Betty Carter / Бетти Картер
Американская джазовая вокалистка, известна своей выдающейся импровизационной техникой и своеобразным вокальным стилем. Картер расширила роль вокалистки в джазе до статуса полноправного импровизирующего участника оркестра или группы. Хотя её голос и не был столь почитаем публикой, как голоса Сары Воун (Sarah Vaughan) или Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), многие критики считают, что она овладела широкой техникой владения человеческим голосом, ранее неслыханной в джазе. Кармен МакРей (Carmen McRae) как-то заметила, что "существует по-настоящему только одна джазовая вокалистка – только одна: это Бетти Картер".
Детство Картер прошло в Детройте. Её отец был музыкальным директором одной из церквей Детройта, мама была домохозяйкой. С детства Картер воспитывали в духе независимости и самостоятельности, чтобы она не рассчитывала на поддержку со стороны своей семьи. Даже спустя тридцать лет после того, как она покинула отчий дом Картер всё ещё испытывала влияние семьи, в которой она выросла, и однажды заметила: "Я отдалилась от своих ближайших родственников. Практически не было никаких контактов или телефонных звонков домой каждую неделю, чтобы узнать, как там все ... Что касается моей семьи, то я испытывала одиночество ... Это, наверное, в одинаковой степени как моя вина, так и их, и я не могу никого обвинять в этом. Но не было ... никакой реальной близости, когда бы кто-нибудь из членов семьи меня поддержал бы или сказал ... "Мы гордимся" ... и всё такое. Нет, нет ... ничего из этого не происходило".
Возможно то ощущение чувства отстранённости от своей семьи, которое она испытывала из-за отсутствия поддержки, Картер трансформировала в стойкий боевой дух и решимость, которые помогли ей добиться статуса легенды в безжалостном мире музыкального бизнеса.
Картер начинает петь в возрасте 16 лет. Так как родители были далеко не в восторге от её желания сделать карьеру вокалистки, Картер пришлось тайком улизнуть из дома на вечернее прослушивание для участия в любительском шоу. После победы в своём первом аматорском шоу, Картер показалось, что её приняли в мир музыки, и она твёрдо решила неустанно следовать своей мечте. Но она была слишком молода, чтобы выступать в барах и клубах, и тогда она получила поддельное свидетельство о рождении, чтобы её пускали в заведения, где продавались спиртные напитки.
Уже в столь юном возрасте Картер демонстрировала свои способности привнести новые линии в джазовый вокал. Характерная хриплость голоса Картер была редкостью до её появления на музыкальной сцене. Она также становится известной своей страстной любовью к пению скэтом и своей убеждённостью, что несерьёзное отношение к исполнению джаза со стороны многих джазовых музыкантов, крайне неприемлемо и расточительно, в силу удивительной спонтанности и базовой изобретательности, редко встречающихся в других жанрах и направлениях музыки.
Подписав контракт с агентом, Картер получает возможность выступать с такими известными исполнителями как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), который часто посещал Детройт в этот период. Вероятно, именно Гиллеспи можно считать ответственным за сильную страсть Картер к использованию скэта. В её ранних записях очевидно прослеживается сходство её скэта с импровизациями Гиллеспи.
В это самое время Чарли Паркер (Charlie Parker) проходил лечение в психиатрической больнице, что задержало их встречу. Тем не менее, Картер в конце концов получила возможность выступить и с Паркером, и с группой, в которой он выступал с Томми Поттером (Tommy Potter), Максом Роучем (Max Roach) и Майлсом Девисом (Miles Davis). Получив похвальные отзывы по поводу её вокального мастерства от Гиллеспи и Паркера, Картер ощутила сильную уверенность и поняла, что будучи настойчивой сможет добиться успеха в музыкальном бизнесе.
Она оказалась права. В 1948 её приглашает в состав своего оркестра Лайнел Хемптон (Lionel Hampton) и она берёт себе сценическое имя Лоррейн (Lorraine). Именно эта работа становится её большим прорывом. Картер получает возможность работать с такими мастерами, как Чарльз Мингус (Charles Mingus), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), Эрнест Гарольд "Бенни" Бейли (Ernest Harold "Benny" Bailey), который недавно перешёл из оркестра Гиллеспи и Альберт Торнтон "Эл" Грэй (Albert Thornton "Al" Grey), который напротив позже ушёл в оркестр Гиллеспи. Хемптон обладал чутьём на таланты и любил бибоп. Картер тоже горячо любила бибоп и обладала полным набором данных для его исполнения.
Супруга Хемптона - Глейдис Хемптон (Gladys Hampton), которая была бизнес-менеджером оркестра, дала Картер прозвище "Betty Bebop", которое самой Картер не нравилось. Картер обладала превосходным слухом, приятной внешностью и была крайне независимой личностью, что выражалось в постоянных попытках сопротивляться руководящей роли Хемптона, который обладал чрезвычайно вспыльчивым характером и быстро впадал в ярость. Хемптон был очень требователен к своим исполнителям и не желал, чтобы они забывали о том, что всё же именно он является руководителем оркестра. Она же открыто ненавидела его свинговый стиль, отказывалась петь в свингующей манере и была более чем откровенна в высказываниях по поводу его музыкальных вкусов. Картер оттачивала свои скэт способности во время гастрольных поездок, что не очень нравилось Хемптону, который не был в восторге и от её вокальных импровизаций. В итоге, за два с половиной года их совместной работы Хемптон увольнял Картер семь раз. Поговаривали, что и супруга Хемптона, которая ревновала к Картер, была причастна к этим регулярным увольнениям.
Работа в составе оркестра Хемптона позволила "The Kid" (ещё одно прозвище Картер, которое осталось с ней на всю жизнь) наладить необходимые связи в мире шоу бизнеса. Тем не менее, как её новый подход к музыке, так и все будущие музыкальные отношения с другими исполнителями, всегда несли на себе отпечаток руководящей роли Хемптона. Именно благодаря тому, что Хемптон взял Картер в свой оркестр, она вошла в историю, как одна из последних крупных джазовых вокалисток эры биг бендов.
Однако, к 1951 Картер навсегда покидает оркестр Хемптона. Она ненадолго посещает "родной" дом и вскоре отправляется в Нью-Йорк, где работает большую часть начала 1950-х, участвуя в обширных гастрольных поездках по югу. Эта работа почти не приносила денег, но Картер считала, что это необходимо для её развития как артиста, и было способом "заплатить по счетам".
Вскоре после прибытия в Нью-Йорк она делает записи с Кингом Плежа (King Pleasure) и трио Рэя Брайянта (Ray Bryant). Она становится узнаваемой и известной, и вскоре получает возможность выступить в The Apollo Theatre. Этот театр был известен тем, что давал такой необходимый толчок в становлении карьеры восходящим многообещающим музыкантам и делал их имена общеизвестными. Ещё большую известность Картер получает благодаря записям для лейбла Epic в 1955 и к концу 1950-х становится широко известной артисткой. Её первый сольный альбом OUT THERE был выпущен в 1958 на лейбле Peacock.
Майлс Девис (Miles Davis) также приложил руку к росту популярности Картер, порекомендовав Рэю Чарльзу (Ray Charles) взять её под своё крыло. Картер начала гастролировать с Чарльзом в 1960, в 1961 они записались дуэтом, включая возглавившую R&B списки популярности песню "Baby, It's Cold Outside". В 1963 она гастролирует по Японии с Сонни Роллинсом (Sonny Rollins). В этот период она записывается для различных лейблов, включая ABC-Paramount, Atco и United Artists, но бывает редко удовлетворена конечным продуктом. После трёх лет гастролей с Чарльзом и двух совместных с ним записей, Картер делает перерыв и выходит замуж. Она родила двоих детей, но при первой же возможности продолжала выступать, чтобы не попадать в финансовую зависимость от мужа.
1960-е становятся чрезвычайно тяжёлым периодом в жизни Картер. Она отказывалась петь современную поп музыку и её слава, как и её цветущая молодость, растаяли. Она разменяла свой четвёртый десяток, что не прибавляло ей балов в глазах общественности. Рок-н-ролл и поп музыка становились всё более популярными, принося бОльшие чем джаз доходы лейблам и звукозаписывающим компаниям. Картер приходилось очень сильно стараться, чтобы найти возможность для выступлений в связи с общим снижением интереса к джазу. Её замужество тоже потерпело крах и к 1971 Картер была свободна. В основном она давала концертные выступления в составе небольших составов, включающих фортепиано, ударные и бас. Её трио оставалось одним из немногих джазовых групп, продолжавших выступать в конце 1960-х – начале 1970-х. Её настойчивость и непримиримость по некоторым вопросам во время записей в различных студиях приводит к появлению в 1969 собственной фирмы звукозаписи Bet-Car Records, на которой в течение следующих 18 лет выходят записи Картер.
"… фактически, думаю, я создала, наверное, первый независимый лейбл в 1969. Люди думали, что я сошла с ума. "Как ты собираешься организовать распространение своих записей?" В смысле: "Как ты будешь поддерживать этот бизнес, или ты всё будешь делать сама?"
Некоторые из её самых известных записей были изданы именно на лейбле Bet-Car, включая двойной альбом THE AUDIENCE WITH Betty Carter (1980). В 1980 она становится героиней документального фильма режиссёра Мишель Паркенсон (Michelle Parkerson) "But Then, She's Betty Carter". Подход Картер к музыке не совпадал с её подходами к записям и распространению записей своего лейбла, как и с выбором мест для выступлений. Картер начала выступать в колледжах и университетах, начиная с выступления в 1972 в Goddard College в городе Vermont. Сама она была в восторге от этой затеи, ведь ещё с середины 1960-х она высказывала желание посещать школы и проводить что-то вроде образовательных классов для студентов. Вместе с музыкальными представлениями она начала рассказывать студентам об истории джаза и его корнях.
К 1975 жизнь и положение Картер начали показывать признаки улучшения. Она предпринимает гастрольные поездки по Европе, Южной Америке и Соединённым Штатам. В 1976 Картер приглашают выступить на первом сезоне популярного шоу Saturday Night Live. Она с успехом принимает участие в Newport Jazz Festival в 1977 и 1978 годах.
В 1977 Картер достигает новых высот в своей карьере, получая одобрение своих талантов со стороны критики, масс медиа и поклонников, и даже даёт мастер классы вместе со своим ментором Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) в университете Harvard. К концу своей жизни она заслужила широкое признание. В 1987 Картер подписывает контракт с Verve Records, которая переиздаёт практически весь её Bet-Car каталог на компакт дисках в первый раз и таким образом её записи становятся доступны ещё большему числу поклонников. В 1988 она получает премию Grammy за альбом LOOK WHAT I GOT! и принимает участие в The Cosby Show (эпизод "How Do You Get to Carnegie Hall?"). В 1994 Картер выступает в Белом доме и возглавляет церемонию празднования 50-й годовщины Verve, проходившую в Carnegie Hall. В 1994 свет увидел короткометражный фильм режиссёра Дика Фонтейна (Dick Fontaine) "Betty Carter: New All the Time".
Картер продолжает выступать в клубах Нью-Йорка и Лондона, иногда работает с большими оркестрами, но в основном выступает в составе стандартного трио с фортепиано, контрабасом и барабанами - идеального инструмента для её захватывающих импровизаций. Черпая своё вдохновение скорее у таких инструменталистов, как Чарли Паркер (Charlie Parker) и Сонни Роллинс (Sonny Rollins), чем у других вокалистов, техника Картер немного отличается от традиционной джазовой техники. Всегда ощущается её духовное родство с блюзом. Однажды Бетти пришла послушать басиста Дейва Холланда (Dave Holland). Выйдя после концерта на улицу и пройдя несколько кварталов, она услышала, что кто-то её догоняет. Это был сам Холланд, который, узнав, что она была на концерте, захотел лично выразить своё почтение и восхищение её талантом. В разговоре он упомянул, что всегда мечтал работать с Картер. На следующий день Бетти позвонила пианистке Джерри Аллен (Gerri Allen), а затем решила привлечь к работе и барабанщика Джека ДиДжонетта (Jack DeJohnette), который много сотрудничал с Холландом. Осенью 1993 этот квартет отправился в европейское турне. Один из концертов в Лондоне был записан, и эта запись стала основой диска FEED THE FIRE.
В 1997 из рук президента Билла Клинтона (Bill Clinton) она получает награду National Medal of Arts. Эта почётная награда была одной из тысяч, но сама Картер считала эту медаль самой важной в её жизни.
Во время выступлений она предпочитает использовать более низкие регистры своего голоса, обладая достаточно широким диапазоном. Свою вокальную изобретательность Картер смогла продемонстрировать во время представления на суд слушателей вокализа длительностью в 25 минут под названием "Sounds". Не смотря на подобные экстраординарные произведения с темпами, на которых другие могут просто "сломать шею", она, записав такие песни как "The Trolley Song" и "My Favourite Things", доказывает, что может исполнять баллады с непревзойдённой нежностью. Во время концертов Картер доминирует на сцене, шагая по ней как тигрица из стороны в сторону. Сила, с которой она проводит свои выступления, особенно, когда она исполняет вокализы или что-то из бопа, позволяет безапелляционно утверждать, что она является ведущей вокалисткой 1980-х-начала 1990-х.
Картер продолжала выступать, гастролировать и делать записи до того момента, как летом 1998 у неё был диагностирован рак поджелудочной железы. Великой вокалистки не стало 26 сентября 1998. Её тело было кремировано.
Карте часто приглашала молодых аккомпаниаторов для участия в свих выступлениях и записях, настаивая, что она "многому учится у этих молодых исполнителей, потому что они ещё сырые и привносят такие штучки, которые я никогда бы не додумалась сделать".
1993 год стал для Картер годом наибольших инноваций в связи с тем, что она создала программу Jazz Ahead, в которой приняли участие 20 студентов, которым была предоставлена возможность провести целую неделю репетиций и сочинения материала с Картер. Эта программа существует и по сей день, и продолжает вдохновлять молодых исполнителей при The Kennedy Center.
Бетти Картер помогла привлечь внимание к таким молодым талантам как Джон Хикс (John Hicks), Кёртис Ланди (Curtis Lundy), Малгру Миллер (Mulgrew Miller), Сайрус Честнат (Cyrus Chestnut), Дейв Холланд (Dave Holland), Стефен Скотт (Stephen Scott), Кенни Вашингтон (Kenny Washington), Бенни Грин (Benny Green) и многим другим.
В 1999 посмертно её имя было введено в Down Beat Jazz Hall of Fame.