Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Andrew Cyrille / Эндрю Сирилл

Американский ударник авангардного джаза.

Эндрю Сирилл один из выдающихся исполнителей фри-джаза 80-х и 90-х годов. Немногие барабанщики фри-джаза играют с десятой долей грации и авторитета Сирилла. Его энергия не ослабевает, его сила абсолютна и сдерживается только всегда присутствующим чувством приличия. Сирилл лучше всего проявляет себя в совершенно свободном контексте, как, например, во время встреч с пианистом Борой Бергманом (Borah Bergman), где его зазубренные ритмы и изменчивые текстуры обрели максимальную свободу.

Он родился в семье гаитян и в 11 лет играл в барабанном и горнном корпусе в школе St. Peter Claver в Бруклине. В 15 он становится участником местного трио с гитаристом Эриком Гейлом (Eric Gale) и клавишником Лесли Брэтуэйтом (Leslie Brathwaite). Некоторое время он думал связать свою жизнь с химией, в изучении которой делал успехи, но любовь к музыке пересилила и в 1958 он поступил в Juilliard School, затем продолжил образование в Hartnett School of Music. Его первыми учителями игры на барабанах были барабанщики из Бруклина Уилли Джонс (Willie Jones) и Ленни Макброун (Lenny McBrowne); через них Сирилл познакомился с Максом Роучем (Max Roach). В итоге, Сирилл стал учеником Филли Джо Джонса (Philly Joe Jones), у которого начал брать формальные уроки по композиции и игре на барабанах и который в некоторых сессиях, таких как запись альбома TIME WAITS пианиста Бада Пауэлла (Bud Powell), использовал ударную установку Сирилла.

Профессиональный дебют Сирилла состоялся в группе пианистки и вокалистки Нелли Лутчер (Nellie Lutcher). Затем Сирилл выступал с Мери Лу Уилльямс (Mary Lou Williams), играл в рекламном ролике с Джимми Джуффре (Jimmy Giuffre), записывался с Колменом Хокинсом (Coleman Hawkins), Уолтом Дикерсоном (Walt Dickerson), Ахмедом Абдул-Маликом (Ahmed Abdul-Malik), Биллом Бэрроном (Bill Barron) для лейбла Savoy, Чарли Хейденом (Charlie Haden).

Работал с разными исполнителями от Иллинойс Джакета (Illinois Jacquet), Грехана Монкура III (Grachan Moncur III), Ховарда МакГи (Howard McGhee), Роланда Ханна (Roland Hanna) до Кенни Дорхема (Kenny Dorham), Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard), Рахсаана Роланда Кёрка (Rahsaan Roland Kirk) и нигерийского перкуссиониста Бабатунде Олатунджи (Babatunde Olatunji) среди прочих.

Трубач Тед Кёрсон (Ted Curson) познакомил его с пианистом Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), когда Сириллу было 18 лет. Их совместное выступление принесло Сириллу новую известность и поставило его в авангарде джазовой игры на барабанах. В 1964 он сменил барабанщика Санни Мюррея (Sunny Murray) в группе Тейлора, он также сотрудничаk с такими музыкантами из лагеря соул джаза, как Стэнли Таррентайн (Stanley Turrentine) и Джуниор Мэнс (Junior Mance).

Удивительное чувство времени Сирилла вносила ритмическую ясность в музыку Тэйлора и служило гибкой ритмической основой для композиций Махала Ричарда Эбрамса (Muhal Richard Abrams) и Джона Картера (John Carter). Сотрудничество с Тейлором продолжилось до 1975, включая поездку в Париж в 1966. Они снова были в Париже в 1969, где для лейбла BYG Сирилл записал диск WHAT ABOUT? - один из абсолютно успешных сольных записей среди ударников.

Начиная с 1969, Сирил организовал первую из нескольких перкуссионных групп для выступлений и записей с известными барабанщиками, включая Кенни Кларка (Kenny Clarke), Дона Мойе (Don Moye), Дэниела Понсе (Daniel Ponce), Майкла Карвина (Michael Carvin) и Владимира Тарасова (Vladimir Tarasov). В середине 70-х он отыграл серию концертов "Dialogue of the Drums" с Милфордом Грейвсом (Milford Graves) и Рашидом Али (Rashied Ali).

С 1971 по 1973 Сирилл работал постоянным артистом и преподавателем в Antioch College (Йеллоу-Спрингс, штат Огайо), а также преподавал в Graham Windham Home for Children в Нью-Йорке и в настоящее время является преподавателем The New School – School of Jazz в Нью-Йорке.

С 1975 по 1980 Сирил преподавал и руководил собственной группой Maono ("чувства"), состав которой был продиктован силами, которых требовали его композиции, а не наоборот. В состав Maono входили в разное время саксофонист Дэвид Эс. Уэр (David S. Ware), Сонни Смит (Sonny Smith), трубач Тед Дэниел (Ted Daniel), пианист Сонелиус Смит (Sonelius Smith), басисты Лайл Аткинсон (Lisle Atkinson) и Ник ДиГеронимо (Nick DiGeronimo). Он также записывает два дуэтных альбома с коллегой по группе Сесила Тэйлора (Cecil Taylor) Джимми Лаойнсом (Jimmy Lyons) и диск в составе трио с Лайонсом и Джинни Ли.

После ухода из группы Тейлора в 1975 он также работал с такими выдающимися коллегами, как Дэвид Мюррей (David Murray), Мухал Ричард Абрамс (Muhal Richard Abrams), Мэл Уолдрон (Mal Waldron), Хорейс Тэпскотт (Horace Tapscott), Джеймс Ньютон (James Newton) и Оливер Лейк (Oliver Lake). В 1977 он гастролирует по Европе с Карлой Блэй (Carla Bley).

В 80-х был барабанщиком в альбоме Билли Банга (Billy Bang) A TRIBUTE TO STUFF SMITH (Soul Note 121216), известном тем, что стал последней студийной сессией Сан Ра (Sun Ra), играл в группах с Фредом Хопкинсом (Fred Hopkins), Сироном (Sirone), Ахмедом Абдуллой (Ahmed Abdullah) и Мэрионом Брауном (Marion Brown); и в 1983 записал для лейбла Soul Note альбом PIECES OF TIME, ещё один проект, полностью состоящий из ударных, в создании которого принимали участие Дон Мойе (Don Moye), Кенни Кларк (Kenny Clarke), Милфорд Грейвс (Milford Graves), Обо Эдди (Obo Addy), Тани Табал (Tani Tabal), Окьерема Асанте (Okyerema Asante).

В последующие годы Сирилл работал с ансамблем Реджи Уоркмана (Reggie Workman Ensemble), выступал дуэтом с Мерилин Криспелл (Marilyn Crispell) и записывался с широким кругом артистов - от Хореса Тэпскотта (Horace Tapscott) и Джери Аллен (Geri Allen) до Энтони Брекстона (Anthony Braxton) и Билли Бэнга (Billy Bang). С 1988 он гастролировал и выступал по всему миру с российским перкуссионистом Владимиром Тарасовым (Vladimir Tarasov). В 1990 он предпринял гастрольную поездку по Великобритании в составе трио с басистом Полом Роджерсом (Paul Rogers) и бывшим участником группы Лу Рида (Lou Reed) гитаристом Марком Хьюинсом (Mark Hewins), играя всё - от музыки Джона Колтрейна (John Coltrane) до мощной психоделической музыки.

Плодотворный и неутомимый композитор и исполнитель, Сирилл выпустил DECLARATION OF MUSICAL INDEPENDENCE с участием Билла Фризелла (Bill Frisell), Вадады Лео Смита (Wadada Leo Smith) и Ричарда Тительбаума (Richard Tietelbaum) на ECM в 2017 и LEBROBA в 2018. Сирил гастролировал и выступал по всей Северной Америке, Европе, Африке и бывшем СССР. Он сформировал Haitian Fascination с гаитянским перкуссионистом Фриснером Огюстеном (Frisner Augustin) и гитаристом Аликсом Паскалем (Alix Pascal), и более 27 лет был участником TRIO3 с Оливером Лейком (Oliver Lake) и Реджи Уоркманом (Reggie Workman). Играл в составе другого трио с Марти Эрлихом (Marty Ehrlich) и Марком Дрессером (Mark Dresser), и в квартете с Росуэллом Раддом (Roswell Rudd), Арчи Шеппом (Archie Shepp) и Реджи Уоркманом (Reggie Workman).

Сирил возглавляет свои собственные группы в различных формациях и выступает в дуэтах, трио и более крупных группах (биг-бэнды) с такими знаменитостями, как Арчи Шепп (Archie Shepp), Розуэлл Радд (Roswell Rudd), Мэрилин Криспелл (Marilyn Crispell), Билл Фризелл (Bill Frisell), Ричард Тейтельбаум (Richard Teitelbaum), Ирен Швейцер (Irene Schweizer), Дэйв Дуглас (Dave Douglas), Джо Ловано (Joe Lovano), Джейсон Моран (Jason Moran), Виджей Айер (Vijay Iyer), Дэвид Виреллес (David Virelles), Билл МакГенри (Bill McHenry), Бен Стрит (Ben Street), Генри Граймс (Henry Grimes), Уильям Паркер (William Parker), Сорен Кьергаард (Soren Kjaergaard) и другими. Помимо "21st Century Big Band Unlimited" Эндрю Сирилла, его последнее выступление в составе биг-бэнда было с American Jazz Institute Ensemble Марка Мастерса (Mark Masters).

Кроме того, в 1994 он создал обучающее видео "Jazz Methodology in Drum Music: In and Out of Meter", доступное на сайте Alchemy Pictures. Сирилл - композитор, получивший заказ в рамках программы New Jazz Works от Chamber Music America в 2019, обладатель премии Vision Festival Lifetime Achievement Award 2019 от Arts for Art, Inc., стипендиат Гуггенхайма по композиции (1999), получил три гранта Национального фонда искусств на исполнение и композицию, два гранта Meet the Composer / AT&T- Rockefeller Foundation, международную премию Arts за выступление с его квинтетом в Аккре, Гане и Западной Африке, и две награды ASCAP за выдающиеся достижения в области композиций для перкуссионных.

Эта деятельность продолжилась и в XXI веке. В 2000 он выпустил запись трио C / D / E в сотрудничестве с басистом Марком Дрессером (Mark Dresser) и саксофонистом Марти Эрлихом (Marty Ehrlich). В 2002 он сыграл дуэтные концерты с Энтони Брэкстоном (Anthony Braxton), которые были выпущены в двух томах на Intact как DUO PALINDROME в 2002. Два года спустя он стал частью The Mary Lou Williams Collective с пианисткой Джери Аллен (Geri Allen), басистом Бастером Уильямсом (Buster Williams) и другим барабанщиком Билли Хартом (Billy Hart) в альбоме ZODIAC SUITE: REVISITED. В том же году он выпустил BLUE FLAME в дуэте с саксофонистом Грегом Осби (Greg Osby) и трио на WITCH'S SCREAM с Джоном Чикаи (John Tchicai) и Реджи Уоркманом (Reggie Workman); оба были выпущены лейблом TUM.

В период с 2008 по 2011 он выпустил две записи с пианистом Дэвидом Хейни (David Haney) на CIMP и три трио с датским пианистом Сёреном Кьергаардом (Søren Kjærgaard) и басистом Беном Стритом (Ben Street) для ILK. Вместе с Эриком Ревисом (Eric Revis) и Крисом Дэвисом (Kris Davis) он выпустил CITY OF ASYLUM для Clean Feed в 2013, прежде чем воссоздать трио Street-Kjærgaard с Syvmileskridt.

Сирилл, всегда олицетворяющий музыкальное разнообразие, сыграл в составе трио с саксофонистом Биллом МакГенри (Bill McHenry) и басистом Генри Граймсом (Henry Grimes) в альбоме FISH STORY в 2014 на Fresh Sound New Talent, а в следующем году с саксофонистом Микко Иннаненом (Mikko Innanen) и басистом Уильямом Паркером (William Parker) на двойном диске SONG FOR A NEW DECADE для лейбла TUM.

В 2016 он дебютировал с собственным квартетом на ECM с гитаристом Биллом Фризеллом (Bill Frisell) и пианистом Ричардом Тейтельбаумом (Richard Teitelbaum) с признанным критиками альбомом DECLARATION OF MUSICAL INDEPENDENCE. Сирилл вернулся к сотрудничеству с лейблом CIMP в мае 2018 с ещё одной парой записей с Хейни: дуэтом, предложившим на суд слушателей диск CLANDESTINE, и трио, в которое вошли басист Доминик Дюваль (Dominic Duval), с диском под названием CONSPIRACY A GO GO. Позже в этом году Сирилл объявил дату своего второго релиза в качестве лидера для ECM. Альбом, получивший название LEBROBA, записан с участием Фризелла (Bill Frisell) и трубача Вадада Лео Смита (Wadada Leo Smith).

13:55