Поиск

Bill Chase / Билл Чейз

Bill Chase / Билл Чейз
Also known as:
William Edward Chiaiese
Date of birth (creation):
20 октября 1934
Place of birth (creation):
Squantum, Massachusetts, USA
Date of death (dissolution):
9 августа 1974
Place of death (decay):
Jackson, Minnesota, USA
Instruments:

Bio:

Американский джазовый трубач, композитор и бендлидер.

Билла Чейза сейчас помнят в основном те, кто был поклонником раннего джаз-рока в начале 70-х. В наше время его имя незаслуженно забыто, несмотря на то, что он был в своё время не менее популярен, чем многие известные до сих пор первопроходцы новой тогда музыки, которую называют еще таким термином как “white brass-rock”. И действительно это был “белый брасс-рок”, а, говоря по-русски, белая рок-группа (то есть ансамбль с вокалистами, с бас-гитарой, электрогитарой и клавишными) плюс секция духовых инструментов. Его группа “Chase” появилась вслед за “классиками” этого жанра – группами “Chicago” и “Blood, Sweat & Tears”, у которых появилось масса последователей по всем странам.

Но “Chase” была совсем не похожа на них своим звучанием. Дело в том, Билл Чейз рискнул сделать секцию духовых инструментов состоящей не из трубы, саксофона и тромбона, которые могли звучать в очень широком диапазоне, давая аранжировщику возможность большого тембрового разнообразия, - а из четырех труб, из четырех одинаковых инструментов, звучащих только в высоких регистрах. При таком подборе инструментов необходимо было найти особые методы оркестровки, чтобы выжать все из специфики такой, высоко звучащей медной группы. Это удалось Биллу Чейзу, который был не только блестящим трубачом, а и прекрасным аранжировщиком. Ему посчастливилось создать свой неповторимый “саунд”, что бывает крайне редко. За короткий срок существования группы уже наметился путь дальнейшего развития её стиля. И неизвестно, что бы придумал в дальнейшем Билл Чейз, если бы не трагедия…

William Edward Chiaiese родился в итальянской семье. Его отец для удобства произношения сменил фамилию на Chase. С раннего детства Билл учился играть на скрипке, но, будучи школьником старших классов, перешёл на трубу и начал играть в военном оркестре. В 1950 в его музыкальных вкусах произошёл резкий перелом. Он побывал на концерте оркестра Стен Кентон (Stan Kenton), где играли такие блестящие трубачи как Мейнард Фергюссон (Maynard Fergusson) или Конте Кандоли (Conte Condole), и стал фанатиком джазовой трубы. По окончании школы он изучает трубу в New England Conservatory, но вскоре переходит в Schillinger House Of Music, сейчас известен как Berklee College of Music в Бостоне. В числе первых преподавателей Билла были Армандо Джиталла (Armando Ghitalla), Джон Коффи (John Coffey) и Херб Померой (Herb Pomeroy).

Чейс становится ведущим трубачом в оркестрах Мейнарда Фергюссона (Maynard Fergusson) в 1958, Стена Кентона (Stan Kenton) в 1959. Через некоторое время Кентон уволил Чейза из-за замечаний, которые тот делал по поводу звучания оркестра. Он перешёл в Thundering Herd под управлением Вуди Хермана (Woody Herman). Записи Хермана этого периода, включая including WOODY'S WINNERS, LIVE IN ANTIBES, ENCORE, 1963, MY KIND OF BROADWAY, BLUE FLAME, LIVE IN SEATTLE, SOMEWHERE, LIVE AT NEWPORT 1966, HEAVY EXPOSURE, Woody Herman & THE FOURTH HERD и JAZZ HOOT, считаются одними из его лучших. Оркестр снялся в нескольких телевизионных программах "Jazz Casual". В 60-е начал делать аранжировки, писать свою музыку. Он постепенно приобретает национальную и даже европейскую известность за счёт того, что участвует в период 1963-1965 в популярных телепрограммах - у Эда Салливана (Ed Sullivan) в “American Bandstand” и в “625”. Одна из оригинальных композиций ЧейЗа в этот период "Camel Walk" была опубликована в 1963 в журнале Downbeat.

В период 1966-1977 Билл работал в Лас-Вегасе с Виком Дамоном (Vic Damone), Томми Вигом (Tommy Vig) и другими. В 1967 он возглавил секстет, с которым выступал в отелях Dunes и Riviera. Но постепенно коммерческая однообразная работа настолько надоедает Биллу, что он прислушивается к советам своих коллег и решается создать собственную группу, которая начала первые репетиции в конце 1969. Репетировать приходилось в каком-то складе, после работы всю ночь. Сделав программу, группа “Chase” постепенно стала выступать на местной радиостанции и в клубах. Вуди Херман (Woody Herman), приезжавший в Лас-Вегас, услышал группу Билла Чейза и стал одним из тех, кто помог ей пробиться и стать популярной. В первом составе играли на трубах Билл Чейз, Лин Бивиано (Lin Biviano), Байрон Лингенфельтер ((Byron Lingenfelter), которого позднее заменил Алан Уэар (Alan Ware), и Джерри Лэми (Jerry Lamy).

Как только группа начала приобретать популярность и в 1971 году перед ней открылась перспектива постоянной гастрольной жизни, некоторые музыканты предпочли остаться дома, с семьями, и работать по клубам, в студиях, в шоу при отелях. Билл Чейз произвёл замены, и группа переехала в Чикаго для работы в клубе Mothers. Параллельно с ночными выступлениями музыканты записали свой первый диск, который принёс им настоящую славу. Дебютный альбом CHASE был записан в апреле 1971. К Чейсу присоединились Тэд Пирсфильд (Ted Piercefield), Алан Уэар (Alan Ware) и Джерри Ван Блэир (Jerry Van Blair), три ветерана джазовой трубы, которые также пели и делали аранжировки. Им помогали ритм секция в составе клавишника Фила Портера (Phil Porter), гитариста Анджела Сауса (Angel South), басиста Денниса Джонсона (Dennis Johnson) и ударника Джея Баррида (Jay Burrid). Вокалистом группы на первом альбоме стал Терри Ричардс (Terry Richards). Диск включал наиболее известную песню Чейза "Get It On", выпущенную синглом, который провёл 13 недель в списках популярности с мая 1971, а сам коллектив занял второе место в списке популярности журнала Down Beat в разделе Rock/Pop/Blues.

Группа была номинирована на премию Grammy в категории "Best New Artist", но награда досталась восходящей звезде Кэрлай Саймон (Carly Simon). Став сразу популярной, группа была приглашена для участия в Newport Jazz Festival. Затем последовали постоянные турне с неизменным успехом как у публики, так и у критиков. В 1972 группа Chase побывала на гастролях в Южной Африке, Японии, в Европе. Чтобы записать свой второй альбом ENNEA (греческое слово "девять" по числу участников), группа в марте 1972 поехала в Сан-Франциско. По ходу записи Билл Чейз заменял как программу, так и самих музыкантов. Появился новый барабанщик Гари Смит (Gary Smith) и вокалист Джи Джи Шинн (G. G. Shinn), который был еще и трубачом. Хотя первый диск продался тиражом более 400 тыс. экземпляров, вторая работа не смогла повторить успех. Одна из возможных причин – секция труб звучала намного реже. Сингл "So Many People" получил некоторую ротацию на радио, но вторая композиция сингла "Ennea" имела некоторую смысловую направленность, связанную с древнегреческой мифологией, что затруднило её восприятие публикой.

Вторая половина 1972 была связана для Билла Чейза с решением финансовых проблем, и поэтому группа на время перестала работать. Во время этого вынужденного перерыва некоторые музыканты вынуждены были искать другую работу. В 1973 Билл собрал новый состав, где появился тромбонист, играющий иногда на флейте. Сам Чейз стал больше играть на флюгельгорне вместо трубы, добавляя новые краски в звучание группы. Группа направилась в Чикаго, чтобы записывать третий альбом PURE MUSIC. После выхода его в свет группа вновь начала гастрольные поездки. Группа несколько отошла от идиомы рок музыки и больше сфокусировала свою музыку в сторону джаза.

В начале 1974 один из основателей группы, старый друг Билла трубач Байрон Лингенфельтер (Byron Lingenfelter) возвратился в ансамбль, который начал записывать свой четвертый альбом ODE TO A NEW ENGLAND JELLYFISH, прерываясь не короткие гастроли. Альбом был закончен 9 августа 1974. Группа должна была отправиться на запланированное выступление в Jackson County Fair, штат Minnesota. Был заказан чартерный рейс на двухмоторном Piper Twin Comanche. Самолёт, на борту которого летели Чейз, клавишник Уолли Йон (Wally Yohn), ударник Уолтер Кларк (Walter Clark) и гитарист Джон Эмма (John Emma) и два пилота, потерпел крушение на подлёте к аэродрому. Биллу было всего 39 лет. Его гибель была ощутимым уроном для американской популярной сцены того времени.

Вскоре вышли мемориальные издания в память о Билле Чейзе. Его бывший гитарист Энджел Саус (Angel South) посвятил ему альбом. Вуди Герман выпустил альбом под названием ROAD FATHER (“Дорожный отец”). Это было прозвище самого Германа, которое ему дали родители Билла Чейза, отпуская своего юного сына на гастроли в 60-е с оркестром Вуди. Были и другие альбомы, где старые друзья Билла отдавали ему должное уважение. Позже близкие к нему музыканты вспоминали, что Билл настолько был увлечен качеством звукоизвлечения из своего инструмента, что постоянно, даже сразу после окончания записи или концерта брал мундштук и продолжал “жужжать” на нем, поддерживая форму губ. Во время переездов в автобусе с биг бендом, его обычно отсаживали на последний ряд, чтобы не слышать постоянного звука жужжащего мундштука. Из-за постоянных занятий на трубе у него были проблемы с соседями по жилью. Но, зато он считался одним из лучших “свистунов” (специалистов по самым верхним нотам) в среде оркестровых музыкантов. Это признавал даже сам Мейнард Фергюссон (Maynard Fergusson).

В 1977 небольшим тиражом вышел мемориальный альбом WATCH CLOSELY NOW, записанный оригинальным составом группы Чейза плюс Уолт Джонсон (Walt Johnson). А в 1997 он появился на CD с некоторыми дополнениями. Так что, имя легендарного зачинателя брасс-рока Билла Чейза не забыто.

Author of publication:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
15:10
1520