Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Alain Caron / Ален Карон

Канадский бас гитарист, в совершенстве владеющий ладовыми и безладовыми бас гитарами.

Младший из одинадцати детей семьи фермера, родился в St. Eloi, близ Квебека. Свою музыкальную карьеру начал в одинадцатилетнем возрасте, после того как выиграл любительский конкурс. Первоначально играл в составе различных групп, исполнявших популярную музыку Америки и Канады. В частности, Ален играл The Vic Vogel Big Band. Некоторое время Карон посещал летнюю сессию Музыкального колледжа Беркли. Во время одного из джемов с именитыми бостонскими музыкантами Карон познакомился с всемирно известным учителем джазовой импровизации Чарли Банакосом (Charlie Banacos), у которого позже брал уроки.

В 14 лет открывает для себя стиль, который станет его страстью на всю жизнь – джаз. В числе повлиявших на него басистов он называет Альфонсо Джонсона (Alfonso Johnson), Жако Пасториуса (Jaco Pastorious), Рэя Брауна (Ray Brown) и Скота ЛаФаро (Scot LaFaro). Удача улыбнулась ему в 1977, когда он встречает музыкантов из группы Мишеля Кассона (Michel Cusson). Карон находит людей, которые мыслят так же, как и он – которые уважают джаз и его традиции, одновременно устремляя свои взгляды в будущее.

Так в начале 1980-х Карон вместе с гитаристом Мишелем Кассоном (Michel Cusson) и ударником Полем Брошу (Paul Brochu) создают супер фьюжн группа UZEB. К сожалению, не в пример Канаде и Европе, в США группа так и не получила широкого признания, а сам Карон, как бас-гитарист, только несколько лет назад завоевал в Америке статус "великого". UZEB стали звёздами ещё и потому, что составом лишь в три человека могли создать невероятно богатый звук, и, что интересно, даже на концертных выступлениях. UZEB использовали самые высокотехнологичные миди-аппараты и использовали их на полную.

После переезда в Монреаль, ещё играя в составе UZEB, он начинает работать в студиях и выступать в джазовых клубах города. Будучи практически самоучкой, Карон начинает посещать соответствующие "курсы повышения квалификации" – берёт уроки у учителя джазовой импровизации Чарли Банакоса (Charlie Banacos) и, в конечном итоге, поступает в Berkley College of Music. В Бостоне он быстро знакомится с талантливыми молодыми музыкантами, сокурсниками и профессиональными джазменами. Довольно скоро по вечерам он выступает с Дэвидом Киковски (David Kikovsky), Томом Харреллом (Tom Harrell), Сэлом Нестико (Sal Nestico), Френком Тибери (Frank Tiberi), Джерри Бергонци (Jerry Bergonzi), Бобом Моузесом (Bob Moses), и это лишь несколько имён.

Вернувшись в Монреаль, он фокусирует свои усилия на UZEB, который превращается в зрелый коллектив, исполняющий интеллектуальный фьюжн – впечатляющий, но всегда музыкальный. Между 1981 и 1990 UZEB записывает 10 альбомов, продав более 400,000 дисков, посещает с концертами более 20 стран. UZEB прекратил своё существование в 1992, и музыканты пошли разными путями. Этому предшествовал заключительный концерт перед 95 тысячами зрителей на Montreal International Jazz Festival. Собралось феноменальное число зрителей для концерта фьюжн группы.

Вскоре Карон прерывает свою сольную карьеру, основав свой лейбл NORAC RECORDS. В 1993 он продюсирует первый из 7 сольных альбомов своего нового проекта Le Band. Одноимённый диск LE BAND вышел в 1993 и включал монструозные басовые грувы и соло в композициях "Jack Cannon" и "Freedom Jazz Dance". Помимо вышеуказанных слэповых произведений Карон продемонстрировал свою филигранную технику игры на безладовой бас-гитаре в композиции "Had to Go". Диск получает премию Félix как лучший альбом года. Затем следуют гастроли по Канаде и Европе.

RHYTHM AND JAZZ был выпущен в 1995. Это запись включает широко известные произведения "Slam the Clown" и "Donna Lee". Обе композиции сыграны слэпом и и уже стали классикой для этого вида техники. Также на диске можно найти множество произведений, сыгранных на безладовой бас-гитаре. Подобная запись должна быть у каждого серьёзного басиста. К диску был выпущен также сборник нот Rhythm 'n Jazz, включающий диск, с записью всех композиций в минусе. В это же время выпущено ещё одно полезное издание — Compilation UZEB, сборник нот лучших произведений группы.

В 1997 следует третий альбом PLAY: как всегда отточенные слэп-произведения, такие как "D-Code", "Trouble", и удивительная аранжировка произведения Джона Колтрейна (John Coltrane) "Impressions". Альбом повторяет судьбу предыдущего и в том, что к PLAY также выпускается сборник нот с компакт-диском, включающим минусовки всех произведений. В 2000 Кaрон выпускает CALL ME AL!. Запись демонстрирует интерес Кaрона к электронной музыке, а также к более медленным, задумчивым композициям. 6 из 9 композиций были записаны с использованием электронных "петель" (loops), а Кaрон выступил не только в роли композитора и бас-гитариста, но и аранжировал свой материал и реализовал свои аранжировки при помощи компьютера. Помимо любимого Кaроном стиля фьюжн альбом несёт отпечаток таких стилей, как drum’n’bass и афро-кубинской музыки. К нововведениям можно отнести и наличие вокальных треков, записанных при участи вокалистки Джорейн (Jorane), которая записала ещё и виолончельные партии к некоторым композициям.

Карон также гастролирует по всему со своими друзьями Майком Стерном (Mike Stern), Френком Гэмбейлом (Frank Gambale), Бирели Лагрене (Biréli Lagrène), Дидье Локвудом (Didier Lockwood), Тайгером Окоши (Tiger Okoshi), Билли Кобэмом (Billy Cobham), Хорасио "Эл Негро" Хернандезом (Horacio “El Negro” Hernandez), Денисом Чемберсом (Dennis Chambers), Алексом Акунья (Alex Acuna), Доном Элиасом (Don Alias) и Джино Ваннелли (Gino Vannelli), выступив в более чем 30 странах. Тем временем он записывает несколько альбомов с друзьями.

Диск 5 был выпущен в 2003 и был номинирован на Juno в категории "Лучший альбом современного джаза". Пятый сольник Кэрон также записан с использованием электроники. Помимо этого альбом примечателен игрой Кэрона на контрабасе, а также активным использованием процессора Roland V-bass. Атмосферная музыка и клубные ритмы определили стилистическую направленность этой пластинки. Отметим также участие в записи Джино Ванелли (Gino Vanelli) и саксофониста Боба Францескини (Bob Franceschini) из команды гитариста Майка Стерна (Mike Stern). 

Давними друзьями и партнёрами Алена являются двое французских музыкантов: скрипач Дидье Локвуд (Didier Lockwood) и гитарист Жан Мари Этье (Jean Mary Etieu). Вместе они играют в составе трио и квартета. В апреле 2005 Карона приглашает престижный биг бенд WDR из немецкого города Cologne для участия в серии концертов и записей под управлением дирижёра Michael Abene из Нью-Йорка. В 2006 DVD и двойной CD под названием LIVE AU CABARET DE MONTRÉAL Карон выпускает на своём лейбле NORAC.

DVD диск THE LAST CONCERT ознаменовал собой 25-летие группы UZEB – единственное видео группы. Вместе с UZEB на сцене выступают такие мастера джаза, как Тайгер Окоши (Tiger Okoshi) на трубе.

Следующий диск CONVERSATIONS, увидевший свет в 2007, стал прекрасной коллекцией дуэтов с Оливером Джоунсом (Oliver Jones), Лоррэйн Десмараис (Lorraine Desmarais), Франсуа Бурасса (François Bourassa), Жан Сент-Жаком (Jean St-Jacques) и Отмаро Руизом (Otmaro Ruiz). Этот альбом характеризуется более спокойным и акустическим звучанием. Самым необычным для Карона было даже не сколько переключение с фьюжна на акустический джаз, сколько запись всей пластинки в составе дуэта (большая часть треков записаны с пианистом, а два трека - с вибрафонистом.) Большая часть композиций написана Кароном, одна из композиций - бразильская песня, а одна принадлежит Чарли Паркеру (Charlie Parker). Ещё одной особенностью пластинки стало использование только акустического баса: ни слэпа, ни безладовых пассажей а-ля Пасториус вы здесь не услышите - только имитация контрабаса.

30 августа 2007 университет Квебека присуждает всемирно известному басисту докторскую степень. Важно подчеркнуть, что Карон является единственным музыкантом, удостоившимся подобного звания в этом университете.

В 2010 выходит 7 сольная работа музыканта SEP7ENTRION. В 2011 мэр города Rivière-du-Loup объявил, что новая музыкальная школа будет носить имя Карона - “École de musique Alain-Caron”. Карон по праву заслуживает репутации мастера бас гитары, и виртуоза шестиструнной бас гитары. Не удивительно, что с ростом его известности, Карон начинает проводить собственные мастер классы практически во всех крупнейших городах, включая Монреаль, Торонто, Ванкувер, Нью-Йорк, Бостон, Лос-Анджелес, Париж, Лондон, Рим, Амстердам, Женева, Франкфурт, Токио, Гон-Конг, Богота и Мехико.

К настоящему моменту на его счету 20 сольных альбомов и в составе группы UZEB, кроме того он присутствует в сотрудничестве или в качестве гостя на более чем 25 записях. Он обладатель множества призов и наград, включая десять наград Felix: (Лучший Джазовый Альбом (1983-84-86-87-90-91), Лучшая Группа (1984-89) и Наиболее Признанный За рубежом Артист (1990), одна Gemeaux, Gemini Award For Best Original Score (1989), SOCAN Award и одна награда Оскара Питерсона - Oscar Peterson Lifetime Achievement Award, которая была вручена в 1991 на Montreal International Jazz Festival.

10 лет подряд Карона называли "Лушим басистом" (Best Bass player) по итогам опроса журналом The Jazz Report. Гитарный мастер Лютер Джордж Фурланетто (Luthier George Furlanetto) из фирмы F Bass, расположенной в Hamilton, Ontario, в течение 20 лет делал бас гитары для Карона. Совместно они разработали модель F Bass Alain Caron (AC6), которая обладает тональность цельнокорпусного баса с динамическими характеристиками акустической гитары.

Журналисты утверждают, что этот басист и композитор настоящий символ джаз-рока Франции. Французские музыканты называют его королём музыки фьюжн.  Сегодня Карон продолжает как преподаватель вести колонку в журнале Bassics Magazine и проводить мастер-классы по всему миру. Конечно, он продолжает и играть, и выпускать альбомы с различными всемирно известными музыкантами, некоторые из которых, кстати, играют и в его собственной группе — Le Band.

13:54