Artie Shaw / Арти Шоу
Один из лучших джазовых кларнетистов, композиторов и руководителей оркестра своего времени, Арти Шоу, по-видимому, никогда так и не был удовлетворён своей музыкальной жизнью, регулярно распуская успешные оркестры и убегая от успеха.
В то время как Каунт Бейси (Count Basie) и Дюк Эллингтон (Duke Ellington) на протяжении всей эры свинга руководили одним своим оркестром, а Бенни Гудмен (Benny Goodman) (из-за болезни) дважды собирал биг бенд, Шоу пять раз формировал и распускал свои составы, каждый из которых был отличительным и запоминающимся.
Поклонники таланта Шоу были в каждой стране во всём мире. В одной часто цитируемой статье из журнала "Time" писалось, что для немцев Америка значила "Кларк Гэйбл (Clark Gable), небоскрёбы и Арти Шоу". Когда он решил уйти от пристального внимания общественности, это ещё больше увеличило привлекательность фигуры Шоу для публики из-за необычности его карьеры и пикантных подробностей его личной жизни, которая включала восемь неудачных браков. Когда Шоу отложил свой кларнет в 1955, интерес публики к нему погас, и его музыкальное наследие подверглось более пристальному рассмотрению.
Шоу родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов. Когда Арти было 7 лет, финансовые проблемы вынудили семью переехать в город New Haven, Connecticut, где и прошло его детство. Здесь он впервые встретился с проявлением антисемитизма. В своей автобиографии он вспоминал, как однажды в школе он произнёс молитву, на что один из его одноклассников сказал: "Мы не хотим, чтобы чёртовы убийцы Христа произносили здесь молитвы, ясно? Вали домой и там произноси свои вшивые еврейские молитвы, и держи свой грязный лоснящийся нос подальше от молитв других людей, ты понял, что тебе сказали?" Подобный опыт, писал Шоу, "наиболее глубоко повлиял на формирование курса и направления всей моей жизни, чем какое-либо другое событие, произошедшее в моей жизни, до этого или после".
По настоянию матери он начал изучать фортепиано, но делал это без большого энтузиазма. Настоящее знакомство с музыкой произошло в возрасте 12 лет, когда Арти решил прогулять школу и пробрался в Poli's Palace Theatre на водевильное представление, где впервые услышал саксофон. Арти попросил родителей купить ему саксофон и найти преподавателя, но родители были не в восторге от идеи сына стать музыкантом. Ему удалось уговорить родителей лишь на то, что он сам заработает себе на инструмент и уроки, работая в кулинарном магазинчике.
В 13 лет он приобрёл свой первый инструмент и начал заниматься по 7 часов в день, делая передышки лишь когда на губах появлялись раны. Буквально через несколько месяцев он стал победителем одного из местных конкурсов талантов и получил пять долларов призовых. В 1924 ему разрешили выходить на подмену в составе танцевального оркестра Джонни Кавалларо (Johnny Cavallaro), а ещё немногим позже взяли в основной состав. Именно по совету Кавалларо Арти переключился на кларнет и когда оркестр собрался в турне по Флориде, Шоу без сожалений покинул родной дом. Турне с Кавалларо закончилось в Cleveland, Ohio.
В 1926 в 16 лет он решил сменить своё имя на Арт Шоу (Art Shaw); имя Арти ("Artie") было дальнейшим изменением, предложенным продюсером звукозаписи, который заметил, что Арт Шоу ему слышится как звук чихания.
В 1927 Арти услышал несколько записей темнокожих музыкантов, такие делались специально для продажи только в чёрных кварталах. Это были ”Savoy Blues” и ”West End Blues” Луи Армстронга (Louis Armstrong). Арти пришёл в такой восторг, что совершил паломничество в Savoy Ballroom, находившийся в Чикаго (тёзка нью-йоркского), чтобы побывать на концерте Армстронга. Вернувшись в Кливленд, Арти получил приглашение от лучшего бендлидера в городе - Остина Уайли (Austin Wylie), которое сразу же принял. Он проработал в этом оркестре в течение последующих двух с половиной лет. Именно в этом коллективе при помощи коллег он начал писать свои первые аранжировки, а позднее выполнял обязанности музыкального директора.
В 1928 18-летний Арти выиграл конкурс эссе, главным призом которого была поездка в Голливуд, где он встретился с парой музыкантов, которых он знал со времён Нью-Хэйвена, и которые теперь играли в оркестре Commanders под управлением Ирвинга Ааронсона (Irving Aaronson). Через некоторое время решив, что Кливленда с него хватит, Арти перебрался в Голливуд и вошёл в состав оркестра Ааронсона, где играл как на кларнете, так и на тенор саксофоне. Лето 1930 года оркестр Ааронсона провёл, играя в Чикаго, где Арти "открыл для себя новый мир" (так он позднее напишет в полубиографической книге "The Trouble with Cinderella"), когда услышал несколько записей авангардных симфонических композиторов Стравинского, Дебюсси, Бартока. Это влияние позже проявилось во введении струнной секции в оркестр Шоу.
В конце 1930 оркестр Ааронсона выступал в Нью-Йорке, где Арти, вступив в профсоюз музыкантов, решил остаться, впечатлённый безбедной жизнью студийных музыкантов. Также он решил продолжить прерванное образование и начал посещать лекции в Columbia University. Шоу так и не получил высшего образования, но был увлечённым читателем. До конца своей жизни он занимался самообразованием, изучая предметы от литературы и искусства до дзен буддизма.
Он сблизился с Уилли "Зе Лайон" Смитом (Willie "The Lion" Smith) и к 1931 стал студийным музыкантом (часто в составе CBS Orchestra), пользующимся большим спросом. Часто во время репетиций на его пюпитре рядом с нотами, которые он должен был разучивать, лежала открытая книга. Он сделал множество записей и выступал в составе танцевальных оркестров и с джазовыми музыкантами, в числе которых были Винсент Лопес (Vincent Lopes), Рэд Николс (Red Nichols) и Тедди Улсон (Teddy Wilson), с которым он записал несколько сессий с молодой вокалисткой Билли Холидей (Billie Holiday). В этом же 1931 он принял приглашение поработать в составе оркестра Фреда Рича (Fred Rich), а затем в 1933 отправился в турне с оркестром Роджера Вольфа Кана (Roger Wolfe Kahn).
Играя в течение нескольких лет коммерческую музыку, он утратил все иллюзии на предмет музыкального бизнеса. Во второй половине 1933 Шоу решил оставить музыкальный бизнес и городскую жизнь. Он купил ферму в округе Бакс (Bucks County, Pennsylvania), питался тем, что сам выращивал и сделал попытку написать новеллу о корнетисте Биксе Байдербеке (Bix Beiderbecke), который также оказал на него сильное влияние.
К 1936 его финансовые запасы истощились, и он вернулся в Нью-Йорк, заключив сделку с самим собой – он сделает всё, что угодно в вызывавшем у него отвращение музыкальном бизнесе, чтобы заработать 25 тысяч долларов, которые позволят ему начать литературную карьеру.
Ключевым моментом его карьеры можно назвать выступление в мае 1936, устроенное Джо Хелбоком под названием "Swing Concert" в бродвейском Imperial Theatre. Хелбок предложил Шоу (на тот момент абсолютно неизвестному широкой публике), собрать небольшую группу, которая заполняла бы паузы перед и между выступлениями оркестров Томми Дорси (Tommy Dorsey), Боба Кросби (Bob Crosby) и Casa Loma. Ансамбль должен был играть за занавесом, пока на сцене делались необходимые приготовления, поэтому Шоу решился на эксперимент.
Выступление собранного Шоу ансамбля поразило публику - вместо обычной джазовой группы, он собрал невиданный для того времени состав, состоящий из струнного квартета, ритм-секции без фортепиано плюс кларнет Арти – более чем необычная комбинация инструментов. Шоу исполнил пьесу "Interlude in B-Flat", срочно написанную для этого случая, приведшую аудиторию в восторг. Оркестр Кросби не мог начать играть, пока "Interlude in B-Flat" не была исполнена ещё два раза.
Томми Рокуэлл (Tommy Rockwell), глава музыкального агентства Rockwell-O’Keefe, сразу же предложил Шоу финансовую помощь, чтобы тот собрал собственный оркестр. Шоу согласился, используя новую концепцию - к вокалистам и стандартной передней линии типа диксиленд Арти добавил струнные.
Оркестр дебютировал в конце 1936 в нью-йоркском Lexington Hotel. Несмотря на то, что ему удалось получить контракт с лейблом Bluebird и сделать несколько превосходных записей, в начале 1937 он распустил этот редкий по составу оркестр.
В апреле 1937 под давлением Роквелла он сформировал биг-бэнд более традиционного формата в составе с вокалистами Хелен Форест (Helen Forrest) и Тони Пастором (Tony Pastor), саксофонистами Лэсом Робинсоном (Les Robinson), Хэнком Фриманом, Ронни Перри, трубачами Джонни Бестом (Johnny Best), Клодом Боуэном, Чаком Петерсоном, тромбонистами Расселом Брауном, Джорджем Эйрасом, Гарри Роджерсом, ударником Клиффом Лиманом (Cliff Leeman) (которого осенью 1938 сменил Бадди Рич (Buddy Rich), басистом Сидом Уайссом, гитаристом Элом Эволом и пианистом Лесом Бёрнессом.
Некоторое время оркестр Шоу был малоизвестен, пока в июле 1938 не сделал несколько записей, включая "Begin The Beguine", о которой Шоу позже отзывался как о "маленькой песенке из одного из немногих провалившихся шоу Коула Портера (Cole Porter)". Эта композиция мгновенно вознесла Шоу на самый верх, в число ведущих бендлидеров. Композиция содержала ряд утончённых соло Шоу (и изобретательные короткие сольные фрагменты), и мелодичную аранжировку Джерри Грэя (Jerry Gray).
Шоу начали называть "Королём кларнета", в некотором роде бросая вызов титулу "Король свинга", принадлежавшему Гудмену, а поклонники обоих оркестров даже ввязывались в драки, выясняя, кто лучше. Сам Шоу считал, что оба титула в равной степени относятся к обоим лидерам. Однажды он заметил: "Бенни Гудмен играет на кларнете. Я исполняю музыку".
Свинг был доминирующей формой музыки в те времена в Америке и Шоу стаk одной из самых известных фигур в американской индустрии развлечений. Его концерты транслировались по радио, но чаще всего трансляции велись из зала Blue Room, расположенного в нью-йоркском отеле Lincoln. Серия его выступлений, спонсором которой стали сигареты Old Gold, с 20 ноября 1938 по 14 ноября 1939 регулярно транслировались радиокомпанией CBS.
На пике своей популярности оркестр Арти Шоу зарабатывал по 60 тысяч долларов еженедельно. Для сравнения ведущие радио шоу, в котором выступал Арти, Джордж Бёрнс (George Burns) и Грейси Аллен (Gracie Allen) получали по 5 тысяч в неделю. Арти также участвовал в шоу, в котором он якобы имел любовный интерес к ведущей Грейси Аллен и исполнял роль саркастичного руководителя оркестра, который имел проблемы с гитаристом из Южной Америки Сеньором Ли (Señor Lee), который ко всему прочему плохо понимал английский.
В музыкальном отношении оркестр Шоу был одним из лучших в тот период. Не считая тот факт, что его хиты продались общим тиражом в более чем 100 миллионов экземпляров, инновации Шоу и его исследования в музыке выходили далеко за рамки просто популярной или танцевальной музыки. Смешав джаз с элементами из мира классической музыки, Шоу стал одним из первых представителей направления, получившего в последствии название "третье течение".
В конце 1938 на несколько месяцев вокалисткой оркестра Шоу стала Билли Холидей (Billy Holiday). Шоу стал первым белым бендлидером, нанявшим темнокожую певицу в качестве постоянного участника оркестра. К сожалению, они успели сделать лишь одну запись "Any Old Time".
Расовая дискриминация, постоянно проявлявшаяся во время выступлений в отелях Нью-Йорка и на радио, оскорбительные выкрики публики во время гастролей по южным штатам и давление со стороны управляющих звукозаписывающей компании, которые хотели слышать более традиционный вокал – все эти факторы приводили к постоянным разногласиям, что, в конечном итоге, и стало причиной ухода певицы. Холидей покинула оркестр в 1939, а её место заняла Китти Каллен (Kitty Kallen). Тогда же к оркестру присоединился тенор саксофонист Джоржи Олд (Georgie Auld).
В 1939 на одном из выступлений в Нью-Йорке Шоу (по свидетельству Джесси Хамлина (Jesse Hamlin) из "San Francisco Chronicle") сказал Хелен Форрест (Helen Forrest), что "я ненавижу продавать самого себя. Я ненавижу фанатов. Они даже не дают мне играть, постоянно перебивают. Они кричат, когда я играю. Они не слушают. Им наплевать на музыку".
В 1939 Шоу снялся в нескольких музыкальных короткометражных фильмах. В ноябре 1939, упав в обморок из-за переутомления на съёмках фильма ”Dancing Coed Variety”, он решил уйти из музыкального бизнеса, что и сделал по окончании съёмок.
Всегда испытывая проблемы с публичностью и чувствуя неловкость от своей популярности, Шоу неожиданно распустил оркестр и на два месяца уехал в городок на побережье Мексики. Через месяц общественное внимание вроде бы поутихло, но разгорелось вновь с ещё большей силой, когда Шоу спас утопающего пловца.
В конце 30-ых - начале 40-ых Шоу был представлен публике, как конкурент Бенни Гудмена (Benny Goodman), но их противостояние всего лишь вымысел журналистов. В действительности два бендлидера имели дружеские отношения. Тем не менее, их поклонники были разделены на два непримиримых лагеря, возбуждённо споря о соответствующих достоинствах их идолов. Стилистически исполнительская манера Шоу была, возможно, несколько прохладней, нежели Гудмена, но его ощущение джаза было не менее качественно. Как и Гудмен, Шоу был технически одарённым музыкантом, игравшим с поразительной точностью, при этом всегда свингуя. Кларнетист оркестра Дюка Эллингтона (Duke Ellington) Барни Бигард (Barney Bigard) называл Шоу своим любимым кларнетистом.
Его непостоянство препятствовало достижению такого же уровня успеха, как у Гудмена или других руководителей оркестров. Тем не менее, его оркестры всегда были удивительно мелодичны, сам Арти был чрезвычайно талантливым кларнетистом, а тот факт, что он часто приглашал к себе темнокожих музыкантов, среди которых были Билли Холидей (Billy Holiday), Рой Элдридж (Roy Eldridge) и Оран Хот Липс Пэйдж (Oran Hot Lips Page), помогал в разрушении расовых барьеров в музыке.
В 1940 он вернулся в Лос-Анджелес и всё повторилось снова. Впервые в истории биг-бэндов он собрал оркестр с большой струнной секцией. Он сыграл самого себя в фильме Фреда Астера (Fred Astaire) Second Chorus, в котором его оркестр исполнил незабываемую "Concerto For Clarinet". Фильм принёс ему две номинации на премию Oscar как "Лучший сценарий" и "Лучшая песня" ("Love of My Life"). Хитом стала его версия мексиканской популярной песни "Frenesi", которая звучит в этом фильме, в котором в главных ролях блистали Фред Астер (Fred Astaire) и Паулетт Годдар (Paulette Goddard).
В составе оркестра играли такие звёзды как трубач Билли Баттерфилд (Billy Butterfield), пианист Джонни Гуарнери (Johnny Guarnieri), Джек Дженни (Jack Jenney), Ник Фатул (Nick Fatool). Этот состав стал его лучшим и записал, возможно, самую прекрасную версию "Stardust" Хоаги Кармайкла (Hoagy Carmichael).
В том же 1940 он сформировал гастролирующий оркестр со струнной секцией, пригласив в качестве аранжировщика Рэя Конниффа (Ray Conniff). Новый состав включал в себя и ансамбль-в-оркестре, получивший название Gramercy Five (название для группы было взято из телефонной книги наугад), в составе которой играли пианист Джонни Гуарнери (Johnny Guarneri) и электро гитарист Эл Хендриксон (Al Hendrickson). Шоу в очередной раз попытался разрушить расовые барьеры, пригласив в состав трубача Роя Элдриджа (Roy Eldridge), который сменил Билли Баттерфилда (Billy Butterfield). Малый состав стал площадкой, на которой Шоу пробовал воплотить свои экспериментальные идеи. В частности, Гуарнери поменял фортепиано на клавесин, создавая тем самым чрезвычайно необычное звучание в джазовом контексте.
Такие записи как его собственная "Summit Ridge Drive" (калифорнийский адрес Шоу в то время) и "Special Delivery Stomp" продались миллионными тиражами, но, несмотря на успех, в начале 1941 Шоу распустил оркестр. А немногим позже в этом же году собрал ещё больший состав, в который вместе с Олдом и Гуарнери вошли Оран Хот Липс Пэйдж (Oran Hot Lips Page), Дэйв Таф (Dave Tough), Ли Кастл, Макс Камински, Бонни Лэйк, Пол Клии и Фредда Гибсон (позднее взявшая псевдоним Джорджия Гиббс).
После событий в Перл-Харбор Америка вступила во Вторую мировую войну. В 1942 Шоу призвали на военную службу в военно-морские силы США. После прохождения подготовки в лагере для новобранцев, командование предложило ему собрать военный оркестр Военно-морских сил США (к сожалению, ни разу не записывавшийся). Оркестр получил название The Rangers и в течение последующих 18 месяцев беспрерывно выступал по тихоокеанским военным базам, иногда играя по 4 концерта в день. Однажды его оркестр попал под бомбёжку во время выступления на острове Guadalcanal.
В феврале 1944 физически и эмоционально измотанного Шоу медицинская комиссия освободила от службы по состоянию здоровья. Он вернулся в Нью-Йорк и уже осенью этого же года сформировал новый коллектив, в который он пригласил трубача Роя Элдриджа (Roy Eldridge), Додо Мармароса (Dodo Marmarosa), гитариста Барни Кэссела (Barney Kessel), Чака Джентри (Chuck Gentry), Стэна Фишелсона (Stan Fishelson), Рэя Конниффа (Ray Conniff), Джорджа Сираво, Эдди Сотера и других топовых музыкантов.
Музыкальный стиль Шоу обрёл некоторые изменения, стал более современным, практически боповым. Но в начале 1946 с окончанием эры свинга, испытывая очередной приступ отвращения к музыкальному бизнесу, Шоу распустил и этот состав.
Следующий год он провёл в Нью-Йорке. На некоторое время Шоу практически покинул сцену, начал изучать классический кларнет, лишь изредка исполняя джаз. В этот период он записал ”Modern Music for Clarinet”, состоящую из коротких пьес Шостаковича, Дебюсси, Равеля, Милхо, Поуленка, Кабалевского, Гранадоса, Гулда, а так же Кола Портера и Джорджа Гершвина. В это же время Шоу выступил в Carnegie Hall в качестве приглашённого солиста в National Youth Orchestra под руководством Леона Барзина, а также с New York Philarmonic Orchestra под руководством молодого Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein) и Rochester Symphony Orchestra. Он также изучал классическую гитару и всё больше уделял внимания развитию писательской карьеры.
Эксперименты Шоу с классической музыкой были восприняты поклонниками джаза без особого энтузиазма. Как и любителям свинга не слишком нравилось заигрывание с новым стилем бибоп, в котором Шоу чувствовал себя довольно уверенно, чего нельзя было сказать о многих других мастерах свинга.
В 1949 отвращение к музыкальной индустрии поутихло, и Шоу в очередной раз собрал большой состав. В состав вошли Зут Симс (Zoot Sims), Эл Кон (Al Cohn), Дон Фагеркуист (Don Fagerquist), Герб Стюарт, Додо Мармароза, Тадд Дамерон, Джонни Мандел, Эдди Сотер. Но оркестр, исполнявший современную популярную музыку, не привлёк к себе большого внимания публики и просуществовал лишь несколько месяцев. Лишь позднее почитатели таланта Шоу и любители джаза по достоинству оценили то, что сделал этот состав.
Вновь последовал период слабой музыкальной активности. Затем Шоу собрал состав, напоминающий Gramercy Five, в который вошли гитаристы Тэл Фарлоу (Tal Farlow) или Джо Пума (Joe Puma) и пианист Хенк Джоунс (Hank Jones). Этим составом он сделал несколько записей.
Но уже в 1951 Арти вновь расстался с музыкальным бизнесом, на этот раз, переехав в Dutchess County, штат Нью-Йорк, где он купил молочную ферму. Там была написана его первая книга, полу-автобиографическая "The Trouble with Cinderella: An Outline of Identity", изданная в 1952 (была переиздана в 1992 и 2001), в которой он лишь вскользь рассказал о своей музыкальной жизни и своих жёнах.
В начале 50-х Шоу вновь метался между желанием играть и нелюбовью к деловой стороне музыкальной индустрии - он собрал несколько оркестров (в том числе один симфонический) и небольших групп – лучшая из них, вновь названная Gramercy 5, была собрана в конце 1953 и включала Хенка Джоунса (Hank Jones), вибрафониста Джо Роланда (Joe Roland), Ирва Клюгера и Тэл Фарлоу (Tal Farlow). Именно с этой группой Шоу последний раз появился на публике в качестве музыканта.
Ещё в 1946 Шоу присутствовал на собрании, которое было инициировано организацией "Независимый гражданский комитет по искусству, науке и профессиям" (Independent Citizens' Committee of the Arts, Sciences and Professions). Группа актёров и артистов, в состав наиболее активного ядра которой вошли Оливия де Хавилланд (Olivia de Havilland) и Рональд Рейган (Ronald Reagan), представила на рассмотрение собрания антикоммунистическую декларацию, которая, если будет подписана, должна быть опубликована в газетах. Это предложение вызвало настоящий хаос, так как многие встали на защиту коммунистических идеалов.
Шоу похвалил демократические стандарты Советского Союза. Его заявление повлекло некоторые последствия. В 1953 он предстал перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности (House Un-American Activities Committee), которая рассмотрела его причастность к деятельности организации "Мировой мирный конгресс" (World Peace Congress), которая рассматривалась, как коммунистический фронт в США.
Преисполненный отвращения, на этот раз к политике, Шоу покинул США. Он построил дом на северном побережье Испании, где поселился со своей восьмой женой Эвелин Кийс (Evelyn Keyes) и провёл там следующие пять лет.
В 1954 Шоу окончательно упаковал свой кларнет. Он чувствовал, что достиг своего предела на кларнете и больше к нему не прикасался. По словам Стива Вока (Steve Voce) из лондонской "Independent" он заявил: "Я пытался достичь совершенства. Я всё время был не удовлетворён. Я постоянно пытался догнать удаляющийся горизонт. Так что я ухожу". Последующие годы жизни Шоу также были полны событиями, хоть и далёкими от мира музыка.
Шоу, у которого было два сына (один от Керн, и один от шестой жены Дорис Доулинг (Doris Dowling), вернулся в Америку в 1960. Он поселился в городишке Лэйквилль на северо-западе штата Коннектикут, где продолжил литературные упражнения, и в 1964 издал свою вторую книгу - три новеллы под общим названием "I Love You, I Hate You, Drop Dead!" (переиздавалась в 1997).
В 1978 Арти поселился в районе Newbury Park городка Thousand Oaks, в 40 милях от Лос-Анджелеса, где и продолжал жить вплоть до своей кончины. Он увлёкся стрельбой и через некоторое время считался четвёртым лучшим стрелком в Соединённых Штатах.
В 1983 он собрал последний оркестр, носивший его имя, хотя на кларнете в нём играл Дик Джонсон (Dick Johnson). Оркестр дал серию особых концертов, хотя сам Шоу не согласился играть в нём даже на первом официальном выступлении в отреставрированном Glen Island Casino в Нью-Рошель, штат Нью-Йорк.
В 1981 канадский режиссёр Бриджитт Берман (Brigitte Berman) сняла документальный фильм о трубаче Биксе Байдербеке (Bix Beiderbecke) под названием "Bix: Ain't None of Them Play LIke Him Yet", основанный на интервью, которые она брала у Арти Шоу, Хоаги Кармайкла (Hoagy Carmichael), Дока Читема (Doc Cheatham) и других. В 1985 она создала получивший Academy Award документальный фильм "Artie Shaw: Time Is All You've Got", основанный на интервью с Шоу, Бадди Ричем (Buddy Rich), Мэлом Торме (Mel Tormé), Хелен Форрест (Helen Forrest) и другими. Позднее в 2003 вместе с участниками его оркестра и другими профессионалами из мира музыки Шоу дал расширенное интервью журналисту Расселлу Девису (Russell Davies), которое демонстрировалось на телеканале BBC Television под названием "Artie Shaw — Quest for Perfection".
В 1989 короткие рассказы, включая "Snow White in Harlem", были изданы под общим названием "The Best of Intentions and Other Stories". В 1991 нотная библиотека оркестра Арти шоу и коллекция манускриптов были переданы в University of Arizona. В 2004 Шоу получил премию Grammy за достижения в течение жизни.
В последние годы он работал над крупной новеллой "The Education of Albie Snow", героем которой был молодой джазовый музыкант Элби Сноу (Albie Snow). Она не была закончена и никогда не публиковалась.
В июне 1992 Шоу выступил в Лондоне на концерте, где Боб Уилбер (Bob Wilber) воссоздал его музыку. Арти Шоу продолжал давать интервью, проводить семинары по литературе, искусству и истории оркестров Эры Свинга. Также посетители лекций могли выбрать тему разводов. По словам Стейна (Steyn) Арти называл себя "бывшим мужем богинь любви".
Арти был известен как один из самых грандиозных охотников за юбками – подробности его личной жизни не сходили со страниц жёлтой прессы. Сам Шоу называл себя "очень сложным человеком". Он был женат восемь раз – Джейн Кейрнс (Jane Cairns) (1932); Маргарет Аллен (Margaret Allen) (1934-37); Бэтти Грабл (Betty Grable); Лане Тёрнер (Lana Turner) (1940); Бетти Керн (Betty Kern) (1941-43), дочери автора песен Джерома Керна (Jerome Kern); Аве Гарднер (Ava Gardner) (1945-46); авторе книги "Forever Amber" Кетлин Уинсор (Kathleen Winsor) (1946-48); Дорис Даулинг (Doris Dowling) (1952-56) и Эвелин Кийс (Evelyn Keyes) (1957-85).
В последние годы Шоу страдал от осложнений, вызванных продолжительным диабетом. Шоу умер в Newbury Park, California 30 декабря 2004. В настоящее время благодаря поддержке Curtis International Associates Artie Shaw Orchestra всё ещё существует.