Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Buck Clayton / Бак Клейтон

Американский джазовый трубач, руководитель ансамблей, композитор. Выдающийся свинговый музыкант, аранжировщик и аккомпаниатор многих джазовых вокалистов. Его фирменным знаком был резкий, "терпкий" звук. Он был ведущим исполнителем в составе оркестра Каунта Бейси (Count Basie) "Old Testament" и лидером множества сессий звукозаписи в 50-х. Более всего на него оказал воияние Луи Армстронг (Louis Armstrong). Клейтон тесно сотрудничал с Ли Джинху (Li Jinhui), отцом китайской популярной музыки в Шанхае. Его вклад помог изменить музыкальную историю Китая, Гон-Конга и Тайваня. Клейтон начал изучать игру на фортепиано в 6 лет. Его отец был музыкантом-любителем, игравшим в фамильной местной церквушке. Отец показал сыну несколько аккордов на трубе, но тот некоторое время не прикасался к инструменту. С 17 лет Бак начал изучать трубу у Боба Расселла (Bob Russell), участника оркестра Джорджа И. Ли (George E. Lee). В юношеские годы Клейтон был уже установившимся трубачом, имевшим в своём арсенале работу в местных оркестрах Канзас-сити. В начале 20-х он имел короткий ангажемент в Калифорнии и недолго играл в оркестре Дюка Эллингтона (Duke Ellington). Позже он вновь возвращается на западное побережье, где играет в нескольких лос-анджелесских оркестрах, среди которых был биг бенд Чарли Эколса (Charlie Echols). К этому Клейтон прошёл обучение у Матта Кэри (Mutt Carey), который позднее, в 40-х, станет ведущим исполнителем движения возрождения на западном побережье. По окончании школы Бак отправляется в Лос-Анджелес. Немногим позже он формирует свой собственный состав из 14 участников под названием “14 Gentlemen from Harlem”. С этого момента существует несколько версий того, как Клейтон оказался в Шанхае. Одни источники утверждают, что Клейтона взял с собой Тедди Уэзерфорд (Teddy Weatherford) для работы в танцевальном зале Canidrome, находившийся во французской концессии в Шанхае. Другие настаивают на том, что он покинул Штаты, спасаясь от расизма. С 1934 или с 1935 (в зависимости от источников) он руководил "Harlem Gentlemen" в Шанхае. Он общался с женой Чан Кай-Ши (Chiang Kai-shek) Сун Мей-Линг (Soong Mei-ling) и её сестрой Ай-линг (Ai-ling), которые были частыми посетительницами Canidrome. Клейтон исполнял песни, написанные Ли Джинху (Li Jinhui), адаптировав китайскую музыкальную шкалу к американским стандартам в музыке. В свою очередь Ли испытал сильное влияние американского джаза благодаря Клейтону. Бак покинул Шанхай в 1937 перед началом второй японо-китайской войны. Вернувшись в Калифорнию, он обнаруживает, что от его бывшей репутации не осталось и следа. В 1937 он получает приглашение от бендлидера Уилли Браянта (Willie Bryant) приехать в Нью-Йорк. По пути Клейтон останавливается в Канзас Сити и там встречает Каунта Бэйси (Count Basie), который убеждает его присоединиться к его оркестру, выступавшему в Reno Club, и занять место трубача, которое недавно покинул Хот Лип Пэйдж (Hot Lips Page). Оркестр Бейси базировался в Нью-Йорке и у Клейтона была возможность фрилансить по студиям звукозаписи. Он принимает участие в записях Билли Холидей (Billie Holiday), присутствует на сессиях Лестера Янга (Lester Young) для лейбла Commodore (и позднее Keynote Records). Его слава прекрасного инструменталиста распространилась довольно широко благодаря великолепным соло на многочисленных записях оркестра Бэйси. Он остаётся с Бэйси до ноября 1943, когда его призывают на армейскую службу. Его часть была расположена в Camp Kilmer возле Нью-Йорка, так что у Клейтона была возможность время от времени принимать участие в различных сессиях, в частности под управлением Сая Оливера (Sy Oliver). Уволившись из армии в 1946, он пишет аранжировки для Каунта Бейси (Count Basie), Бенни Гудмена (Benny Goodman) и Гарри Джеймса (Harry James), а позднее становится участником знаменитого проекта Нормана Гранца (Norman Granz) Jazz At The Philharmonic. В апреле он принимает участие в концерте с Колменом Хокинсом (Coleman Hawkins) и Чарли Паркером (Charlie Parker). В этот период сделала несколько записей для лейбла H.R.S. В октябре отправляется в первое общенациональное турне по США в составе JATP. В 1947, вернувшись в Нью-Йорк после гастролей, находит постоянное место работы в клубе Café Society. В следующем 1948 выступает в Savoy Ballroom с бывшим коллегой по оркестру Бэйси Джимми Рашингом (Jimmy Rushing), иногда собирает под своим именем как большие, так и малые составы. В сентябре 1949 Клейтон на 9 месяцев отправляется в Европу, где выступает со своим ансамблем в Париже. Делает записи для французского лейбла Vogue как под своим именем, так и с кларнетистом Меззом Меззроу (Mezz Mezzrow) и одну сессию с пианистом Ёрлом Хайнсом (Earl Hines). В 1953 он снова в Европе, гастролирует с Меззроу, в Италии к его группе присоединился Френк Синатра (Frank Sinatra). В декабре 1953 участвует в создании серии альбомов, записанных на джем сешинах для лейбла Columbia. Идея принадлежала Джону Хаммонду (John Hammond), хотя продюсером проекта стал Джордж Авакян (George Avakian). Эти сэйшины были построены на удивительно свободных аранжировках Клейтона и стали свидетельством его таланта. Сессии звукозаписи продолжались до 1956. Некоторые треки были длиной в одну сторону долгоиграющей пластинки. Это и была суть идеи Хаммонда. Но иногда это приводило к неожиданным аномалиям. Заглавная композиция альбома JUMPING AT THE WOODSIDE была составлена из двух отрывков, записанных с перерывом в 4 месяца и с совершенно разными ритм секциями. Альбом Клейтона JAZZ SPECTACULAR из этой серии (с Каем Уиндингом (Kai Winding), Джей. Джей. Джонсоном (J. J. Johnson) и вокалом Френки Лейн (Frankie Laine) стал популярен как у любителей джаза, так и у поклонников популярной музыки. В этот период Клейтон также записывался для лейбла Vanguard, с Хаммондом в качестве продюсера, как под собственным именем, так и с такими лидерами, как Раби Браф (Ruby Braff), Мэл Пауэлл (Mel Powell) и Сэр Чарльз Томсон (Sir Charles Thompson). В 1955 он появился в биографическом фильме The Benny Goodman Story, а двумя годами позже в 1957 выступает с Гудменом в Нью-Йорке в Waldorf-Astoria Hotel. В 1958 в Брюсселе он выступает на World Fair в серии концертов с Сиднеем Беше (Sidney Bechet). В следующем году гастроилрует по Европе и делает ежегодно в течение 60-х. Для лейбла Swingville (подразделения Prestige Records) он со-руководит записью двух альбомов с бывшим коллегой по оркестру Бейси Бадди Тэйтом (Buddy Tate) и при поддержке Пи Ви Расселла (Pee Wee Russell) записывает свою продукцию для этого лейбла. В 1964 он выступает в Японии, Австралии и Новой Зеландии с Эдди Кондоном (Eddie Condon), с которым он иногда играл в прошлые годы. В 1965 он гастролирует по Англии с тромбонистом Виком Дикесоном (Vic Dickenson) и блюзовым певцом (Big Joe Turner) в сопровождении британского трубача Хамфри Литтлтона (Humphrey Lyttelton) и его группы. Их работа в студии была показана по телеканалу BBC и позднее выпущена на DVD. Впоследствии он часто посещал Англию и записал там три альбома с Литтлтоном. Чтобы обмануть профсоюз музыкантов Британии музыканты заявили, что записи были сделаны в Швейцарии. Концертные выступления, сделанные с группой Литтлтона в клубе, были выпущены на его лейбле Calligraph Records (CLG CD 048). Одарённый солист с чистым, зрелым тоном, в конце 60-ых вынужден был оставить свой инструмент из-за серьёзных проблем с губами. Вскоре после выступления на New Orleans Jazz Festival в 1969 Клейтон перенёс хирургическую операцию на губах и был вынужден не прикасаться к трубе до 1972. Начиная с 1975 он преподавал в Hunter College, CUNY. Всё время, что Бак не мог играть, он писал аранжировки и снова начал играть лишь в 1977 в турне по Африке, спонсируемое Госдепартаментом. В 1979 основа прекратил играть и работал в качестве аранжировщика. Автобиография "Buck Clayton’s Jazz World", написанная в соавторстве с Nancy Miller Elliott, впервые была издана в 1986. В этом же году его новый Big Band совершил дебютное выступление в Brooklyn Museum в Нью-Йорке, и Клейтон отправился с ним в международное турне, подготовив 100 композиций для его репертуара. Его активность в качестве бендлидера, лектора и особенно аранжировщика продолжается вплоть до конца 80-х. Ведущая фигура в становлении мэйнстрима, Клейтон стал одним из наиболее уважаемых музыкантов в истории джаза. Бак Клейтон умер тихо во сне в 1991.
13:57