Bobby Jaspar / Бобби Джаспар
Бельгийский саксофонист, флейтист и композитор.
Джаспар родом из музыкальной семьи и изучать игру на фортепиано начал в 11 лет. В 1939 он осваивает кларнет и играет джаз в оркестре Bop Shots во время службы на американской базе в Германии.
В 1950 его переводят в Париж, где он играет на тенор саксофоне и флейте с Генри Ренодом (Henri Renaud) и Бернардом Пейффером (Bernard Peiffer). В середине 50-х он возглавляет квартет в Club St. Germain, где выступает с такими приезжими артистами как Чет Бейкер (Chet Baker) и Джимми Рейни (Jimmy Raney).
В 1954 он жениться на певице Блоссом Дири (Blossom Dearie) и в апреле 1956 переезжает в Нью-Йорк. Джаспар без проблем находит нужные контакты и вскоре по результатам опроса критиков журналом DOWNBEAT его называют "Новой Звездой" ("New Star"). В ноябре этого же года он записывает несколько хард боповых пьес в компании с Элвином Джонсом (Elvin Jones) и Томми Фленегеном (Tommy Flanagan). Затем последовал тур с Джей Джей Джонсоном (J.J. Johnson). 1957 принёс недолгий период сотрудничества с Майлсом Девисом (Miles Davis), шесть месяцев работы с Дональдом Бёрдом (Donald Byrd) и в этом же году он разводится с Дири.
В 1958 он возвращается в Париж, где пять месяцев выступает в клубе Chat Qui Peche, после чего опять уезжает в Нью-Йорк для работы с пианистом Биллом Эвансом (Bill Evans) (1959) и вокалисткой Крис Коннор (Chris Connor) (1960). В 1962 с гитаристом Рене Томасом (Rene Thomas) он формирует успешный квинтет, который иногда с добавлением Чета Бейкера (Chet Baker) становился мощнейшим секстетом. В этом составе они гастролируют по Европе. Одно из их выступлений было увековечено в альбоме CHET IS BACK!, записаном в 1962.
Его увлечение героином портит всю карьеру. В сентябре 1962 он попадает в госпиталь и после операции на сердце умирает в возрасте 37 лет.
Его расслабленная, аутентичная версия саунда Стена Гетца (Stan Getz) становится немного твёрже и более индивидуальна после его появления в Нью-Йорке. Джаспар остаётся одним из горстки европейцев, которые чувствовали бы себя совершенно свободно в рамках чистого джаза и смогли создать свой отличительный, узнаваемый, индивидуальный голос.