Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Al Haig / Эл Хейг

Американский джазовый пианист, получивший известность как один из пионеров бибопа.

В детстве Хейг изучал не только фортепиано, но и арфу, а также дудел на кларнете и саксофоне. Своё мастерство игры на фортепиано он оттачивает в стенах Oberlin College. Во время службы в армии он играл на пианино, саксе и на фанфарах. Именно в армейский период под влиянием Тедди Уилсона (Teddy Wilson) Хейг начинает играть джаз.

В 1945 Хейг начинает выступать в клубах Нью-Йорка с Чарли Паркером (Charlie Parker) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), доказав своё выдающееся мастерство аккомпаниатора. В 1945-1946 участвует в записях с Гиллеспи. Квинтет Гиллеспи с Хейгом в составе делает в мае 1945 записи четырёх композиций для фирмы Guild Records, выпущенные на пластинках на 78 оборотов. Эти диски рассматриваются джазовыми критиками как первые записи, включавшие все элементы нарождающегося стиля бибоп.

В 1946 он становится участником группы Эдди Девиса (Eddie Davis and His Beboppers), в составе которой также играл Фэтс Наварро (Fats Navarro). В 1947 играет в составе квинтета Эдди Девиса (Eddie Davis), с 1948 по 1950 играет с Чарли Паркером (Charlie Parker). В период с 1949 по 1951 сотрудничает со Стэном Гетцем (Stan Getz). Хейг был участником знаменитого нонета, записавшего первую сессию для пластинки Майлса Девиса (Miles Davis) BIRTH OF THE COOL.

После периода работы со Стэном Гетцем (Stan Getz), который окончился в 1951, Хейг отошёл от эпицентра бибоп сцены. 4 августа 1952 Хейг выступил в Голливуде в составе с альт саксофонистом Сонни Криссом (Sonny Criss), контрабасистом Дейвом Браннингом (Dave Brunning) и ударником Ларри Банкером (Larry Bunker).

В последующие годы по словам Брайана Кейса (Brian Case) "Хейг превратился в гиганта в забытьи. Джазовый пианизм, ещё более ударный, исповедующий грубое упрощение методов Бада Пауэлла (Bud Powell), не оставил места для кристальных прикосновений и стремительных, логических разворотов идей. Хейгу оставалось лишь играть на коктейль-вечеринках в барах Нью-Йорка".

В 1969 Хейгу было предъявлено обвинение в подозрении на убийство. Его обвиняли в том, что он задушил свою третью жену Bonnie в их доме в городе Clifton, New Jersey 9 октября 1968. Хейг засвидетельствовал, что жена была пьяна и упала со ступенек, что и стало причиной смерти. Грандж Рутан (Grange Rutan), вторая жена Хейга, в своей книге "Death of a Bebop Wife", вышедшей в 2007, высказала свои сомнения на этот счёт. Книга частично автобиографическая, и частично основана на рассказах друзей и членов семьи. Она в деталях описывает историю Бонни, включая несколько примеров домашнего насилия со стороны Хейга. Некоторые члены семьи открыто высказались по поводу насильственной личности Хейга, что осталось без внимания во время следствия. В книге приводятся слова басиста Хэла Гейлора (Hal Gaylor), который беседовал с Хейгом перед выступлением в Edison Hotel в начале 70-х, когда Хейг признался ему, что именно он был причиной смерти его супруги Бонни.

В 70-х он возвращается на джазовую сцену, демонстрируя своими записями, что он вовсе не растерял ни один из своих навыков, а также великолепно ориентируется во всех новшествах и хорошо знаком со всеми музыкальными событиями в мире джаза, несмотря на пропущенные годы.

В 1974 Тони Вилльямс (Tony Williams), владелец британского лейбла Spotlite Records, пригласил Хейга совершить европейское турне. По окончании довольно успешной гастрольной поездки был записан альбом INVITATION для лейбла Spotlite c Биби Ровере (Bibi Rovere) на басу и Кенни Кларком (Kenny Clarke) на ударных. Эта запись послужила толчком к возвращению Хейга на джазовую сцену, он становится довольно популярным исполнителем в Европе и в течение последующих восьми лет совершает ряд турне, делает записи в Великобритании и Франции. Кроме того, записывается для нескольких японских лейблов.

Причиной смерти Хейга становится сердечный приступ.

Несмотря на прерывистую карьеру, Хейг остаётся важной фигурой в развитии современного джазового пианино.

13:54