Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Bunk Johnson / Банк Джонсон

Американский джазовый трубач, один из ведущих новоорлеанских трубачей раннего джаза.

Джонсон ввёл в заблуждение многих историков джаза, выдумывая практически все факты своей карьеры. В частности, он указывал годом своего рождения 1879, хотя есть некоторые опасения, что на самом деле он моложе как минимум ровно на одно десятилетие. Начало карьеры Джонсона покрыто тайной и частично благодаря его воспоминаниям лишь немного прояснилось в последующие годы. До своего вынужденного ухода из музыки в 1934 Джонсон был, конечно, активным музыкантом и играл во многих оркестрах Нового Орлеана. По его словам, среди прочих он работал с Бадди Болденом (Buddy Bolden) и Джелли Ролл Мортоном (Jelly Roll Morton); однако, как было определено такими современными исследователями, как Кристофер Хиллман (Christopher Hillman), это сотрудничество вряд ли могло иметь место, так как получается, что Джонсон прибавил 10 лет к своему реальному возрасту.

Нет сомнений, что он выступал в составе лучших духовых оркестров своего времени, включая The Superior Orchestra, Eagle Band Френка Дюсена (Frankie Dusen) и с Кларенсом Уилльямсом (Clarence Williams). Джонсон также заявлял, что он оказал сильное влияние и был учителем Луи Армстронга (Louis Armstrong), но к этим утверждениям нужно относиться с большими предосторожностями. Несомненно, Джонсон был важным музыкантом Нового Орлеана в ранние годы джаза; и всё же он имел некоторые личные особенности, и его присутствие в оркестре не всегда гарантировало высокое качество музыки.

Играть на трубе Джонсон учился у Адама Оливера (Adam Olivier), в оркестре которого начал выступать профессионально. Вероятно, Джонсон играл несколько раз с Бадди Болденом (Buddy Bolden), но постоянным участником его оркестра продолжительное время не был (в отличие от утверждений самого Джонсона). В период 1905–1915 он считался одним из ведущих трубачей Нового Орлеана, но в эти годы часто покидал город, гастролируя в составе различных менестрель шоу и цирковых оркестров. Около 1914 Джонсон переезжает в Alexandria, Louisiana и до конца 20-х играет в бесчисленной череде оркестров юга Соединённых Штатов.

В 1915 по неизвестным причинам он отказался от участия в параде Mardi Gras и организаторы парада, называвшие себя krewe (вариант креольского произношения слова "crew" – экипаж, команда), пригрозили, что изобьют его. Он покинул город и поселился в New Iberia, Louisiana.

В 1930, играя на танцах в Rayne, Louisiana в составе Black Eagle Band, другой трубач оркестра Эван Томас (Evan Thomas) прямо на сцене получил ножевое ранение, которое привело к его смерти. Разгорелась ужасная драка, в которой Джонсону поломали трубу и выбили передние зубы. После инцидента он пытался играть, одалживая инструмент, но сердце его уже не принадлежало музыке. К 1931 он практически отошёл от музицирования. В дальнейшем он работал водителем грузовика, наёмным работником и преподавал музыку детям при поддержке WPA.

В 1938 джазовые писатели Фредерик Рэмси (Frederic Ramsey, Jr.) и Чарльз Эдвард Смит (Charles Edward Smith) начали писать свою книгу "Jazzmen". Они взяли интервью у множества музыкантов, включая Луи Армстронга (Louis Armstrong), Сиднея Беше (Sidney Bechet) и Кларенса Уилльямса (Clarence Williams), которые упоминали Джонсона как одного из влиятельных музыкантов раннего джаза в Новом Орлеане. Писатели разыскали Джонсона. Во время интервью и в своих нескольких письмах Джонсон, мягко говоря, выдумал множество историй, в которых он выступал чуть ли не первым исполнителем джаза. Также Джонсон высказался, что если бы он смог найти деньги на то, чтобы поставить себе зубы и купить трубу, то он бы играл снова.

Деньги были найдены. Джонсону купили новую трубу, а дантист - брат Сиднея Беше (Sidney Bechet) Леонард вставил зубы, и вскоре Джонсон вернулся к активным выступлениям. Первые записи привлекли к Джонсону (вместе с кларнетистом Джорджем Льюисом (George Lewis) широкое джазовое внимание и стало понятно, почему многие исполнители раннего джаза упоминали его имя. Он играл с большим воображением, тонкостью и темпераментом. Кроме того, демонстрировал нежную привязанность к употреблению крепких спиртных напитков, доходя, порой, до невменяемого состояния.

Джонсон активно гастролировал, дал множество концертов, выступал на радио и сделал несколько записей, всё время расширяя свою вновь открытую и раздуваемую им самим репутацию одного из основателей всего джазового искусства. Качество исполнительского мастерства, которое Джонсон демонстрировал в этот период, свидетельствовало о том, что он хороший исполнитель блюзового репертуара и предполагалось, что в свои лучшие годы он был трубачом выше среднего уровня. Также многое говорит о том, что он в достаточной мере обладал музыкальными качествами, которые, если бы не досадные обстоятельства, позволили бы ему стать важной фигурой мейнстрима.

Как бы там ни было, появление Джонсона на джазовой сцене, которое помогло придать ускорение Движению Возрождения (Revival Movement) в начале 40-х, прочно связало его с музыкальным стилем, который он, как отметил его биограф Хиллман, возможно, давно перерос. Тем не менее, Джонсон совместно с его близким современником Джорджем Льюисом (George Lewis) в полной мере несёт ответственность за возрождение интереса к раннему джазу, который сохранился и до наших дней.

В конце 1948 Джонсон перенёс кровоизлияние в мозг и в следующем году умер в New Iberia.

Любители и историки джаза до сих пор спорят о наследии Джонсона, и о степени точности красочных воспоминаний о начале его карьеры – он их просто подзабыл, преувеличил или они вообще не соответствуют действительности?

Большая часть его записей продолжает переиздаваться на CD, и как бы там ни было, он всё же оказал весомое влияние на многих современных исполнителей традиционного джаза.

14:00