Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Anthony Davis / Энтони Девис

Американский джазовый пианист, композитор.

Работал в различных стилях, включая джаз, ритм-н-блюз, госпел, незападную, африканскую, европейскую классику, индонезийский гамелан и экспериментальную музыку. Он играл с несколькими группами, а также является профессором музыки в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Наибольшую известность получил благодаря своим операм, в числе которых "X, The Life and Times of Malcolm X", премьера которой состоялась в 1986 благодаря New York City Opera; "Amistad", премьерный показ которой состоялся в 1997 в Lyric Opera of Chicago, и "Wakonda's Dream", которую впервые показали в 2007 в Opera Omaha. Премьера его оперы "The Central Park Five" состоялась 15 июня 2019 в оперной труппе Лонг-Бич в Калифорнии. 4 мая 2020 она принесла ему Пулитцеровскую премию в области музыки.

Отец Девиса в своё время стал первым деканом факультета в Princeton University и как председатель ассоциации афроамериканских студентов в Yale разработал одну из первых и по сей день лучшую программу для темнокожих учащихся США. Поэтому можно догадаться, что детство Девиса прошло в Принстоне и в Государственном колледже в Пенсильвании в академическом окружении. В возрасте 7 лет он начал брать уроки игры на пианино. Затем изучал музыку в Йельском университете и выступал в расположенном неподалёку клубе New Haven с тромбонистом Джорджем Льюисом (George Lewis) и ударником Джерри Хэмингуэем (Gerry Hemingway) в составе группы Advent.

В 1975 он получил диплом и в этом же году сформировал квартет в составе с великолепным ударником Эдом Блеквеллом (Ed Blackwell). В период 1974-1977 он был участником группы New Dalta Ahkri под руководством Лео Смита (Leo Smith). В 1977 он переехал в Нью-Йорк и стал вовлечённым в расцветающую сцену движения Loft (хорошо задокументированного в серии Wildflowers), позже записывался с Оливером Лейком (Oliver Lake) (SHINE), Энтони Брекстоном (Anthony Braxton) (SIX COMPOSITIONS (QUARTET)) и Лероем Дженкинсом (Leroy Jenkins) (THE LEGEND OF A. GLATSON, SPACE MINDS NEW WORLD'S SURVIVAL SURVIVAL OF AMERICA).

В 1978 начинается период длительного сотрудничества с флейтистом Джеймсом Ньютоном (James Newton), с которым они записали диск HIDDEN VOICES, работали вместе в составе трио с Абдул Вадудом (Abdul Wadud). Девис также принимал участие в создании альбомов Ньютона PASEO DEL MAR и JAMES NEWTON. В 1979 принимал участие в Ньюпортском джазовом фестивале вместе с Джэймсом "Блад" Улмером (James "Blood" Ulmer) и Рональдом Шэннон Джексоном (Ronald Shannon Jackson), а также в международном Bracknell Festival в Англии, где имел сенсационный успех в дуэте с Ньютоном.

В 1981 Девис отметил: "Я не вижу необходимости быть самосознательным авангардистом", подтвердив свои слова в составе октета Episteme, который, пока не осознал инноваций Орнетта Колмена (Ornette Coleman), возвратился к исполнению тональной музыки. В 1982 Девис начал преподавательскую деятельность в Йеле. В 1985 он создал произведение "X, The Life and Times of Malcolm X" - оперу о Малкольме Икс (Malcolm X) и его политических взглядах. Наряду с великими джазовыми пианистами среди повлиявших на него композиторов Девис называет Стравинского. Иногда его критикуют за склонность к европейским музыкальным традициям, на что он обычно отвечает "...если кто-либо использует традиции в качестве ограничений собственных вкусов в контексте каких-нибудь расистских идей, то им лучше сидеть в конце автобуса".

Принадлежит ко второму поколению музыкантов фри-джаза. Не избежал влияния "абстракционизма" (линия Сэсила Тейлора (Cecil Taylor). Вместе с тем, сохранил преемственную связь с традициями бибопа и модерн-мэйнстрима. В 70-е признан одним из лучших негритянских пианистов креативной ориентации (грейт-блэк-мьюзик, сценический креатив, лирико-романтический кул-креатив). Тяготеет к концертной виртуозности, к синтезу джаза и современной европейской академической музыки. В прессе получил прозвище "новый Кит Джарретт (Keith Jarrett)" (благодаря некоторому сходству их исполнительских стилей). Активно экспериментировал в сфере дуэтного музицирования (с флейтистом Джеймсом Ньютоном (James Newton), виолончелистом Абдулом Вадудом (Abdul Wadud) и другими).

Дэвис также исследовал другие этнические истории. Его опера "Wakonda's Dream" (2007) с либретто Юсефа Комунякаа (Yusef Komunyakaa) - это рассказ о современной индейской семье Понка из Небраски и истории, которая их затрагивает.

Мировая премьера его оперы "Lilith" (либретто Аллана Хэвиса (Allan Havis)) состоялась 4 декабря 2009 в Музыкальном центре Конрада Пребиса в Калифорнийском университете в США. История о демонической фигуре из еврейской мифологии, которую иногда называют первой женой библейского Адама.

Он начал работать над музыкой для оперы "The Central Park Five" в 2014. Ранняя версия под названием "Five" была исполнена в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в 2016 компанией Trilogy Company. Либреттистом как ранней, так и последней версии был драматург Ричард Уэсли (Richard Wesley). Премьера "The Central Park Five" состоялась 15 июня 2019 в постановке оперной труппы Лонг-Бич в Сан-Педро, Калифорния. В 2020 эта работа принесла ему Пулитцеровскую премию в области музыки.

Он - третий профессор UCSD за 60-летнюю историю университета, получивший Пулитцеровскую премию. Он прокомментировал: "Меня также очень волнует то, что вы можете создавать политическую работу, которая оказывает влияние и затрагивает проблемы нашего общества. Я сделал свою карьеру, создавая политические произведения, и никогда не думал, что когда-нибудь получу Пулитцеровскую". Он узнал, что выиграл приз, во время встречи по Zoom с коллегами из музыкального факультета, поэтому все они услышали телефонный звонок; один из них позже прокомментировал: "Лучший зумбомб, который я когда-либо слышал!"

13:55