Audrey Morris / Одри Моррис
Американская вокалистка и пианистка, основу репертуара которой составляли джазовые баллады.
Родившаяся в мире чикагских кабаре, ни одна певица-пианистка не была почитаема коллегами больше, чем Одри Моррис. Необычайная тонкость её вокала, изысканность пианизма и житейски мудрая манера подачи материала сделали её предметом восхищения заезжих звёзд джаза, таких как титан фортепиано Оскар Питерсон (Oscar Peterson), и Голливуда, который едва не заманил её в сети своих соблазнов.
В 1950-х годах одним из очарований чикагского вечера была стройная брюнетка, которая пела и играла на пианино в Mister Kelly's, известной остановке в кругу ресторанов. Сидя за спинетом между двумя лестницами, Одри Моррис бросала вызов хаосу застолья своим спокойным портретом утомлённого миром романтика. "Знают ли они, волнует ли их... что я одинока и ничтожна, насколько это возможно, / И улыбка на моём лице на самом деле вовсе не улыбка?" - пела она сладким, несколько язвительным голосом, который не слишком точно соответствовал образу разбитого сердца. Её сеты были полны стильных мелодий, которые, казалось, никто не знал, а после полуночи её окружали великие джазмены - Билли Стрэйхорн (Billy Strayhorn), Тедди Уилсон (Teddy Wilson), Крис Коннор (Chris Connor), Сильвия Симс (Sylvia Syms), - которые приходили из других клубов, чтобы послушать её.
Эта золотая эра джаз-кабаре длилась всего несколько лет, но Одри и её песни оказались вне времени. После Mister Kelly's почти не было времени, когда Одри не украшала ночную жизнь Чикаго своими честными, пронзительными интерпретациями классической поп-музыки. Джордж Ширинг (George Shearing) назвал её "леди с изысканным вкусом", и никогда это не было так верно, как на диске ROUND ABOUT, позднем ночном наборе баллад некоторых мастеров, которых Одри открыла для себя, будучи подростком: Джонни Берка (Johnny Burke), Ирвинга Берлина (Irving Berlin), Лео Робина (Leo Robin), Вернона Дюка (Vernon Duke) и других. Она исполняла их песни с сухим самопознанием, с долей юмора, без излишеств, с голосом, который звучал теплее и приятнее, чем когда-либо. К Одри в её шестом альбоме присоединились два самых элегантных музыканта в Чикаго: Джо Вито (Joe Vito), её пианист на всех треках, кроме одного, и Джон Фриго (John Frigo) с его лирической джазовой скрипкой.
Как Джо и Джон, Одри выросла в районе South Side в Чикаго, где и начались её отношения с песнями. В детстве она училась играть на классическом фортепиано, но её отвлекало семейное радио, по которому крутили все последние мелодии из хит-парада. Благодаря радиопередачам Your Hit Parade у неё появился интерес к песням. Для подростка Одри эти песни вызывали "приятные, а иногда и грустные чувства", и она сидела в школе, записывая тексты в тетрадь, делая вид, что работает на уроках. В эти школьные годы она пробует писать и собственные тексты песен. Она начала тратить свои семьдесят пять центов на ноты, изучая голоса, которые она слышала по радио и на дисках в 78 оборотов. Её любимыми голосами были Билли Холидей (Billie Holiday), Ли Уайли (Lee Wiley), Милдред Бейли (Mildred Bailey) и Пегги Ли (Peggy Lee), которые "пели песню так, как будто они её произносили, без особой громкости. Так казалось выразительнее". Затем она открыла для себя Нэта Кинга Коула (Nat King Cole), который пел так же проникновенно, одновременно играя на пианино.
Сама Одри попробовала это сделать только в конце 40-х годов, после того как поработала пианисткой в школьном оркестре и в чикагском яхт-клубе. Затем она присоединилась к группе из одних девушек, и аранжировщик Джин Гиффорд (Gene Gifford) настоял на том, чтобы она не только пела, но и играла. Она нервно согласилась, исполнив песню "What More Can a Woman Do", одну из первых попыток Пегги Ли (Peggy Lee) как автора текстов. "Я, наверное, была ужасна", - говорит Одри. "Но как только я попробовала, я поняла, что это то, чем я хочу заниматься".
1950 году она начала петь и играть в Capitol Lounge на Стейт-Стрит. К своему ужасу, Одри обнаружила, что женщин в её новой профессии обычно нанимали для того, чтобы они выглядели сексуально и поддерживали у клиентов желание выпить бурными песнями, такими как "Ace in the Hole" и "Heart of My Heart". Она отказалась подчиниться: "Я просто не думала, что у меня хорошо получаются песни для баров, поэтому вместо них я пела баллады. Меня часто увольняли".
Вскоре, однако, она встретила в Чикаго несколько женщин-пианисток, которые разделяли её честность. Мрачная минималистка Джери Саузерн (Jeri Southern) выступала в клубе High Note, а Кармен Кирби (Carmen Kirby) (позднее Кармен МакРей (Carmen McRae)) завоёвывала популярность в Copa Lounge. "Если ты решила, что не будешь петь пошлые песни, которых ждали люди, - говорит Одри, - и ты вошла и увидела Кармен, сидящую за роялем, которая выглядела и звучала так же прекрасно, как и она, то ты подумала: может быть, это не невозможно".
В 1954 году Одри переехала в только что открывшийся ресторан Mister Kelly's, приступая к работе каждый вечер в обеденный перерыв. "Иногда вы едва могли слышать себя, было так шумно", - говорит она. "Но около одиннадцати часов всё стихало, люди были готовы слушать, и это были прекрасные часы". Она быстро стала магнитом для других исполнителей, от прекрасных местных певиц - Люси Рид (Lucy Reed), Бев Келли (Bev Kelly), Фрэнк Д'Роун (Frank D’Rone), Лурлин Хантер (Lurlean Hunter), Джонни Дженис (Johnny Janis), Пэт Моррисси (Pat Morrissey) - до приезжих королей джаза. "Я познакомилась со всеми своими кумирами", - говорит она. Билли Холидей (Billie Holiday) приходила послушать её в клубе Churchill и в итоге спела "Fine and Mellow" под аккомпанемент Одри. В клубе Streamliner она подняла голову и увидела, что Дюк Эллингтон (Duke Ellington) ухмыльнулся и сказал ей: "Ты точно заставляешь мои песни звучать красиво!".
В 1955 году она пела с Чарли Спиваком (Charlie Spivak), а в 1956 году с Клодом Торнхиллом (Claude Thornhill) в телешоу NBC "Moonlight in Vermont". Она записала свой первый альбом на крошечном лейбле "X", подразделении RCA, в 1955 году BISTRO BALLADS, программу из мелодий в стиле решелье, таких как "Come in Out of the Rain" (редкость для трио Кинга Коула (Nat King Cole)) и "Guess Who I Saw Today" Мюррея Гранда (Murray Grand). В следующем году компания Bethlehem Records подписала с ней контракт на запись альбома THE VOICE OF Audrey Morris с аранжировщиком Марти Пайчем (Marty Paich). "Мне позволили выбрать все песни, - говорит она, - и я знала, что если я так поступлю, то альбомы никогда не выйдут". Тем не менее, Down Beat высоко оценил её "безупречную дикцию, чувствительный голос и умение подобрать текст", а Warner Brothers даже предложили ей эксклюзивный контракт на запись тематических песен для фильмов и, возможно, появление на экране. Но вместо того, чтобы отказаться от своей свободы играть и петь где угодно, Одри отказалась. Вместо этого она начала пятилетнюю карьеру в качестве лидера трио в антракте в чикагском джазовом фортепианном клубе London House. Там она делила счета практически со всеми великими пианистами в джазе, в частности, с Джорджем Ширингом (George Shearing) и Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson), которые стали её друзьями и поклонниками на всю жизнь.
К тому времени, когда в начале 60-х годов London House закрылся, рок-н-ролл захватил эфир, которым она когда-то дорожила. "Вы начали получать запросы на вещи, которые вам было неинтересно исполнять, и я не выучила ни одну из них", - говорит Одри. "Вы видели, что перемены приближаются, но что вы могли с этим поделать?". В конце десятилетия она сократила свой рабочий график до одного-двух вечеров в неделю, чтобы заниматься воспитанием новорожденного сына. Только в 1981 году она получила ещё один заказ на полный рабочий день - в чикагском Palmer House. Ларри Карт (Larry Kart) из Chicago Tribune назвал это "возвращение" "абсолютно волшебным музыкальным опытом", добавив: "Одри Моррис создает ауру интимности, которая может быстро поглотить слушателя".
Она снова делает это на альбоме ROUND ABOUT с помощью двух старых и дорогих друзей. Джо Вито (Joe Vito) известен как лидер собственных групп, но как аккомпаниатор, говорит Одри, "он точно знает, что у вас в голове, и играет то, что у вас в сердце". Так же, как и Джон Фриго (John Frigo), который начинал свою карьеру как басист у Джимми Дорси (Jimmy Dorsey) и комический скрипач у Чико Маркса (Chico Marx). "Джон сам пишет тексты песен, он знает тексты, и он поёт их в своей голове, пока играет", - отметила она.
В 1985 году она выпустила альбом AFTERTHOUGHTS (со Стю Дженовезе (Stu Genovese)). В общей сложности с 1955 по 2001 год в области джаза она приняла участие в двенадцати сессиях звукозаписи.
Своё последнее публичное выступление она дала в апреле 2017 года в Оркестровом зале в честь Оскара Питерсона (Oscar Peterson), вдохновленная записью OSCAR, WITH LOVE. В записи на трёх компакт-дисках приняли участие пианисты Рэмси Льюис (Ramsey Lewis), Мишель Легран (Michel Legrand), Чик Кориа (Chick Corea) и одна из немногих певиц-пианисток: Одри Моррис.
Моррис умерла 1 апреля 2018 года в 12:08 в медицинском центре Presence Resurrection в районе Норвуд Парк Вест в возрасте 89 лет.