Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Airto Moreira / Аирто Морейра

Бразильский джазовый ударник, перкуссионист, композитор и бендлидер.

Родился в Итайополисе - небольшой деревне в штате Санта-Катарина на юге Бразилии. Детство прошло в городе Куритиба (Curitiba), столице штата Парана. Семья жила на окраине города, где не было электричества, только керосиновые лампы и печь, в которой горел огонь.

Его отец Хосе Роза Морейра (Jose Rosa Moreira) всю жизнь был духовным целителем. Девичей фамилией матери была Гуиморва (Guimorva). Еще не научившись ходить, Аирто начал греметь и стучать по полу различными предметами всякий раз, когда слышал по радио какую-нибудь зажигательную песню. Первой талант в нём разглядела бабушка и стала всячески поощрять его к самовыражению. Уже к шести годам Аирто отлично пел и играл на барабанах, что позволило ему одержать победу на множестве детских музыкальных конкурсов. Его несомненный талант привлёк к себе внимание и на муниципальном радио ему предложили вести еженедельную передачу, которая выходила в субботу днём.

Мэр предложил ему полную стипендию для обучения в Музыкальной академии Понта-Гросса, где он изучал фортепиано и гитару в 1948-50 годах, хотя перкуссия оставалась его серьезным увлечением. В тринадцать лет он стал профессиональным музыкантом, играл на перкуссии, барабанах и пел в местных танцевальных группах. А в возрасте шестнадцати лет он отправился в Сан-Паулу, где начал регулярно выступать в ночных клубах и телевизионных шоу, как перкуссионист, барабанщик и певец. К 1963 году Эйрто переехал в Рио-де-Жанейро, где вместе с Эрмето Паскуалем (Hermeto Pascoal), Теофило Де Барросом (Theofilo De Barros) и Эральдо До Монте (Heraldo Do Monte) основал легендарный Quarteto Novo. Во время своих путешествий он собрал множество перкуссионных инструментов. В его коллекции насчитывается более 120 перкуссионных.

В 1965 году в Рио-де-Жанейро Аирто встретил вокалистку Флору Пьюрим (Flora Purim), которая впоследствии станет его женой. В 1967 года Флора переехала в США. Примерно через месяц за ней последовал и Аирто. Они поселились в многоквартирном доме, в котором проживал перкуссионист Моасир Сантос (Moacir Santos). В 1968 они переехали в Лос-Анжелес, а в 1970 в Нью-Йорк, где Флора нашла работу в ресторане Lost&Found. В перерывах между оплачиваемыми выступлениями Айрто играл там за ужином.

Он оказался музыкантом, который очутился в нужном месте в нужное время. Джазовые музыканты как раз в этот период начали открывать для себя те дополнительные ритмические тонкости, которые может привнести в музыку перкуссионист. Сам Морейра описывает это так: " ... вы всматриваетесь и вслушиваетесь в ваше собственное место в музыке - именно ваше место - и затем вы начинаете творить звук ... музыка похожа на картину; это не просто звуки".

Вскоре Аирто играет с такими музыкантами, как Реджи Уоркман (Reggie Workman), Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson), Седар Уолтон (Cedar Walton), Уолтер Букер (Walter Booker). Именно благодаря знакомству с Букером Аирто начал сотрудничество с великими джазменами – Кэннонболлом Эддерли (Cannonball Adderley), Ли Морганом (Lee Morgan), Полом Дезмондом (Paul Desmond) и Джо Завинулом (Joe Zavinul), и многими другими. Завинул порекомендовал Аирто Майлзу Дэвису (Miles Davis) для участия в сессии записи альбома BITCHES BREW.

Затем Дэвис пригласил Аирто присоединиться к своей группе, в которую входили такие джазовые легенды, как Уэйн Шортер (Wayne Shorter), Дэйв Холланд (Dave Holland), Джек ДиДжонетт (Jack DeJohnette), Чик Кориа (Chick Corea), Джон МакЛафлин (John McLaughlin) и Кит Джарретт (Keith Jarrett). За два года работы с Майлзом Дэвисом Морейра записался на альбомах LIVE/EVIL, LIVE AT THE FILLMORE, ON THE CORNER, THE ISLE OF WIGHT, BITCHES BREW, позднее в FILLMORE SESSIONS.   В 1971 году Аирто был приглашён в оригинальный состав Weather Report для записи их дебютного альбома вместе с Уэйном Шортером (Wayne Shorter), Джо Завинулом (Joe Zawinul), Мирославом Витоусом (Miroslav Vitous) и Альфонсом Музоном (Alphonse Mouzon). В следующем 1972 году он вошёл в первый состав комбо Чика Кориа (Chick Corea) Return To Forever, в который также вошли Флора Пурим (Flora Purim), Джо Фаррелл (Joe Farrell) и Стенли Кларк (Stanley Clarke). Вместе они записали альбомы RETURN TO FOREVER и LIGHT AS A FEATHER.

В 1974 году вместе с Флорой Пурим (Flora Purim) Аирто сформировал свою первую команду Fingers. Они часто выступают по всему миру и делают несколько совместных записей. Широкий спектр используемых Аирто перкуссионных инструментов наряду с блестящей и изобретательной техникой игры и потрясающим звукоизвлечением сделали его одним из самых востребованных сессионных музыкантов. Совместная работа с такими музыкантами, как Куинси Джонс (Quincy Jones), Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), Джордж Дюк (George Duke), Пол Саймон, Карлос Сантана, Гил Эванс (Gil Evans), Стэн Гетц (Stan Getz), Гато Барбиери (Gato Barbieri), Майкл Брекер (Michael Brecker), группами The Crusaders, Chicago и многими другими, а также участие в записи саундтреков к кинофильмам "Экзорцист", "Последнее танго в Париже" и "Король цыган", представляет собой лишь небольшое количество музыкальных вкладов, сделанных Аирто за последние три десятилетия. Работа с барабанщиком группы Grateful Dead Миком Хартом (Mickey Hart) над перкуссионным саундтреком к фильму Копполы Апокалипсис Сегодня (Apocalypse Now) сделали Аирто Морейру поистине значительной фигурой в музыкальной истории трёх последних десятилетий.

Его неоценимый вклад в мировую музыкальную культуру подтверждается и тем фактом, что журнал Downbeat включил категорию перкуссии в свои опросы читателей и критиков, в которых он побеждал более двадцати раз (начиная с 1973). За прошедшие годы он был признан перкуссионистом номер один по версии таких журналов, как "Jazz Times", "Modern Drummer", "Drum Magazine", "Jazzizz", а также многими европейскими, латиноамериканскими и азиатскими изданиями.

Далее он привлекает внимание широких масс к world музыке и перкуссионным инструментам в проекте "Planet Drum" вместе с барабанщиком группы Grateful Dead Микки Хартом, мастером игры на конгас Джованни Идальго (Giovanni Hidalgo), виртуозом игры на табла Закиром Хуссейном (Zakir Hussain), а также с Флорой Пурим (Flora Purim), Бабатунде Олатунджи (Babatunde Olatunji), Сикиру Адеподжу (Sikiru Adepoju) и Викку Винаякрамом (Vikku Vinayakram).

В 1991 году альбом PLANET DRUM получил премию Grammy в номинации "World Music". Ещё один проект с участием Аирто – оркестр United Nations Orchestra под управлением Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) - также завоевал премию Grammy в категории "Best Live Jazz Album".

Любовь к музыке и людям своей родной страны - Бразилии - заставляет Аирто каждый год возвращаться сюда, чтобы навестить старых друзей и родственников, а также отдать дань уважения своим духовным наставникам и старейшинам.

С ранних лет Аирто увлекался спиритизмом и ходил на "сеансы" вместе со своим отцом Жозе Роса Морейра, который был его духовным наставником на протяжении всей жизни. Своеобразным "погружением в исследование целительной силы музыки и духовного мира" стал альбом THE OTHER SIDE OF THIS (Smithsonian Folkways, 1992). Аирто также был автором представления "Brazilian Spiritual Mass", которое было записано с филармоническим оркестром Западногерманского радио (WDR) в Кельне и выпущено на лейбле Harmonia Mundi.

В 1996 году Морейра и его жена Флора Пурим совместно с P.M. Dawn написали песню "Non-Fiction Burning" для альбома Red Hot + Rio, посвященного борьбе со СПИДом и выпущенного организацией Red Hot.

Альбом KILLER BEES (Melt, 2000) с участием Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock), Стэнли Кларка (Stanley Clarke), Чика Кориа (Chick Corea), Марка Игэна (Mark Egan) и Хайрема Буллока (Hiram Bullock) получил множество положительных отзывов и стал одним из наиболее успешных альбомов на европейском рынке. Тогда же был выпущен сольный альбом Аирто HOMELESS (Melt, 2000). Этот альбом пропитан энергетикой этнических ритмов, охвативших лучшие танцевальные площадки во всём мире. В числе других релизов, выпущенных на этом лейбле - записи группы Fourth World с участием Жозе Нето и Флоры Пурим.

Аирто был приглашён в качестве специального гостя в телешоу с оркестром Boston Pops Philharmonic Orchestra на канале PBS TV, принял участие в концертном выступлении рок-группы Smashing Pumpkins "MTV Unplugged", а также участвовал в записи альбома группы Depeche Mode EXCITER. В 2001 году Аирто записал несколько композиций с группой Kodo, одна из которых - "Maracatu" была выбрана в качестве одной из официальных песен Чемпионата мира по футболу 2002 года в Азии для открытия церемоний в Японии. 

Ремикс песни Аирто Морейра "Celebration Suite", сделанный ди-джеями Bellini Brothers, получил название "Samba de Janeiro". Эта композиция заняла первые строчки танцевальных чартов более чем в 26 странах Европы, Азии и Латинской Америки. В этот период Аирто сотрудничал с Фредериком Гальяно (Frederic Galliano), Джайлсом Петерсоном (Giles Peterson), Endemic Void, Justice, Эшли Бидлом (Ashley Beedle), Circadian Rhythms, Джимпстером (Jimpster), Амоном Тобином (Amon Tobin), Максом Бриненом (Max Breenen) и другими.

В очередной раз Аирто был признан лучшим перкуссионистом года (2001) по результатам 66-го ежегодного опроса читателей журнала "Down Beat Magazine". В сентябре 2002 президент Бразилии Фернанду Энрике Кардозу представил Аирто Морейра и Флору Пурим к ордену Rio Branco - одной из самых высоких наград Бразилии. Орден Рио-Бранко был учрежден в 1963 году для официального признания бразильских и иностранных деятелей, внесших значительный вклад в развитие международных отношений Бразилии. Орден назван в честь Барао ду Риу Бранку, министра иностранных дел Бразилии с 1902 по 1912 год, известного своей ролью в переговорах о государственных границах Бразилии и называемого "отцом бразильской дипломатии".

После грандиозных шоу во многих странах мира в 2002 году Аирто наконец осуществил свою давнюю мечту - обучать людей в Бразилии своей музыкальной методике, передав им частицу своей души, а также отношению к жизни, спиритизму, энергии и многому другому. Аирто играл на открытии восстановленной Александрийской Библиотеки в Египте, собравшем огромное количество паломников со всего мира. Кроме бесценного музыкального и личного опыта, это выступление принесло Аирто оглушительный успех.

В течение трёх лет Аирто преподавал на отделении этномузыкологии в Университете Калифорнии, Лос-Анджелес (UCLA). Релиз следующего альбома Аирто Морейра LIFE AFTER THAT (Narada Records) состоялся 30 сентября 2003.

В 2006 Аирто был представлен на одном из 5 CD, выпущенных в наборе Чиком Кориа (Chick Corea) под названием '5 TRIOS'. Вместе с Чиком Кориа (Chick Corea) и Эдди Гомезом (Eddie Gomez), они записали диск THE BOSTON THREE PARTY в исполнительском центре Беркли (Berklee Performance center) в Бостоне.

В дальнейшем он делит своё время между студийной работой, семинарами и мастеклассами, работает над созданием новых проектов, таких как Video Surround Sound, ищет материал для новых записей и концертных выступлений в США, Европе, Азии и Латинской Америке.

В 2022 году на странице Flora Purim & Airto Moreira в Facebook было объявлено, что у Айрто серьезные проблемы со здоровьем и что жена Флора теперь постоянно ухаживает за ним. Их дочь Ниура создала страницу GoFundMe с целью сбора средств для перевода Айрто в более подходящее учреждение. По состоянию на июль 2023 года было собрано почти 45 000 долларов.

13:54