл сделал для Синатры, вырубило меня". В соответствии с его интересом к гармонии и аранжировке, при прослушивании классики он отдавал предпочтение великим импрессионистам-оркестраторам, Дебюсси и Равелю.
К 18 годам он играл на пианино у Лео Блевинса (Leo Blevins), влиятельного гитариста из Чикаго, который знал почти всех звёзд джаза. В том же году благодаря Лео Крис начал играть с Сонни Ститтом (Sonny Stitt). В течение двух лет он давал знаменитые концерты Pershing Ballroom с Чарли Паркером (Charlie Parker) и Ховардом МакГи (Howard McGhee); два из них были сохранены в записях. Ему было 20 лет, и из-за постоянно ухудшающейся катаракты он полностью ослеп.
Следующие 15 лет в качестве домашнего пианиста в нескольких лучших джаз-клубах Чикаго Крис играл со многими великими музыкантами: Сонни Роллинзом (Sonny Rollins), Клиффордом Брауном (Clifford Brown), Джином Аммонсом (Gene AMMons), Максом Роучем (Max Roach), Стэном Гетцем (Stan Getz), Джонни Гриффином (Johnny Griffin), Роландом Кёрком (Roland Kirk).
В то же время он играл и оказал влияние на целое поколение молодых чикагских музыкантов, многие из которых были обречены на величие. Среди них были Уилбур Уэр (Wilbur Ware), Клиффорд Джордан (Clifford Jordan), Фон Фриман (Von Freeman), Билли Уоллес (Billy Wallace), Джордж Коулман (George Coleman), Уилбур Кэмпбелл (Wilbur Campbell) и Гарольд Маберн (Harold Maburn). Крис с характерной скромностью отзывается о них не как о последователях, а как о близких музыкальных братьях. "Чёрт возьми, они повлияли на меня так же сильно, как и я на них".
В 1960 Херби Хэнкок (Herbie Hancock) услышал игру Криса Андерсона. "Музыка Криса очень сильно повлияла на мою музыку. Услышав, как он играет всего один раз, я умолял его разрешить мне заниматься с ним. Крис Андерсон - мастер гармонии и чувствительности. Я буду вечно в долгу перед ним и его особенным даром".
В 1961, прослушав несколько пианистов на должность аккомпаниатора, его нанимает Дайна Вашингтон (Dinah Washington) и берёт его с собой в турне. Несмотря на блестящие способности Криса как аккомпаниатора, музыканты в Чикаго сделали ставку на то, что он не протянет два месяца со злой Диной. Андерсона постигла судьба многих других аккампаниаторов-аранжировщиков, работавших до него с придирчивой вокалисткой - шесть недель спустя в Нью-Йорке она его уволила.
Андерсон решил остаться в Большом Яблоке. В 1960 он делает запись, пожалуй, своего самого удачного альбома MY ROMANCE (VeeJay, 1960) с басистом Биллом Ли (Bill Lee) и ударником Артом Тэйлором (Art Taylor).
Несмотря на уважение в среде джазменов, Андерсон испытывал затруднения с работой и, как следствие, с ростом популярности и известности из-за своей инвалидности. Он был слеп, а его кости обладали чрезвычайно большой хрупкостью, что приводило к многочисленным переломам. Всё это приводило к тому, что он регулярно выпадал из активной джазовой жизни, был не в состоянии выступать и выполнять взятые на себя контрактные обязательства и договорённости.
Тем не менее он регулярно выступал в качестве солиста на ежегодных концертах Барри Харриса (Barry Harris) и максимально использовал концерты в Bradley's, Village Vanguard, Jazz Gallery и Smalls. Благодаря этим нечастым выступлениям его игра могла повлиять на горстку молодых музыкантов, которым посчастливилось видеть или играть с мастером, включая Ронни Бен-Гура (Ronnie Ben-Hur), Ари Роланда (Ari Roland) и Джейсона Линднера (Jason Lindner). Он оставил небольшое, но значительное количество записей.
Андерсон умер в 2008 в нью-йоркском районе Манхеттен.